Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.
статья по математике

Ульянова Алла Зигмундовна

          Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического развития.

Что нужно знать учителю для успешной организации учебной деятельности с такими детьми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_raboty_s_detmi_s_narusheniyami_oda.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.

       

          Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического развития.

Особенно задержаны в развитии те вышие функции, которые тесно связаны с двигательными анализаторами: пространственные представления, способность узнавать предмет на ощупь, соотносить  размеры и форму предметов.

Неустойчивое внимание, недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний. Особенности учебной деятельности учащегося с НОДА определяются различными нарушениями речи. Отдельные звуки не непроизносятся, речь не выразительна, голос монотоннен. Детям трудно сразу ответить, им требуется время на подготовку к ответу, настройка речевого аппарата.

Отмечается также, что учащиеся с ДЦП характеризуются высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой. Но это зависит от тех условий, в которых живут дети. Дети, которых любят, несмотря на недуг, доброжелательны, открыты для общения и даже умеют похвалить себя. Без сомнения они обладают повышенной чувствительностью, остро реагируют на неудачи.

Для успешной организации учебной деятельности учителю важно:

- быть готовым работать с особенными детьми (внутренне, психологически);

- быть способным к такой работе.

Но даже, если ты прочтёшь всё книги по данной теме, не узнаешь готов ли ты к работе с такими учениками, пока не столкнёшься с подобным.

Эффективность твоей работы зависит от жизненного опыта, от педагогического опыта, от специальных знаний по данной проблеме, но и от уровня адаптации всех участников образовательного процесса – родителей, детей, учителей.

Если ты принял детей и дети, и родители приняли тебя, можно смело разбираться с теми трудностями, которые возникают в процессе обучения математики.

Итак, моторные нарушения ограничивают способность к освоению практической деятельности.

Всё это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются.

Использование практических методов позволяют ученикам усваивать знания, вырабатывать умения и навыки. К таковым относятся упражнения.

Упражнение – повторное, многократное выполнение правильного практического или умственного действия с целью овладения им.

Так, например, при изучении темы «Натуральные числа» выполнением задания, включая в них и наших тьюторов – мам:

  1. Продолжите счёт чисел с 28 до 56, называя числа через одно.
  2. Посчитайте «пятёрками» начиная с 75 до 115.

Устный счёт обязателен! На каждом уроке. Повторяем приёмы устного счёта.

Упражнение: Найдите значение выражения; считайте устно, называйте промежуточные результаты.

Дорофеев Учебник математики «5 класс» (№ 27)            35:7*6   80*6:1

Еще один практический метод- это непосредственно практическая работа.

 Практическая работа. Тема «Числа и точки на  прямой».

Изучив пункт учебника, оговорили алгоритм построения самой числовой оси и откладывание точек на ней. Закрепляем полученные знания. Ученик даёт команды учителю по построению:

  1. Начерти горизонтальную прямую
  2. Отметить на ней т.О
  3. Справа от неё, т.Е и т.д.

№104, 107

Работа в тетрадях на печатной основе с помощью мам, занимаются с помощью интерактивной рабочей тетради Skysmart.

Для совершенсвования умения необходимо повышения степени самостоятельности выполнения действий. Поэтому обязательно выделено время для самостоятельной работы на вычисление. Работают ученики на ноутбуке и плашете. Время на это требуется гораздо больше, но это необходимо для качественных и прочных знаний.

Лабораторная работа.

Изучение явлений с помощью специального оборудования.(для начала с логопедом было выучено слово «параллепипед»)

Из бумаги изготовили развёртки  параллелепипеда, куба. Изучали свойства фигур. Получали правило вычисления объёма параллелепипеда, куба.

Задание№1

- Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллепипеда.

Задание№2.

- Возьмите 6 одинаковых кубиков и сложите из них разные прямоугольные параллелепипеды. Сколько П. можно сложить. Для каждого из них определите длину, ширину и высоту? (стр.238)

Задание№3.

- Можно ли выпить 1 дм3 воды?

- Сможете ли вы налить 1 м3 сока в стакан?

-№ 964(а).

Есть различные виртуальные лабораторные работы, но благодаря заинтересованности родителей, мы это делаем на уроке в живую, оставляя детям возможность обсуждать результаты, сформулировать выводы, дать оценку выполненной работы.

Одним из условий успешности обучения детей с НОДА является увеличение времени изучения тем. К сожелению этой озможности нет, поэтому уровень сложности учебного материала приходится снижать и подбирать такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности.

Помогают отработке базовых тем различные алгоритмы, схемы, образцы выполненных заданий, для конкретизации действий при самостоятельной работе.

№1 Решите уравнение

25*Z +49=149

  1. Определи порядок действий
  2. Назови компоненты по последнему действию.
  3. Как найти неизвестный компонент?
  4. Выполни всевозможные действия (посчитай)
  5. Получи простейшее уравнение.
  6. Как найти неизвестный компонент
  7. Запиши ответ.

Математика на базовом уровне, не слишком увлекательна и не может вызывать большого интереса, необходимо расскрасить серые будни, разбавить однообразие вычислительных упражнений. Заинтересовать учащихся, дать повод к ожиданию очередного урока-задача учителя.

Это может быть сообщение темы занятия в игровой форме, проблемной форме. Так, например, учащимся 6 классов было задано найти дома решето Эратосфена, которое использовали для просеивания. И уже на уроке с помощью  замечательных авторов В.Левшина и Э.Александровой и их книги Путешествие по Карликании и Аль-Джебре начался разговор о простых числах. С удовольствием слушали дети пародоксы Льюиса Керолла из Алисы в зазеркалье, путешествовали с героями русских сказок, решая математические головоломки.

«Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» Б.Паскаль.

Поэтому игровые моменты обязательно включаю в урок, это и ребусы, и анограммы, игра «червёртый лишний»- всё это компенсирует слаборазвитые свойства познавательной сферы и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.

Неожиданно найденный ответ на вопрос логической задачи – это успех, а успех – это эмоциональное благополучие. Одним из любимых дел особенных учеников является поиск ошибок .Они бывают очень рады, если им удается найти и исправить ошибку в решении другого или увидеть подвох в вопросе. Этим можно пользовать для закрепления полученных навыков.Например,

  Ведь мы помним о повышенной чувствительности учеников. Создание благоприятного климата на уроках обязательнная задача учителя.

Что нужно для благоприятной обстановки:

- Улыбнуться каждому ребёнку

-использовать ободряющие интонации

-говорить не слишком громко и не очень быстро

-внимательно относиться к высказываниям учеников

-прибегать к сенсорным контактам (подержать руку, дотронуться до плеча) только после того, как вы подружились

-не совершать резких движений около ребёнка

-отказаться на уроке от окрика

Работая с детьми в течение года, изучая специальную литературу, мы получили ответы далеко не на все вопросы и их стало даже больше, чем в начале нашего пути. Мы понимаем, что у таких детей особые образовательные потребности:

- задаются спецификой двигательных нарушений, определяют особую логику построения учебного процесса;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения;

- нелбходимо техническое обеспечение;

- индивидуализация обучения, организация особой пространственной и временной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.

     Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержку психического развития.Особенно задержаны в ...