Доклад на тему: " Развитие учебной мотивации у детей с ОВЗ"
методическая разработка

Ерминская Надежда Викторовна

Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченой цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относится к успехам и неудачам ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uchebnoy_motivatsii_u_detey_s_ovz.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие учебной мотивации у детей с ОВЗ

 «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»

Ян Коменский

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

До недавнего времени было принято считать, что обучение – это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким?  Как создать на уроке ситуацию успеха для  обучающегося?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном  уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач  обучающимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),индивидуально на дому, обучающиеся которой,  имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам ребенка.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания : словесные, наглядные, практические и игровые.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Приём  – вариант применения данного метода.

1. Словесные методы:

  • беседа
  • разговор
  • поощрение
  • создание ситуации успеха
  • рассматривание картинки
  • чтение художественной литературы

2. Наглядные методы:

  • показ игрушек, предметов
  • наблюдение явлений природы, труда взрослых, за  детской деятельностью
  • рассматривание живых объектов
  • показ образца(показ проектов)
  • ИКТ

3. Практические методы:

  • упражнения (оказание помощи)
  • совместные действия учителя и ребёнка
  • выполнение поручений
  • показ предметов, игрушек.
  • наблюдение явлений природы, труда взрослых.
  • рассматривание живых объектов.
  • показ образца.

4. Игровые методы:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы

Игровые приемы:

  • Создание игровых ситуаций
  • Обыгрывание игрушек, предметов
  • Сюрпризность, эмоциональность

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучая, решая проблемы игрушки.  Основными формами мотивации являются дидактические игры и упражнения, внеклассные мероприятия по предметам, использование современных педагогических технологий (игровые технологии, ИКТ-технологии).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Четвёртый тип мотивации «Создание продукта своими руками и  для себя»  Основан  на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей, сделать что-то  для собственного действия,   для своих близких, друзей, педагогов.

 На первом плане стоят эмоции. Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие). Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание обучающихся ,  поверхностное, неустойчивое, отвлекаемое,  поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме, и складываться из отношения к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности.

Сухомлинский советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах

В докладе рассказывается  о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

Доклад на тему: «Формирование учебной мотивации как одна из проблем повышения качества образования по русскому языку»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно,...

Доклад на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"

Доклад по физкультуре на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"...

Методическая разработка по теме: "Развитие учебной мотивации на уроках химии"

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности, используя различные для этого мет...

Развитие учебной мотивации у детей (материалы для семинара с педагогами)

В презентации рассмотрены некоторые  методы и приёмы для развития учебной мотивации у школьников. Данная презентация использовалась нами при подготовке и проведении практического семинара с педаг...