Доклад на тему: " Развитие учебной мотивации у детей с ОВЗ"
методическая разработка
Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченой цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относится к успехам и неудачам ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uchebnoy_motivatsii_u_detey_s_ovz.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие учебной мотивации у детей с ОВЗ
«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»
Ян Коменский
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
До недавнего времени было принято считать, что обучение – это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как создать на уроке ситуацию успеха для обучающегося?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач обучающимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),индивидуально на дому, обучающиеся которой, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам ребенка.
Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания : словесные, наглядные, практические и игровые.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Приём – вариант применения данного метода.
1. Словесные методы:
- беседа
- разговор
- поощрение
- создание ситуации успеха
- рассматривание картинки
- чтение художественной литературы
2. Наглядные методы:
- показ игрушек, предметов
- наблюдение явлений природы, труда взрослых, за детской деятельностью
- рассматривание живых объектов
- показ образца(показ проектов)
- ИКТ
3. Практические методы:
- упражнения (оказание помощи)
- совместные действия учителя и ребёнка
- выполнение поручений
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
4. Игровые методы:
- дидактические игры
- подвижные игры
- игры-забавы
Игровые приемы:
- Создание игровых ситуаций
- Обыгрывание игрушек, предметов
- Сюрпризность, эмоциональность
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучая, решая проблемы игрушки. Основными формами мотивации являются дидактические игры и упражнения, внеклассные мероприятия по предметам, использование современных педагогических технологий (игровые технологии, ИКТ-технологии).
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Четвёртый тип мотивации «Создание продукта своими руками и для себя» Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей, сделать что-то для собственного действия, для своих близких, друзей, педагогов.
На первом плане стоят эмоции. Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие). Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)
Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание обучающихся , поверхностное, неустойчивое, отвлекаемое, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме, и складываться из отношения к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности.
Сухомлинский советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах
В докладе рассказывается о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...
Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"
Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...
Доклад на тему: «Формирование учебной мотивации как одна из проблем повышения качества образования по русскому языку»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно,...
Доклад на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"
Доклад по физкультуре на тему "Развитие учебной мотивации на уроках физической культуры"...
Методическая разработка по теме: "Развитие учебной мотивации на уроках химии"
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности, используя различные для этого мет...
Развитие учебной мотивации у детей (материалы для семинара с педагогами)
В презентации рассмотрены некоторые методы и приёмы для развития учебной мотивации у школьников. Данная презентация использовалась нами при подготовке и проведении практического семинара с педаг...
Доклад "Формирование и развитие учебной мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями"
Доклад на МО 20.03.2023...