Презентация "Особенности методики чтения произведений"
презентация к уроку

Перфильева Ксения Сергеевна

Особенности чтения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ» Выполнила: студентка 3 курса Нос 18-1 Перфильева К.С.

Слайд 2

Методической особенностью обучения детей чтению произведений различных жанров на первом этапе является детализация анализа текста произведения, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия произведения задается таким средством антиципации, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения младших школьников чтению произведений различных жанров целесообразно включить работу по составлению специального словаря.

Слайд 3

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

Слайд 4

Этапы работы над произведением 1) первичный синтез 2) анализ 3) вторичный синтез

Слайд 5

На этапе анализа — устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета; — выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует); — раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка); — проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

Слайд 6

На этапе вторичного синтеза обобщаются существенные черты действующих лиц; — сопоставляются герои и дается оценка их поступкам; — выясняется идейная направленность произведения; — дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

Слайд 7

Методические требования 1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения. 2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики). 3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание. 4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

Слайд 8

Методика чтения рассказов Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы: Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Слайд 9

Методика чтения сказок Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые люди. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д. В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»....

Домашнее чтение произведения Гарри Поттер

Данное задание предусмотрено для работы над таким аспектом как домашнее чтение. В нем можно найти задания на пополнение лексического запаса и развитие умений говорения....

АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии в помощь учителю литературы

Сборник электронных образовательных ресурсов в помощь учителю литературы...

Jolly Phonics - методика чтения по жестам и фониксам

Jolly Phonics - это, прежде всего, методика, помогающая с первого занятия увлечь ребенка чтением и работой с буквами и звуками. Она предназначена для детей дошкольного возраста и учащихся начальн...