Методика подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ по биологии с развернутым ответом.
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

ОГЭ, ЕГЭ (ГИА) по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9,11 классах. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах. Так что, если ученики выбрали в качестве дополнительного предмета для ГИА биологию, то к подготовке необходимо отнестись серьезно. Чем лучше они будут готовы, тем выше шанс успешной сдачи ЕГЭ и, соответственно, богаче выбор вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ, ЕГЭ

с развернутым ответом по биологии

ОГЭ, ЕГЭ (ГИА) по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9,11 классах. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах. Так что, если ученики выбрали в качестве дополнительного предмета для ГИА биологию, то к подготовке необходимо отнестись серьезно. Чем лучше они будут готовы, тем выше шанс успешной сдачи ЕГЭ и, соответственно, богаче выбор вузов.

Помните, что специфика тестирования ГИА, в том числе и ОГЭ по биологии, заключается в формулировке вопросов. То есть, зачастую, мы должны не просто знать ответ на вопрос, мы должны понять, что именно хотел спросить составитель теста. Помощь также может потребоваться в решении практических задач второй части ГИА по биологии.

В ОГЭ, ЕГЭ   по биологии много каверзных вопросов, на которых можно попасться. Некоторые задания подразумевают необходимость построения логической цепочки, и на это необходимо обращать внимание. К тому же, в биологии много информации, которую надо знать наизусть. Поэтому, чтобы легче запомнить материал и подготовиться к ГИА по биологии лучше, будет полезно тренировать память. К тому же, хорошая память всегда пригодится.

В Республике Тыва при проверке ответов можно наблюдать то, что ученики не смогли понять смысла заданий  по разным причинам – недочитали; прочитали, но неправильно поняли смысл; прочитали и поняли, но не знают правильного ответа.

Предлагаю ввести использование «средств обратной связи» (как в рамках «обычных» уроков, так и в онлайн-режиме при дистанционном обучении в условиях карантина).

Эффективность работы учителей по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ

Я думаю каждый из нас, стараясь внимательно слушать выступающего, в определенный момент ловил себя на мысли, что он думает о своем, точно такое же происходит и с учащимися на уроке.

Предлагаю вам познакомиться с уникальной методикой взаимодействия с учащимися, автором которой является Марк Бенцианович Волович. При использовании данной методики любое общение с классом становиться эффективнее, так как ученики принимают в этом общении активное участие (на вопрос заданный классу отвечают все ученики, каждый ответ оценен, т.е. каждый ученик знает, верно или неверно он ответил).

Первое, что очень важно предпринять – ввести активное использование «средств обратной связи» на уроке - сигнальные карточки- кусочек картона, оклеенный с одной стороны зеленой бумагой, с другой – красной; сигнальная линеечка - это обычная линеечка, края тыльной стороны которой окрашены в контрастные цвета, например, в красный и синий /или зеленый/.

При использования этого приема надо проявить твердость и настойчивость как по отношению к учащимся, так и к себе лично. Дело в том, что в противном случае мы снижаем эффективность собственного труда … в ДЕСЯТКИ раз!

Первое время идет сложная для самого учителя перестройка сознания, учителю приходится постоянно «держать под контролем» не только содержание излагаемого учащимся материала, последовательность различных этапов работы и смены вида деятельности учащихся, но и ...собственную речь и даже собственное поведение (перед уроком приходилось обдумывать буквально все, вплоть до того, где, как и когда стоять, как на что реагировать, какими будут интонации и пр.).

Ведь до сих пор, почти наверняка, у нас выработалась привычка моментально реагировать на каждую значимую реплику ученика, прямо или косвенно оценивая ее: «Молодец, правильно!» или: «Разве? А кто думает иначе?» и пр. Теперь предстоит нелегкая задача – отучить себя от подобной реакции. Чтобы дети начали работать на уроке активно и постоянно, надо им эту возможность предоставить. Наши оценочные высказывания, автоматически вырывающиеся в ответ на реплики учащихся – это барьер развитию их мышления и самостоятельности. Фактически, мы думаем вместо учащихся, а они превращаются в исполнителей. Отсюда и отвлечения на уроке, и пассивность школьников.

Итак, первая причина трудностей, которые испытывает учитель, решившийся использовать на уроке «сигнальные карточки» - необходимость каждый раз в ожидании реакции в ответ на реплики учащихся со стороны учащихся сдерживать себязапрещать себе оценивать ответы учеников, переадресовывая эту функцию ученикам.

Вторая причина, приводящая отдельных учителей к отказу от использования средств обратной связи на уроке – … страх перед реальностью. Когда учитель «задает вопрос классу», то есть работает фронтально, он, услышав хотя бы от одного из учащихся правильный ответ на вопрос, считает возможным перейти к следующему вопросу. Урок идет быстро и сравнительно легко. Поэтому если сигнальные карточки не используются, учитель чувствует себя сравнительно комфортно: хотя бы кто-то из учащихся дал правильный ответ – уже хорошо, можно изучать материал дальше. А с карточками картина иная: все свои ошибки педагог видит сразу же. Он задал «простой» вопрос после только что проведенного объяснения и – на тебе! – перед ним лес карточек с неправильными ответами.

Правильное использование средств обратной связи дает возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от каждого ученика в классе! При ответе ученика у доски оценивает ход рассуждений не учитель, а класс – не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.

Для того, чтобы представить себе, как организовывается учебный процесс по предлагаемой технологии, с применением средств обратной связи, рассмотрим задания по подготовке к ОГЭ, задания 29.

Задания части 2 экзаменационной работы проверяли умения применять биологические знания в практических ситуациях; умения анализировать текст биологического содержания и на его основе строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления; устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, сделать прогноз, обосновать риск, возникающий вследствие изменений, происходящих в окружающей среде.

Задание 28 повышенного (уровня сложности) проверяет умение экзаменуемых работать с текстами биологического содержания. Выполнение задания требует краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Подобные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного экзаменационного текста биологического содержания. Ответ экзаменуемый излагает в виде аргументированного объяснения. Лучше всего учащиеся справляются с этим заданием. 

Задание 29 высокого уровня сложности направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Так, работа со статистическими данными, представленными в табличной форме позволяет проверить умение находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям. С этим заданием справляется большая часть школьников. 

Задание (В 30) проверяет умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания, выполнение важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневной ситуации. Обязательным условием аргументации является привлечение знаний из области анатомии и физиологии, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье». Это задание является самым проблемным. Больше половины школьников не справляются с ним и соответственно получили 0 баллов. 

Учителям биологии следует особое внимание при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ обратить на такие темы и разделы как:

- Общий план строения и процессы жизнедеятельности.

- Сходство человека с животными и отличие от них.

- Размножение и развитие организма человека.

- Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

- Человек и его здоровье.

4. Рекомендации по совершенствованию преподавания предмета «Биология»

Учителю биологии необходимо разработать план направленной теоретической и практической подготовки школьников к сдаче ГИА с учетом уровня ранее приобретенных в ходе изучения учебного материала знаний по основным разделам школьного курса биологии.

Основу разработки плана подготовки школьников к экзамену должна составить классическая схема с определением цели и общих задач, содержания и объема базового и дополнительного материала, необходимого для углубленного изучения каждого раздела биологии и составляющих их дисциплин, методов познания и получения объективной биологической информации (терминов, закономерностей, принципов, механизмов и т.д.). При этом процесс подготовки не должен осуществляться спонтанно, быть случайным. Он должен включать в себя еженедельное проведение занятий-консультаций с четким пониманием: что, в какой последовательности и в каком объеме будет рассмотрено и предложено школьникам для самостоятельной работы.

Для этого следует разработать перспективный план на весь период учебного года. Системность в подготовке школьников однозначно закрепляет приобретаемые ими знания и позволяет им в случае необходимости быстро извлекать из памяти тот или иной объем нужной, ранее приобретенной информации.

Проведение пробного тестирования в любой форме, включая домашнее задание, дает основание для уточнения и определения основных проблемных моментов, как в плане знания учебного материала, так и умения учащихся внимательно читать задание и выполнять его с применением соответствующих алгоритмов или схем решения. И только после этого выбрать точку начала для обобщения, углубления и закрепления базовых знаний.

В этом плане общий обзор содержания разделов биологии следует начать с практического построение схемы систематики живой природы, что позволяет настроиться на необходимость изучения и интеграцию огромного количества разнообразных знаний, представленных в многих разделах биологии и связанных с ней естественных наук. Затем рассмотреть основные критерии или фундаментальные свойства живых организмов и на их основе уровни организации живой материи.

При проведении очередного запланированного рубежного контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы в новой форме. Поэтому учителю, занимающемуся подготовкой к аттестации, следует заранее начать формировать собственный банк таких тестовых заданий, позволяющий выстроить для каждого ученика в классе индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену.

Целесообразно обговорить с каждым школьником этапы подготовки, точки промежуточных аттестаций, способы оценки успешности их выполнения, т.е. сделать так, чтобы подготовка проводилась максимально осознанно. Учитывая принципы происхождения и усложнения организации живых систем от простого к сложному можно установить систематическое положение любого организма в системе живой природы. Построение системы живой природы позволяет усвоить ряд соподчиненных друг другу основных и промежуточных систематических категорий (таксонов). К основным в нисходящем порядке относятся: царств, отдел (тип), класс, порядок (отряд), семейство, род, вид.

Необходимо, используя систему живой природы, показать, что система таксонометрических категорий отражает преемственность и ступени эволюционного развития органического мира. Зная месторасположение организма в такой системе, можно ориентироваться в его уровне организации, морфологических, анатомических, физиолого-биохимических и других особенностях.

Далее разумно перейти к рассмотрению основ систематики как науки.

Рассматривая основные моменты любого вопроса необходимо не только повторять учебный материал, но приводить соответствующие примеры, используя тестовые и практические задания, задачи из любого раздела биологии для закрепления и поиска в каждом случае адекватного решения.

При таком подходе легко усваиваются основные фундаментальные критерии живого с учетом сравнения сложности их проявления на разных уровнях организации.

Среди заданий с выбором одного ответа встречаются задания, требующие умения распознать на рисунке изображение растения, животного, человека или его органов, систем органов. Важно научить школьников внимательному анализу изображения как всего объекта, так и отдельных его деталей.

Задания с развернутым ответом, проверяют в том числе умение применять биологические знания для обоснования необходимости соблюдения человеком в повседневной жизни санитарно-гигиенических правил, объяснения их основываясь на особенностях анатомо-физиологических особенностях организма человека. Успешность выполнения определяется умением учащихся приводить научно обоснованные аргументы, пояснять сущность своих действий, активно привлекая знания анатомии и физиологии, полученные на уроке или на других занятиях.

Методика подготовки к выполнению 28 задания должна быть направлена на отработку у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений анализировать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления. Однако школьников следует учить умению не только находить среди представленных числовых параметров определенные закономерности, но и объяснять их биологическую природу. Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы. Формирование этих умений требует времени и определенных усилий.

Важно обратить внимание на формирование метапредметных умений (универсальных приемов учебной деятельности), таких как: поиск и переработка информации, представленной в различной форме; установление причинно-следственных связей; наблюдение и фиксация их результатов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по математике ( из опыта работы).

Презентация создана на основе "Методических рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики",авторы: И.В. Ященко, А.В. Семенов,И.Р. ВысоцкийМожет быть использова...

Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...

Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по математике

Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по математикеМетодические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики...

Starlight 11. Module 1. Communication Unit 1.8 Speaking Skills. Подготовка выпускников к выполнению задания базового уровня С4 устной части ЕГЭ по английскому языку.

Подготовка выпускников к выполнению задания базового уровня С4 устной части ЕГЭ по английскому языку....

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии...

Презентация "Подготовка обучающихся к выполнению заданий с развернутым ответом раздела "Письменная речь" ЕГЭ 2022

Совершенствование языковой компетенции обучающихся при подготовке к ГИА...