Методика подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ по биологии с развернутым ответом.
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)
ОГЭ, ЕГЭ (ГИА) по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9,11 классах. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах. Так что, если ученики выбрали в качестве дополнительного предмета для ГИА биологию, то к подготовке необходимо отнестись серьезно. Чем лучше они будут готовы, тем выше шанс успешной сдачи ЕГЭ и, соответственно, богаче выбор вузов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ, ЕГЭ
с развернутым ответом по биологии
ОГЭ, ЕГЭ (ГИА) по биологии – один из экзаменов, которые ученик может выбрать для сдачи в 9,11 классах. Этот предмет обычно выбирается теми, кто потом планирует продолжить обучение в медицинских ВУЗах. Так что, если ученики выбрали в качестве дополнительного предмета для ГИА биологию, то к подготовке необходимо отнестись серьезно. Чем лучше они будут готовы, тем выше шанс успешной сдачи ЕГЭ и, соответственно, богаче выбор вузов.
Помните, что специфика тестирования ГИА, в том числе и ОГЭ по биологии, заключается в формулировке вопросов. То есть, зачастую, мы должны не просто знать ответ на вопрос, мы должны понять, что именно хотел спросить составитель теста. Помощь также может потребоваться в решении практических задач второй части ГИА по биологии.
В ОГЭ, ЕГЭ по биологии много каверзных вопросов, на которых можно попасться. Некоторые задания подразумевают необходимость построения логической цепочки, и на это необходимо обращать внимание. К тому же, в биологии много информации, которую надо знать наизусть. Поэтому, чтобы легче запомнить материал и подготовиться к ГИА по биологии лучше, будет полезно тренировать память. К тому же, хорошая память всегда пригодится.
В Республике Тыва при проверке ответов можно наблюдать то, что ученики не смогли понять смысла заданий по разным причинам – недочитали; прочитали, но неправильно поняли смысл; прочитали и поняли, но не знают правильного ответа.
Предлагаю ввести использование «средств обратной связи» (как в рамках «обычных» уроков, так и в онлайн-режиме при дистанционном обучении в условиях карантина).
Эффективность работы учителей по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ
Я думаю каждый из нас, стараясь внимательно слушать выступающего, в определенный момент ловил себя на мысли, что он думает о своем, точно такое же происходит и с учащимися на уроке.
Предлагаю вам познакомиться с уникальной методикой взаимодействия с учащимися, автором которой является Марк Бенцианович Волович. При использовании данной методики любое общение с классом становиться эффективнее, так как ученики принимают в этом общении активное участие (на вопрос заданный классу отвечают все ученики, каждый ответ оценен, т.е. каждый ученик знает, верно или неверно он ответил).
Первое, что очень важно предпринять – ввести активное использование «средств обратной связи» на уроке - сигнальные карточки- кусочек картона, оклеенный с одной стороны зеленой бумагой, с другой – красной; сигнальная линеечка - это обычная линеечка, края тыльной стороны которой окрашены в контрастные цвета, например, в красный и синий /или зеленый/.
При использования этого приема надо проявить твердость и настойчивость как по отношению к учащимся, так и к себе лично. Дело в том, что в противном случае мы снижаем эффективность собственного труда … в ДЕСЯТКИ раз!
Первое время идет сложная для самого учителя перестройка сознания, учителю приходится постоянно «держать под контролем» не только содержание излагаемого учащимся материала, последовательность различных этапов работы и смены вида деятельности учащихся, но и ...собственную речь и даже собственное поведение (перед уроком приходилось обдумывать буквально все, вплоть до того, где, как и когда стоять, как на что реагировать, какими будут интонации и пр.).
Ведь до сих пор, почти наверняка, у нас выработалась привычка моментально реагировать на каждую значимую реплику ученика, прямо или косвенно оценивая ее: «Молодец, правильно!» или: «Разве? А кто думает иначе?» и пр. Теперь предстоит нелегкая задача – отучить себя от подобной реакции. Чтобы дети начали работать на уроке активно и постоянно, надо им эту возможность предоставить. Наши оценочные высказывания, автоматически вырывающиеся в ответ на реплики учащихся – это барьер развитию их мышления и самостоятельности. Фактически, мы думаем вместо учащихся, а они превращаются в исполнителей. Отсюда и отвлечения на уроке, и пассивность школьников.
Итак, первая причина трудностей, которые испытывает учитель, решившийся использовать на уроке «сигнальные карточки» - необходимость каждый раз в ожидании реакции в ответ на реплики учащихся со стороны учащихся сдерживать себя, запрещать себе оценивать ответы учеников, переадресовывая эту функцию ученикам.
Вторая причина, приводящая отдельных учителей к отказу от использования средств обратной связи на уроке – … страх перед реальностью. Когда учитель «задает вопрос классу», то есть работает фронтально, он, услышав хотя бы от одного из учащихся правильный ответ на вопрос, считает возможным перейти к следующему вопросу. Урок идет быстро и сравнительно легко. Поэтому если сигнальные карточки не используются, учитель чувствует себя сравнительно комфортно: хотя бы кто-то из учащихся дал правильный ответ – уже хорошо, можно изучать материал дальше. А с карточками картина иная: все свои ошибки педагог видит сразу же. Он задал «простой» вопрос после только что проведенного объяснения и – на тебе! – перед ним лес карточек с неправильными ответами.
Правильное использование средств обратной связи дает возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от каждого ученика в классе! При ответе ученика у доски оценивает ход рассуждений не учитель, а класс – не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.
Для того, чтобы представить себе, как организовывается учебный процесс по предлагаемой технологии, с применением средств обратной связи, рассмотрим задания по подготовке к ОГЭ, задания 29.
Задания части 2 экзаменационной работы проверяли умения применять биологические знания в практических ситуациях; умения анализировать текст биологического содержания и на его основе строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления; устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, сделать прогноз, обосновать риск, возникающий вследствие изменений, происходящих в окружающей среде.
Задание 28 повышенного (уровня сложности) проверяет умение экзаменуемых работать с текстами биологического содержания. Выполнение задания требует краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Подобные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного экзаменационного текста биологического содержания. Ответ экзаменуемый излагает в виде аргументированного объяснения. Лучше всего учащиеся справляются с этим заданием.
Задание 29 высокого уровня сложности направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Так, работа со статистическими данными, представленными в табличной форме позволяет проверить умение находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям. С этим заданием справляется большая часть школьников.
Задание (В 30) проверяет умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания, выполнение важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневной ситуации. Обязательным условием аргументации является привлечение знаний из области анатомии и физиологии, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье». Это задание является самым проблемным. Больше половины школьников не справляются с ним и соответственно получили 0 баллов.
Учителям биологии следует особое внимание при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ обратить на такие темы и разделы как:
- Общий план строения и процессы жизнедеятельности.
- Сходство человека с животными и отличие от них.
- Размножение и развитие организма человека.
- Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
- Человек и его здоровье.
4. Рекомендации по совершенствованию преподавания предмета «Биология»
Учителю биологии необходимо разработать план направленной теоретической и практической подготовки школьников к сдаче ГИА с учетом уровня ранее приобретенных в ходе изучения учебного материала знаний по основным разделам школьного курса биологии.
Основу разработки плана подготовки школьников к экзамену должна составить классическая схема с определением цели и общих задач, содержания и объема базового и дополнительного материала, необходимого для углубленного изучения каждого раздела биологии и составляющих их дисциплин, методов познания и получения объективной биологической информации (терминов, закономерностей, принципов, механизмов и т.д.). При этом процесс подготовки не должен осуществляться спонтанно, быть случайным. Он должен включать в себя еженедельное проведение занятий-консультаций с четким пониманием: что, в какой последовательности и в каком объеме будет рассмотрено и предложено школьникам для самостоятельной работы.
Для этого следует разработать перспективный план на весь период учебного года. Системность в подготовке школьников однозначно закрепляет приобретаемые ими знания и позволяет им в случае необходимости быстро извлекать из памяти тот или иной объем нужной, ранее приобретенной информации.
Проведение пробного тестирования в любой форме, включая домашнее задание, дает основание для уточнения и определения основных проблемных моментов, как в плане знания учебного материала, так и умения учащихся внимательно читать задание и выполнять его с применением соответствующих алгоритмов или схем решения. И только после этого выбрать точку начала для обобщения, углубления и закрепления базовых знаний.
В этом плане общий обзор содержания разделов биологии следует начать с практического построение схемы систематики живой природы, что позволяет настроиться на необходимость изучения и интеграцию огромного количества разнообразных знаний, представленных в многих разделах биологии и связанных с ней естественных наук. Затем рассмотреть основные критерии или фундаментальные свойства живых организмов и на их основе уровни организации живой материи.
При проведении очередного запланированного рубежного контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы в новой форме. Поэтому учителю, занимающемуся подготовкой к аттестации, следует заранее начать формировать собственный банк таких тестовых заданий, позволяющий выстроить для каждого ученика в классе индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену.
Целесообразно обговорить с каждым школьником этапы подготовки, точки промежуточных аттестаций, способы оценки успешности их выполнения, т.е. сделать так, чтобы подготовка проводилась максимально осознанно. Учитывая принципы происхождения и усложнения организации живых систем от простого к сложному можно установить систематическое положение любого организма в системе живой природы. Построение системы живой природы позволяет усвоить ряд соподчиненных друг другу основных и промежуточных систематических категорий (таксонов). К основным в нисходящем порядке относятся: царств, отдел (тип), класс, порядок (отряд), семейство, род, вид.
Необходимо, используя систему живой природы, показать, что система таксонометрических категорий отражает преемственность и ступени эволюционного развития органического мира. Зная месторасположение организма в такой системе, можно ориентироваться в его уровне организации, морфологических, анатомических, физиолого-биохимических и других особенностях.
Далее разумно перейти к рассмотрению основ систематики как науки.
Рассматривая основные моменты любого вопроса необходимо не только повторять учебный материал, но приводить соответствующие примеры, используя тестовые и практические задания, задачи из любого раздела биологии для закрепления и поиска в каждом случае адекватного решения.
При таком подходе легко усваиваются основные фундаментальные критерии живого с учетом сравнения сложности их проявления на разных уровнях организации.
Среди заданий с выбором одного ответа встречаются задания, требующие умения распознать на рисунке изображение растения, животного, человека или его органов, систем органов. Важно научить школьников внимательному анализу изображения как всего объекта, так и отдельных его деталей.
Задания с развернутым ответом, проверяют в том числе умение применять биологические знания для обоснования необходимости соблюдения человеком в повседневной жизни санитарно-гигиенических правил, объяснения их основываясь на особенностях анатомо-физиологических особенностях организма человека. Успешность выполнения определяется умением учащихся приводить научно обоснованные аргументы, пояснять сущность своих действий, активно привлекая знания анатомии и физиологии, полученные на уроке или на других занятиях.
Методика подготовки к выполнению 28 задания должна быть направлена на отработку у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений анализировать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления. Однако школьников следует учить умению не только находить среди представленных числовых параметров определенные закономерности, но и объяснять их биологическую природу. Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы. Формирование этих умений требует времени и определенных усилий.
Важно обратить внимание на формирование метапредметных умений (универсальных приемов учебной деятельности), таких как: поиск и переработка информации, представленной в различной форме; установление причинно-следственных связей; наблюдение и фиксация их результатов и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-62844-1415052537.jpg)
Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по математике ( из опыта работы).
Презентация создана на основе "Методических рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики",авторы: И.В. Ященко, А.В. Семенов,И.Р. ВысоцкийМожет быть использова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-555746-1421323313.jpg)
Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"
Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-676583-1535916212.png)
ПРОЕКТ «Методика подготовки выпускников решению задач по теме «Задачи на проценты» , включенных в ОГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Авторы проекта Майоров Петр Ивановичучитель математики МБОУ «Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТЕфремова Наталья Валерьевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишев...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-62844-1415052537.jpg)
Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по математике
Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по математикеМетодические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1347216-1634733786.jpg)
Starlight 11. Module 1. Communication Unit 1.8 Speaking Skills. Подготовка выпускников к выполнению задания базового уровня С4 устной части ЕГЭ по английскому языку.
Подготовка выпускников к выполнению задания базового уровня С4 устной части ЕГЭ по английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-947596-1529587021.jpg)
Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии
Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-456233-1509987279.png)
Презентация "Подготовка обучающихся к выполнению заданий с развернутым ответом раздела "Письменная речь" ЕГЭ 2022
Совершенствование языковой компетенции обучающихся при подготовке к ГИА...