Эффективная подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку
статья

Рыбко Ольга Викторовна

В статье описана система подготовки обучающихся 10-11 классов к успешной сдаче экзамена по русскому языку в рамках государственной итоговой аттестации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективная подготовка обучающихся 10-11 классов

к ЕГЭ по русскому языку

Несмотря на хорошие результаты ЕГЭ по русскому языку, ежегодно возникают трудности при подготовке к этому экзамену, основанные на постоянно изменяющемся контингенте учащихся, изменении содержания контрольно-измерительных материалов экзамена, а также многих других объективных и субъективных факторах. Чтобы минимизировать риски и повысить качество образования, мной разработана система подготовки к успешной сдаче экзамена по русскому языку, которая включает в себя следующее:

1) систематическая работа с учащимися по подготовке к итоговой аттестации;

2) работа с родителями.

1) Систематическая работа с учащимися по подготовке к итоговой аттестации

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 6 частей:

– лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

– основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– основные орфографические нормы современного русского литературного языка;

– основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– основные изобразительно-выразительные средства языка;

– информационная переработка текста, сочинение

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Данные разделы не входят в школьную программу, просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы), поэтому в 10 классе разбираю и отрабатываю с учениками все задания, которые требуют систематизации и обобщения:

– лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

– основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– основные изобразительно-выразительные средства языка;

В 11 классе приводим в систему основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в которой можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теория – фундамент. Вспоминаем, восстанавливаем и систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Теоретический материал представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах.  

Второй шаг. Создаем алгоритм решения выполнения заданий

Выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при выполнении любого задания учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику.

Третий шаг. Сдаём зачёт. Слушаем друг друга

Школьники учат теоретический материал, сдают зачёт мне. Затем решаем задания вместе, слушаем объяснение друг друга.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно

Для тренировки беру типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования.

После того как дети напишут итоговое сочинение по литературе, начинаем готовиться к написанию сочинения по русскому языку (наиболее сложной части ЕГЭ по русскому языку).

Частично эта работа ведется с 5 класса, потому что систематически ведётся  работа по формированию у учеников навыка определения темы, идеи, проблематики текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

2) Работа с родителями

В работе с родителями руководствуюсь девизом: «Вместе поможем нашим детям подготовиться к ЕГЭ». В данную  работу входит следующее:

– знакомство с нормативно-правовыми документами;

– информирование о плане подготовки к ЕГЭ в школе в течение учебного года;

– ведение карт индивидуальных достижений учащихся, в которых отслеживается динамика написания вариантов заданий по русскому языку в формате ЕГЭ;

– информирование о результатах диагностических и контрольных срезов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О пути повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку

Цель ЕГЭ по английскому языку: оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Итоговая аттестация выпускников школ,   призвана установить соответствие между реальным уро...

Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.

Как  должен построить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ  «хорошо» и «отлично»? Как можно легко подготовить их к предстоящему экзамену? Именно этими вопросами, на мой взгляд, задаю...

Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.

quot;Организация эффективной подготовки  учащихся к ОГЭ по русскому языку". Сообщение на МО Учителей филологов....

Эффективность и системность подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

Эффективность и системность подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку важны как для меня, а может быть, и другим педагогам....