Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Как должен построить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ «хорошо» и «отлично»? Как можно легко подготовить их к предстоящему экзамену? Именно этими вопросами, на мой взгляд, задаются сейчас учителя, которым предстоит подготовить учащихся к ЕГЭ.
Целью занятий по русскому языку в 10-11 классах становится обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_dlya_volkovoy.zaripova_a.r.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.
(из опыта работы)
Как должен построить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ «хорошо» и «отлично»? Как можно легко подготовить их к предстоящему экзамену? Именно этими вопросами, на мой взгляд, задаются сейчас учителя, которым предстоит подготовить учащихся к ЕГЭ.
Целью занятий по русскому языку в 10-11 классах становится обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Чтобы избежать спешки в подготовке учащихся к такому серьёзному экзамену, нужно стремиться к систематизации таких мероприятий, как:
1) Проведение диагностических тестов за курс русского языка с 5 по 9 кл., которые позволяют выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы учитель выявляет группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что, в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.
2) Знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, заданиями и бланками. Учитель показывает справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.
3) Постоянное обращение (на уроках) к отдельным заданиям ЕГЭ, которые во многом могут совпасть с реальной темой данного урока.
4) Тесная связь с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ.
5) Периодическое обновление методических копилок (папок) и стендов по ЕГЭ.
6) Проведение внеклассных мероприятий по подготовке к ЕГЭ.
7)Организация консультаций перед экзаменом, психологическая поддержка. Выпускники смогут получить последние наставления, советы, прояснить те вопросы, которые представляют наибольшую трудность.
8) Обмен педагогическим опытом и идеями по эффективной подготовке к ЕГЭ между учителями-предметниками.
Таким образом, работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.
Также целесообразно составить план подготовки к ЕГЭ. Например, я предлагаю следующий план:
- Обучение правильному заполнению бланков ответов.
- Языковые и лексические нормы. Значения слов (лексика) – работа с заданиями А1 – 5, 26
- Орфография.
- глагол и его формы;
- гласные в суффиксах;
- правописание приставок;
- безударные чередующиеся гласные, непроизносимые гласные и согласные в корнях слов;
Работа с заданиями А12 – 18.
- Сложное предложение и пунктуация в нём. А27 – 29, В6.
- Морфология.
- самостоятельные и служебные части речи;
- особенности употребления причастий, деепричастий, наречий;
- части речи (блочно).
Работа с заданиями: А10, В2.
- Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. В1
- Изобразительно-выразительные средства языка . Задание В8.
- Часть С. Сочинение.
- композиция сочинения-рассуждения;
- формулировка проблемы , комментарий к проблеме;
- авторская позиция;
- аргументация выбора.
В плане отражены, прежде всего, те задания, в которых наиболее часто ошибаются учащиеся. Я считаю, что на каждом уроке и на дополнительных заданиях нужно обращать внимание на эти задания. Работать нужно с реальными заданиями КИМа, соответствующими демонстрационному варианту, чтобы учащимся было легче ориентироваться в них.
Кроме того, в моей практике есть и такая форма, как тетради-помощники, в которых отрабатываются наиболее трудные задания. Многократное обращение к тетрадкам-помощникам способствует лучшему запоминанию материала.
А сейчас хотелось бы представить конспект урока подготовки к ЕГЭ.
Тема урока: «Знаки препинания в союзных сложных предложениях»
урок-практикум.
Цель урока: закрепить умения правильной постановки знаков препинания в союзных сложных предложениях. Совершенствовать умения по выполнению задания А11 ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
— обобщение сведений о союзных сложных предложениях и правилах постановки в них знаков препинания;
— формирование потребности работать со словарем, позитивного отношения к исследовательской работе;
— систематизация изученного о союзах;
— отработка умений видеть границы частей союзного сложного предложения и умения ставить знаки препинания.
- умение использовать теоретические знания при решении задач, предложенных в вариантах ЕГЭ.
Оборудование: словари, дидактические карточки: таблица «Классификация союзов», задание А11 ЕГЭ, презентация к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
П. Повторение и обобщение изученного.
Беседа-актуализация по вопросам:
— Какие предложения называются сложными?
— В чем различие между союзными сложными и бессоюзными предложениями? Приведите примеры.
— Какие предложения мы называем союзными сложными предложениями?
— Чем различаются союзы и союзные слова?
— Как ставятся знаки препинания в союзных сложных предложениях?
III. Словарная работа.
— Итак, части союзных сложных предложений соединяются при помощи союзов.
А вы никогда не задумывались над словом «союз»? Каково его лексическое значение?
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «союз» размещено в двух словарных статьях, как омонимы: имя существительное и служебная часть речи, соединяющая языковые единицы.
IV. Работа с таблицей.
Задание: Рассмотрим таблицу. Выделите то, что было вам известно ранее. Что нового о союзах вы узнали?
Комментарий: На основе таблицы проводится систематизация изученного о союзах. На данном этапе работы реализуется задача развития процессов мышления учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), углубляются знания учащихся о союзе как о служебной части речи.
Классификация союзов
По морфологическому строению | По употреблению | По синтаксической функции и значению |
Союзы непроизводные: а, и, но, или, либо и др. Союзы производные: простые: что, чтобы, как, будто, словно, точно, когда и др. составные: потом!/ что, так как, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, вследствие того что, в связи с тем что, с тех пор как, после того как, по мере того как и др. | Союзы одиночные (неповторяющиеся): но, же, однако, зато и др. Союзы повторяющиеся: и — и, или — или, либо — либо, то — той др. Союзы двойные (парные): если — то, хотя — но, так как — то, едва — как, лишь только — как и др. Союзы сопоставительные: как — так и, не только — но и, не столько — сколько, если не — то, не то что — но (а), не то чтобы — но (а) и др. | Союзы сочинительные: соединительные: и, и — и, ни — ни и др.; противительные: а, но, да, однако, же, зато и др.; разделительные: или, либо, ли — ли, то — то, то ли — то ли, не то — не то и др.; пояснительные: именно, то есть, как только др.; присоединительные: да и, также, а также, тоже и др. Союзы подчинительные: Временные: когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не. после того как и др.; изъяснительные: что, чтобы, как; причинные: так как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др.: > следствия: так что; сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.; условные: если, ежели, коли, кабы, раз и др.; уступительные: хотя, пускай, пусть, несмотря на тс что и др.; целевые: чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др. |
V. Практическая работа . (Проводится на основе дидактической карточки, лежащей перед каждым учеником.)
Задание: Прочитайте отрывок из повести М. Булатова и В. Порудоминского о В.И. Дале «Собирал человек слова». Найдите в тексте сложные предложения, объясните постановку знаков препинания.
Текст: Подвиги бывают разные... Даль сорок лет готовился к своему подвигу. Подвиг Даля не укладывался в мгновение, и в час, и в месяц не укладывался, был долог, упорен, — тяжелый, бесконечный труд.
Даль собрал за свою жизнь больше двухсот тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.
Даль один собрал вдвое больше слов, чем целое отделение академиков... Какое счастье, что довелось Далю колесить по Руси, менять профессии, изучать ремесла, встречать на пути своем тысячи разных людей. Какое счастье, что путь к словарю не лег перед Далем прямым, наезженным трактом. Не то, могло случиться, и словаря бы не было.
...Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их запах, взять в пригоршню, напиться ими. Для этого надо броситься в море. Даль бросился. И поплыл.
Задания к тексту.
1. Определите тему данного текста.
2. Какова коммуникативная задача авторов текста (цель высказывания)?
3. Определите по словарю лексическое значение слов колесить, пригоршня, тракт. Какие еще незнакомые слова встретились в тексте?
4. Выделите во 2-м и 3-м абзацах текста союзы. Расскажите о роли союзов в данном тексте. Составьте схемы сложных союзных предложений, определите тип предложения по союзу, связывающему простые предложения в его составе.
Ответы:
1. Тема текста — подвиг В.И. Даля.
2. Коммуникативная задача — рассказать о титаническом труде составителя Словаря.
3. В Словаре СИ. Ожегова слово колесить имеет значение «много ездить, разъезжать по разным направлениям»: пригоршня — «сложенные вместе в виде округленного вместилища обе ладони или одна ладонь с пальцами, сложенными так, что можно туда что-н. насыпать, налить»; тракт — «большая проезжая дорога» (устар.).
4. Роль союзов в данном тексте не ограничивается соединением слов (однородных членов предложения), соединением частей сложного предложения. Союзы служат еще и средством связи предложений в тексте, т.е. «скрепляют» текст.
Связь с ЕГЭ: работа с заданиями А11.
Задание: Укажите верную характеристику предложения (номер предложения указывается).
Наверное, никто не будет спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нем спокойно и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) сложноподчиненное
Ответ: 1
Но вот мало кто знает, почему так происходит.
1) простое с однородными членами
2) бессоюзное
3) сложное с разными видами связи
4) сложноподчиненное
Ответ: 4
Займитесь разведением цветов, и вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас.
1) простое с деепричастным оборотом
2) бессоюзное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) простое, осложненное обособленными членами
Ответ: 3
Где-то между февралем и апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада, численность которых может колебаться от 500 000 до миллиона особей.
1) простое с причастным оборотом
2) бессоюзное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) сложноподчиненное
Ответ: 4
Собирающееся стадо настолько велико, что минуют дни и даже недели, прежде чем все оно пройдет определенную точку на маршруте.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложноподчиненное
3) простое
4) бессоюзное сложное
Ответ: 2
Первые самки добираются до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они почти сразу же рожают детенышей.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) бессоюзное сложное
Ответ: 4
Находясь в тундре, олени жадно питаются, восполняя запасы, полностью израсходованные за предыдущую зиму и готовясь к следующей суровой зимовке.
1) простое
2) бессоюзное
3) сложносочиненное
4) простое осложненное
Ответ: 4
Целесообразно подготовить презентацию с правильными ответами, чтобы учащиеся быстро смогли проверить себя.
VII. Домашнее задание.
Предлагаем учащимся написать сочинение-миниатюру «Мудрость народного слова», используя при этом союзные сложные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основны...
Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
quot;Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку". Сообщение на МО Учителей филологов....
Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.
За выполнение задания 24 в ЕГЭ по русскому языку может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую вер...
Вопросы эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Из опыта работы...
Эффективная подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку
В статье описана система подготовки обучающихся 10-11 классов к успешной сдаче экзамена по русскому языку в рамках государственной итоговой аттестации...