Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
За выполнение задания 24 в ЕГЭ по русскому языку может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_soobshchenie.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку
на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.
За выполнение задания 24 в ЕГЭ по русскому языку может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
План подготовки:
- Опрос учащихся.
- Проверочные задания на выявление уровня знаний по заданию №24.
- Подготовка к терминологическим разминкам.
- Наблюдение.
- Опрос показал, что из 11 учащихся затрудняются 7.
- После опроса решила провести проверочные задания на выявление уровня знаний по заданию №24. Результат показал, что учащиеся получили низкие баллы. Средний балл составил 2 из 4-х возможных.
- Нашей общей задачей было получить максимально высокие баллы по этому заданию. Я дала опережающее домашнее задание выучить, повторить термины.
- Сначала устно читала термины, задача учеников состояла в том, чтобы правильно написать термин. После этого на каждом уроке делала терминологическую разминку.
Результат после этих разминок таков: 7 учеников из 11 регулярно получали баллы 63,63 %(от 4 баллов из 6), 4 ученика получали 36,36%(от 1,5 баллов до 3,5).
Ученики, которые получали высокие баллы, делали задания более высокого уровня сложности.
Таким образом, систематическая терминологическая разминка дала нам возможность выучить термины и их примеры. Ученикам понравилась данная разминка. Учащиеся уже без ошибок могли распознавать ИВС, находить их в тексте, в задании №24.
Приложение.
Изобразительно-выразительные средства языка
1 вариант
Троп | Определение | Пример |
1. Эпитет | 1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский) |
2. Метонимия | 2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
3. Гипербола | 3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | В. «Я три тарелки съел». (Крылов) |
4. Перифраза | 4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. | Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой) |
5. Литота | 5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Д. «Автор «Героя нашего времени». |
6. Сравнение | 6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький) |
Изобразительно-выразительные средства языка.
2 вариант
Троп | Определение | Пример |
1. Метафора | 1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | А. «Снег валил с неба пудами». |
2. Олицетворение | 2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление | Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин) |
3. Синекдоха | 3) Использование описания вместо собственного имени или названия. | В. «Город на Неве приютил Гоголя». |
4. Гипербола | 4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин) |
5. Оксюморон | 5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Д. «Грустное веселье продолжалось…» |
6. Перифраза | 6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление. | Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь) |
Стилистические фигуры.
1 вариант
Фигура | Определение | Пример |
1. Анафора | 1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. | А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин) |
2. Бессоюзие | 2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. | Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач) |
3. Параллелизм | 3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. | В. «Цветы, любовь, деревня, Праздность. Поля!» (Пушкин) |
4. Риторическое обращение | 4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. | Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский) |
5. Эллипсис | 5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой. | Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин) |
6. Инверсия | 6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов) |
Стилистические фигуры.
2 вариант
Фигура | Определение | Пример |
1. Эпифора | 1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин) |
2. Умолчание | 2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). | Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь) |
3. Риторический вопрос | 3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. | В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь) |
4. Многосоюзие | 4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. | Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов) |
5. Градация | 5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин) |
6. Антитеза | 6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь) |
Троп | Определение | Пример |
1. Эпифора | 1 использование чужого текста в качестве цитаты | А. электричка, растрёпа, нуднятина |
2. Термин | 2 стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи | Б. Ведь звёзды были крупнее, Осенние травы. |
3. Цитирование | 3слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы | В. Эй, борода! (о человеке с бородой) Синие и белые воротнички |
4. Разговорные слова | 4 Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого. | Г. давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет. |
5. Просторечие | 5 слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление | Д. Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод» |
6. Синекдоха | 6 Повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание: | Е. эпитет, перифраза, анафора, эпифора |
Троп | Определение | Пример |
1. Парономазия | 1) Резкое обвинение | А. А вы, надменные потомки…подлостью прославленных отцов… |
2. Метонимия | 2) Повторение одних и тех же слов или близких по смыслу и звуковому составу. | Б. Диво-дивное, заплакал-зарыдала. |
3. Инвектива | 3) Повторение гласных звуков | В. Вся Ивановская площадь шеи вытянула. |
4. Ассонанс | 4) стилистическая фигура, образного сближения слов, схожих по звучанию при частичном совпадении морфемного состава | Г. Пушки с пристани палят… Пора, перо покоя просит. |
5. Тавтология | 5) Повторение согласных звуков | Д. Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. |
6. Аллитерация | 6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | Е. Что же ты не подтягиваешь, да не потягиваешь? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...
Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.
Как должен построить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ «хорошо» и «отлично»? Как можно легко подготовить их к предстоящему экзамену? Именно этими вопросами, на мой взгляд, задаю...
Эффективные пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основны...
Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...
Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
quot;Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку". Сообщение на МО Учителей филологов....
Вопросы эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Из опыта работы...