Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

За   выполнение  задания  24 в ЕГЭ по русскому языку  может   быть  выставлено   от  0 до 4-х   баллов. За   каждую  верно  указанную   цифру,  соответствующую   номеру  термина   из списка,  экзаменуемый  получает   по 1 баллу (4  балла:  нет  ошибок; 3  балла: допущена 1 ошибка; 2  балла:  допущено 2 ошибки; 1  балл:  верно  указана только   одна   цифра; 0  баллов:  полностью   неверный  ответ (неверная последовательность   цифр  или   её   отсутствие).  Порядок  записи   цифр  в  ответе имеет значение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_soobshchenie.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку

на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.

За   выполнение  задания  24 в ЕГЭ по русскому языку  может   быть  выставлено   от  0 до 4-х   баллов. За   каждую  верно  указанную   цифру,  соответствующую   номеру  термина   из списка,  экзаменуемый  получает   по 1 баллу (4  балла:  нет  ошибок; 3  балла: допущена 1 ошибка; 2  балла:  допущено 2 ошибки; 1  балл:  верно  указана только   одна   цифра; 0  баллов:  полностью   неверный  ответ (неверная последовательность   цифр  или   её   отсутствие).  Порядок  записи   цифр  в  ответе имеет значение.

План подготовки:

  1. Опрос учащихся.
  2. Проверочные задания на выявление уровня знаний по заданию №24.
  3. Подготовка к терминологическим разминкам.
  4. Наблюдение.

  1. Опрос показал, что из 11 учащихся затрудняются 7.

  1. После опроса решила провести проверочные задания на выявление уровня знаний по заданию №24. Результат показал, что учащиеся получили низкие баллы. Средний балл составил 2 из 4-х возможных.
  2. Нашей общей задачей было получить максимально высокие баллы по этому заданию. Я дала опережающее домашнее задание выучить, повторить термины.

  1. Сначала устно читала термины, задача учеников состояла в том, чтобы правильно написать термин. После этого на каждом уроке делала терминологическую разминку.

Результат после этих разминок таков: 7 учеников из 11 регулярно получали баллы 63,63 %(от 4 баллов из 6), 4 ученика получали 36,36%(от 1,5 баллов до 3,5).

Ученики, которые получали высокие баллы, делали задания более высокого уровня сложности.

Таким образом, систематическая терминологическая разминка дала нам возможность выучить термины и их примеры. Ученикам понравилась данная разминка. Учащиеся уже без ошибок могли распознавать ИВС, находить их в тексте, в задании №24.

Приложение.

Изобразительно-выразительные средства языка

1 вариант

Троп

Определение

Пример

1. Эпитет

1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)

2. Метонимия

2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

3. Гипербола

3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

В. «Я три тарелки съел». (Крылов)

4. Перифраза

4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)

5. Литота

5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Д. «Автор  «Героя нашего времени».

6. Сравнение

6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Е.  «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)

Изобразительно-выразительные средства языка.

2 вариант

Троп

Определение

Пример

1. Метафора

1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

А. «Снег валил  с неба пудами».

2. Олицетворение

2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление

Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)

3. Синекдоха

3) Использование описания вместо собственного имени или названия.

В. «Город на Неве приютил Гоголя».

4. Гипербола

4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)

5. Оксюморон

5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Д. «Грустное веселье продолжалось…»

6. Перифраза

6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.

Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)

Стилистические фигуры.

1 вариант

Фигура

Определение

Пример

1. Анафора

1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)

2. Бессоюзие

2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)

3. Параллелизм

3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

В. «Цветы, любовь, деревня,

Праздность. Поля!» (Пушкин)

4. Риторическое обращение

4)  Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский)

5. Эллипсис

5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.

Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)

6. Инверсия

6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)

Стилистические фигуры.

2 вариант

Фигура

Определение

Пример

1. Эпифора

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

2. Умолчание

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

4. Многосоюзие

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

5. Градация

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)

6. Антитеза

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

Троп

Определение

Пример

1. Эпифора

1 использование чужого текста в качестве цитаты

А. электричка, растрёпа, нуднятина

2. Термин

2 стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи

Б. Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,

Осенние травы.

3. Цитирование

3слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы

В. Эй, борода! (о человеке с бородой)

Синие и белые воротнички

4. Разговорные слова 

4 Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Г. давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

5. Просторечие

5 слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление

Д. Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»

6. Синекдоха

6 Повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Е. эпитет, перифраза, анафора, эпифора

Троп

Определение

Пример

1. Парономазия

1) Резкое обвинение

А. А вы, надменные потомки…подлостью прославленных отцов…

2. Метонимия

2) Повторение одних и тех же слов или близких по смыслу и звуковому составу.

Б. Диво-дивное, заплакал-зарыдала.

3. Инвектива

3) Повторение гласных звуков

В. Вся Ивановская площадь шеи вытянула.        

4. Ассонанс

4) стилистическая фигура, образного сближения слов, схожих по звучанию при частичном совпадении морфемного состава

Г. Пушки с пристани палят…

Пора, перо покоя просит.

5. Тавтология

5) Повторение согласных звуков

Д. Стало в комнате темно.

    Заслоняет слон окно.

6. Аллитерация

6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Е.  Что же ты не подтягиваешь, да не потягиваешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.

Как  должен построить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ  «хорошо» и «отлично»? Как можно легко подготовить их к предстоящему экзамену? Именно этими вопросами, на мой взгляд, задаю...

Эффективные пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основны...

Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...

Организация эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.

quot;Организация эффективной подготовки  учащихся к ОГЭ по русскому языку". Сообщение на МО Учителей филологов....