Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья

Чирипова Сыжидма Сангаевна

Личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания направлена на применение учителями иностранного языка здоровьесберегающей технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Английский язык – это иностранный язык, непривычный для ребенка. При изучении его ученики сталкиваются с серьёзными трудностями. С первых шагов они учатся общаться на английском языке. Для этого им необходимо усвоить огромное количество нового языкового материала (слова, словосочетания, речевые образцы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки и т.д.). На занятиях приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Поэтому личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания направлена на применение учителями иностранного языка здоровьесберегающей технологии.

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Смена видов деятельности, чередование активностей (интеллектуальной – эмоциональной – двигательной), включение игр, разучивание стихов, инсценирование, пение – все это позволяет сохранять и укреплять здоровье учащихся, создает у школьников установки на здоровый образ жизни.

Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”. А также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания и строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию помогают соблюдать требования здоровьесберегающего урока.  

Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика, смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности дают эмоциональную разгрузку учащимся.

Очень большую помощь в решении трудной, на наш взгляд, задачи здоровьесбережения могут помочь новые учебники по английскому языку. В УМК нового поколения, особенно для   старшей школы, находится много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Это и информация о вредных и полезных для здоровья привычках, и о традициях и поведении людей  других стран  мира сохранять свою форму, и чем же мы жители России отличаемся  в своих привычках в отношении здоровья от других народов, и о питании, диете и т.д.  Эти материалы помогают ребятам узнать много интересного и полезного, как вести здоровый образ жизни для того, чтобы подольше оставаться здоровыми.

Занимаясь разработкой здоровьесберегающих технологий, я опираюсь на теорию Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, основу которой  составляют: человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, активно-деятельностный способ обучения, что, безусловно, влияет на сохранение здоровья ребенка. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

На каждом уроке используются игровые моменты, проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз).

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте. В своей практике применяю такие игры:

 Ролевая игра – пантомима «In the Supermarket». Ситуация: на Оксфорд Стрит (Oxford Street) ты хочешь купить какую – либо вещью недостаточно хорошо владея английским языком. Ты пытаешься объясниться с прохожим жестами, мимикой. Игры такого типа применяются для того, чтобы   развить координацию рук и ног, других частей тела, пространственно-временные ориентировки, вызвать положительные эмоции на уроках.

Во время подвижной игры дети могут свободно передвигаться по классу, что также снимает напряжение, создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.

 Игра «Съедобное-несъедобное» на английском языке.  Ведущий произносит английское слово и кидает мяч ребенку. Ребенок должен быстро сообразить, можно этот предмет съесть или нет. Если съесть можно, он ловит мяч, если нельзя, отбрасывает ведущему и т.д.

На уроках английского языка поём песни, причем не только с малышами. Ученики всех возрастов любят песни.  Песня – это один  из  самых деятельных приёмов  воздействия на чувства и эмоции ребят.  Когда мы разучиваем песню, легче   запоминается лексика, тренируются  грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Несомненно, песни помогают расслабиться,  немного отдохнуть в  трудоёмком учебном процессе урока. Пение тренирует голосовой и дыхательный аппараты, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость. Песня  “Old McDonald had a farm”. Во время исполнения песни дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют, имитируют звуки   и голоса животных. Песню можно использовать и как физкультминутку. “Put your finger on your nose (on your head, shoulder…). Come, my friend and dance with me (дети выполняют танцевальные движения).

Для снятия умственного напряжения и утомления используются  поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка.

Благодаря использованию на уроках английского языка методов  проектной технологии и ИКТ, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей. Поэтому я  активно применяю  в образовательном  процессе ИКТ, что помогает  изменить весь процесс преподавания, успешно внедрить реализовать личностно-ориентированные технологии,  разнообразить занятия, совершенствовать самоподготовку учащихся, а также повысить интерес к процессу обучения. В учебном процессе использую следующие типы электронных образовательных ресурсов: демонстрационные материалы (иллюстрации, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением (http://images.yandex.ru/),), интерактивные таблицы (http://english-2days.narod.ru/grammar), правила, учебные словари (abby lingvo.po), облака слов (www.wordle.Net), гипертексты, гиперссылки, скриншоты,  всевозможные видеофильмы, аудиозаписи и т.д. (http://www.study.ru/).

 Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.  

Я стремлюсь вызвать положительное отношение к изучению английского языка, повысить интерес и мотивацию учащихся, чтобы у них не появлялось чувство страха перед предметом. И применение здоровьесберегающих технологий позволяет каждому школьнику легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, № 3, 37-40с.

4. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003г.,

№5, 45-50с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...