Рабочая программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления
методическая разработка

Программа воспитания для лагеря с дневным пребыванием 2023

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноталовская средняя школа» Еланского муниципального района Волгоградской области

Согласовано на Утверждаю:

педсовете директор школы

протокол № 6 _____Т.В. Кривоспиченко

от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

для организаций отдыха детей и их оздоровления

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

5

Цель и задачи воспитания

5

Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

6

Основные направления воспитания

7

Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

8

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9

Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»

9

Модуль «Отрядная работа»

9

Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

10

Модуль «Здоровый образ жизни»

11

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

11

Модуль «Профилактика и безопасность»

12

Модуль «Экскурсии и походы»

12

Модуль «Профориентация»

13

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13

#1054;собенности организации воспитательной деятельности

13

#1040;нализ воспитательного процесса и результатов воспитания

15

Приложение

19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена МБОУ «Красноталовская СШ» на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием , с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ).
  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН , вступила в силу для СССР ).
  • Федеральным законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральным законом от № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  • Федеральным законом от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральным законом от № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
  • Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от № 996-р).
  • Указом Президента Российской Федерации от № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Указом Президента Российской Федерации от № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  • Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от № 122-р).
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. № 1642).
  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от № 16.).

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно- правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально- когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:

-усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

-формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

-приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

#1052;етодологические основы и принципы воспитательной деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

-принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

-принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

-принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

-принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

-принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно- нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

-детский (одновозрастной или разновозрастной отряд). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.

-детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Воспитатель».

#1054;сновные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основные традиции воспитания в детском лагере являются:

- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;

-создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);

- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;

- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;

- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;

- формирование коллектива в рамках отряда, установление в нем доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;

-ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно- развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.

Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада детского лагеря, реальной деятельности, имеющихся в детском лагере ресурсов, планов.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Будущее России»

Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.

Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от № АБ-1611/06).

2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

1 июня - День защиты детей; 6 июня - день русского языка;

9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;

12 июня - День России;

-участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям;

-взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.

Модуль «Отрядная работа»

Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

- коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени

- автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.

- коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.

-завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

- планирование и проведение отрядной деятельности;

- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;

- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела;

- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение;

- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;

- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере;

- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;

- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;

- поддержка детских инициатив;

- коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы.

Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:

- торжественное открытие и закрытие смены;

- тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.

- торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;

- тематические и спортивные праздники.

Модуль «Здоровый образ жизни»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;

- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;

- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно- эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:

- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря;

- оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;

-событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);

-звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;

- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

#1052;одуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:

- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;

- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная антиэкстремистская безопасность и т.д.;

- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

#1052;одуль «Экскурсии и походы»

Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии в музей и др.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

#1052;одуль «Профориентация»

Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия и встречи с представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

#1054;собенности организации воспитательной деятельности

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Программа, рассчитанная на долгосрочную реализацию, была разработана с целью совершенствования организации оздоровления, воспитания и образования детей и подростков в условиях МБОУ «Красноталовская СШ». Она представляет собой модель деятельности, раскрывающую данное учреждение как систему, адекватную современным требованиям стратегии развития и воспитания детей в Российской Федерации, способную решать проблемы организации оздоровительно-воспитательного процесса с сохранением всех его функций детского оздоровительного лагеря.

В основе концепции программы МБОУ «Красноталовская СШ» лежит осознание понятия «Детство» как концепта общей культуры человека и общества, являющего собой общекультурный феномен, который, благодаря наличию концентрированной и гармонизированной сущности нравственности, представляет собой духовную ценность.

Программа направлена на создание условий, оказывающих позитивное воздействие на развитие ребенка как личности, способствующих формированию духовного и физического развития, идеалов добра и красоты, этических и нравственных норм, эстетического вкуса, правил поведения.

Она объединяет в себе различные виды отдыха, оздоровления и воспитания, способствующие физическому и психическому развитию, поддержанию творческого и спортивного потенциала, совершенствованию и реализации творческих способностей путем вовлечения детей, и подростков в различные формы деятельности с учетом их возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Программа учитывает значение личностно значимой деятельности для социальной самоидентификации детей и предлагает разнообразные формы и виды направленной деятельности.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;

- творческий характер деятельности;

- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка;

- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми;

- опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Основные характеристики уклада детского лагеря:

Уклад лагеря удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.

Лагерь располагается в школе, история школы начинается с 1806 года. По окончании строительства первого прихода церкви в 1806 году в селе была открыта церковно- приходская школа, где обучали грамоте мальчиков-детей помещиков и кулаков. Основными предметами в школе были "Закон божий" и "Математика". Преподавал эти предметы священник Яков Гаврилович. В 1918 году в слободе Мелеховка, она же Тростянка, была открыта земская начальная школа для всех детей слободы. Первой учительницей земской начальной школы была наша землячка Андрющенко Ефросинья Ефимовна, которая в 1916 году окончила учительские курсы в Елани. В 1936 году в селе Тростянка была открыта семилетняя школа. Первой учительницей семилетней Тростянской школы была Чугаева Нина Викторовна, которая посвятила работе в школе более 40 лет.

Средняя школа в с. Тростянка была открыта 2 сентября 1957 года.

В настоящее время обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Наша школа - это сельская школа, удаленная от культурных центров, спортивных школ и школ искусств и т.п. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.

Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется бережное отношение к Родине и природе.

Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь преподают в ней. Знают особенности, бытовые условия жизни школьников, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений.

В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между детьми разного возраста.

Лагерь удален от города, культурных Центров, но использует в воспитании цифровые возможности, электронные образовательные платформы.

Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываются особенности сельской местности.

Лагерь сотрудничает с Домом культуры с. Тростянка и с. Красноталовка с сельскими библиотеками, администрацией Тростянского сельского поселения.

Кадровое обеспечение воспитательной деятельности

№ п/п

Функциональ- ные направле- ния деятельно- сти при прове- дении работ

Должность

Функциональные обязанности

1.

Воспитательская деятельность

Воспитатель

Планирование и организация досуговых мероприятий, культурно-просветительская работа, проведение лекториев, викторин, интеллектуальных мероприятий, выполнение режимных моментов

2.

Организация физкультурно- оздоровительной работы

Учитель физкультуры

Планирование и организация спортивной работы, соревнований по видам спорта, проведение ежедневных спорт часов.

#1040;нализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса:

#1056;езультаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров:

- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

-формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

-приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение.

#1057;остояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих содержательных модулях).

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, анализ документов и контекстный анализ;

- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

№ п/п

Мероприятие

Позволяет выявить

Диагностики, применяемые в основной период смены

1

Проективный тест «Я в круге» (для детей от 10 лет)

  • выявление уровня психологического комфорта, самооценки

2

Проективный тест «Лесенка» (для детей 6-10 лет)

  • выявление уровня психологического

комфорта, самооценки

3

Проективный тест «Определение эмоционального отношения детей к мероприятиям»

  • выявление уровня эмоционального комфорта

4

Анкета «Как мы жили это время»

  • впечатления ребенка от смены
  • степень

вовлеченности различные виды деятельности

  • реализация в том или ином виде
  • деятельности
  • трудности, возникшие за время смены
  • чему ребенок научился за смену

Техники вербальной (словесной) диагностики, используемые в любом периоде смены

5

Устные вопросы и рефлексия

  • полученный за день опыт
  • эмоциональное состояние ребенка,
  • удовлетворенность прожитым днем
  • развитие социально- коммуникативных качеств
  • отношение к совместным мероприятиям
  • динамику развития социально-

коммуникативных качеств

6

Проективная методика «Закончи предложение»

.

  • полученный за день опыт
  • эмоциональное состояние ребенка,
  • удовлетворенность прожитым днем
  • развитие социально- коммуникативных
  • качеств
  • отношение к совместным мероприятиям
  • динамику развития социально- коммуникативных качеств

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

Приложение

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

на 2023 год

Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.

План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.

Календарный план воспитательной работы детского лагеря направлен на создание условий, оказывающих позитивное воздействие на развитие ребенка как личности, способствующих формированию духовного и физического развития, идеалов добра и красоты, этических и нравственных норм, эстетического вкуса, правил поведения.

Календарный план воспитательной работы детского лагеря объединяет в себе различные виды отдыха, оздоровления и воспитания, способствующие физическому и психическому развитию, поддержанию творческого и спортивного потенциала, совершенствованию и реализации творческих способностей путем вовлечения детей, и подростков в различные формы деятельности с учетом их возрастных особенностей, интересов и потребностей.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Уровень проведения

Всероссийски й/ региональный

Детский лагерь

Отряд

Модуль «Будущее России»

1.

День защиты детей

1 июня

2.

День русского языка

6 июня

3.

350 лет со дня рождения Петра I

9 июня

4.

День России

12 июня

5.

Разговоры о важном (согласно темам цикла внеурочных занятий)

каждый понедельник

Модуль «Отрядная работа»

1.

Планирование и проведение отрядной деятельности

в течение смены

2.

Формирование и сплочение через игры, тренинги на сплочение

в течение смены

3.

Принятие законов и правил отряда

в течение смены

4.

Аналитическая работа с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов

в течение смены

Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

1.

Торжественное открытие смены

1 день смены

2.

Торжественное закрытие смены

19 день смены

3.

Торжественная церемония поднятия флага

ежедневно

4.

Игровой фестиваль «Игры народов России»

5.

Чемпионат по настольным играм

6.

Интеллектуальная игра

«БезОпасный интернет»

7.

Квест «Путешествие по России с любовью»

8.

Игра посвящение в туристы

9.

Интеллектуальная игра «По следам путешественников» ( по топографии и ориентированию)

10.

Марафон подвижных игр

11.

Игра «Лесными тропами»

12.

Конкурс

«Сказки Пушкина»

13.

Игра «Пойми меня»

14.

Конкурс рисунков

«Средневековые крепости России»

15.

Игра по станциям «Вперед за приключениями»

16.

Фотоохота «Как прекрасен этот мир!»

17.

Интерактивное путешествие

«Современная Россия»

18.

Квест «Животные Красной книги в России»

Модуль «Здоровый образ жизни»

1.

Утренняя зарядка

ежедневно

2.

Первичный медосмотр детей (рост, вес)

3.

Турнир по шашкам

4.

Веселые старты

5.

Турнир по пионерболу

6.

Конкурсная программа «Книга рекордов»

7.

Игра «Скакалочка»

8.

Спорт игра «Вышибалы»

9.

Спортивная игра «Колдунчики»

10.

Веселые старты

11.

Спортивная игра «Охотники и утки»

12.

Круговая эстафета

13.

День ЗОЖ

14.

Беседа «Глаза – твои главные помощники»

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

1.

Тематическое оформление интерьера помещений

2.

Оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон

3.

Проведение с детьми акций и проектов по благоустройству

4.

Размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей

5.

Музыкальное оформление для проведения зарядки

Модуль «Профилактика и безопасность»

1.

Инструктаж по технике безопасности

2.

Тренировка по пожарной безопасности

3.

Конкурс рисунков «Безопасность дорожного движения»

4.

Конкурс «Нескучные правила»

Модуль «Экскурсии и походы»

1.

Экскурсия «Летний день»

2.

Игра-путешествие «Мы -туристы»

3.

Туристическая эстафета

Модуль «Профориентация»

Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Викторина «Что за профессия?»

Экскурсия в ФАП «Кто нас лечит?»

Соревнование «Поединок строителей» (постройка домов из спичек и коробков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа организации отдыха детей С А М Г Р А Д

Созданная программа получила рецензия в ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"...

Программа «Турист» Малозатратная форма организации отдыха детей во время осенних каникул (площадка кратковременного пребывания детей)

Данная программа разработана с целью организации отдыха детей во время каникул. Расчитана на школьников с 5 по 8 класс, с указанием необходимого снаряжения с сеткой мероприятий и приложением....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Фрагмент рабочей программы профессионального модуля ПМ.04 специальности Педагогика дополнительного образования "Организация отдыха детей"

Предствален фрагмент рабочей программы профессилнального модуля  специальности Педагогика дополнительного образования, куда входят МДК "Педагогическое сопровождение разновозрастных групп детей" ,...

Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016

Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам  Всероссийского заочного конкурса допо...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...