Коллективно-творческая деятельность
методическая разработка

Кашапова Эльвина Гамилевна

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коллективной творческой деятельности в начальной школе

                                                        Кашапова Э.Г., учитель начальных классов МБОУ «Тахталымская СОШ»

Перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС стоит задача формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все эти действия успешно формируются через различные формы воспитательной работы, которые направлены на раскрытие творческих способностей, стимулирование инициативности.

Детский коллектив играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Эффективными способами развития школьников являются различные виды коллективной творческой деятельности (КТД). Что же такое коллективная творческая деятельность? В самом названии содержится расшифровка:

дело - т.е. активная деятельность, призванная улучшить жизнь класса или окружающих людей.

 коллективное, т. к. в нем задействован весь класс. Дети и взрослые сообща придумывают, планируют, готовят и проводят мероприятие.

творческое, потому что школьники не действуют по шаблону, а самостоятельно ищут пути решения задачи, совершают интересные "открытия". 

КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. 

 Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д.

Группа - главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Рассматриваются   несколько видов КТД:

Трудовые КТД - они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Детям нужно

поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижений, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство и т.д.

Интеллектуальные КТД - познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок.

Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания.Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторины и т.д.

 Художественные КТД  развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам, мастерят коллективные поделки. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.

Спортивные КТД развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, "Дни здоровья", веселые старты, зарядка, подвижные игры, купания, посещение бассейна, турниры, олимпиады и т.д. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной.

Экологические КТД воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса. Природа - лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: изготовление кормушек для птиц, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, день птиц, день Земли, научно-исследовательская работа о родном крае и т. д.

Общественные КТД обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны. Например, вечер военной поэзии, фестиваль военно-патриотических песен, «Бессмертный полк» и т.д.

Досуговые КТД позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника, чаепития, совместные поездки в театр, в кино.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность.

КТД дают возможность ученику:

-реализовать и развивать свои способности;

-расширить знания об окружающем мире;

-приобрести навыки проектирования;

-проявить организаторские умения;

-закрепить коммуникативные навыки;

-формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу :

-развивать творческий потенциал;

-совершенствовать организаторские возможности;

-изучить детский коллектив;

-объединить учащихся, педагогов, родителей;

-управлять процессом развития личности ребенка;

-развивать рефлексивные возможности

  Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел». Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Дети должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения.

Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.

Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать.

Третьим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, в каждой из которых есть лидеры.  При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Четвертый этап- проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла. Важно, чтобы каждый осознавал свой вклад. Конечно, по ходу мероприятия возможны ошибки. Дети не имеют такого организаторского опыта, каким обладает взрослый человек. Старайтесь, чтобы они учились на промахах, делали выводы. Не менее важно замечать успехи, даже самые мелкие, радоваться им.

При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общем деле. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для детей людьми. 

   Таким образом, коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволяет проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявлять  терпение и доброжелательность внутри группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования

В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и актив...

Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.Цели:ü  Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий прое...