Доклад "Образовательный процесс и его составляющие"
статья

Вишнякова Татьяна Викторовна

Данное выступление можно применить на педагогическом совете или на методическом объединение учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_protsess_i_ego_sostovlyayushchie.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный процесс  и его составляющие

Содержание:

  1. Образовательный процесс и его цель
  2. Цикличность образовательного процесса
  3. Формы обучения
  4. Методы обучения
  5. Средства обучения

6.   Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей,

       задач образовательного процесса.

     7. Заключение

     8.Источники информации

I. Образовательный процесс - целенаправленный целостный процесс  воспитания и обучения, педагогически  спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических  процедур и др.

Главная цель образовательного процесса -  формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с  общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой из этих составляющих приводят процесс образования к  педагогической неполноценности.

Образовательный процесс развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, многовариантности, многоуровневости, компьютеризации, информатизации, индивидуализации, непрерывности.

II. Цикличность.  

Это совокупность определенных актов  образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели(глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности  учащихся).

Циклы образовательного процесса:

  1. Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной

   идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей  воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

 2. Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

  3. Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

  4. Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

III. Формы обучения

Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • вечерняя;
  • самостоятельная;
  • лекции;
  • семинары;
  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • производственная практика;
  • факультативные занятия;
  • консультации;
  • зачеты;
  • экзамены;
  • индивидуальная форма обучения;
  • индивидуально-групповая.

   V. Методы обучения

Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.

В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.

Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:

  • лекции, при помощи которых сообщается новый материал, содержащий описание сложных систем, связей, зависимостей причинно-следственного характера;
  • упражнения, которые нацелены на активизацию двигательно-моторных способностей человека, на отрабатывание умений и навыков при постоянном их повторении;
  • учебная дискуссия, основанная на организации учебной группы для обмена взглядами и мнениями по конкретному вопросу;
  • работа с учебными пособиями, что способствует получению информации, находясь в любом месте;
  • видео-метод, являющийся комплексной дидактической технологией;
  • метод обучающей игры, основанный на создании, имитации реальных ситуаций.

Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.

  VI. Средства обучения

Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.

Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.

Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:

  • материальные средства (знание с наличием учебного оборудования);
  • организационные средства (системы и методы обучения, их продолжительность и характер).

Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:

  • словесные (учебная литература, пособия, дополнительные источники);
  • визуальные ( микроскоп, дифракционная решетка, диаскоп и другие);
  • аудиальные (проигрыватели);
  • аудиовизуальные (проектор, телевизор,);
  • средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети);
  • учебно-методические материалы, размещенные на сайте учебного заведения.

VII. Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения

Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.

Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:

C:\Users\Татьяна\Desktop\ШМО\4_pedagogicheskiy_process_25.jpg

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.

 VIII. Заключение

Образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве, а его содержание направлено не только на необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

IX. Источники информации:

  1.  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94.
  2.  Стародубцев В. А., Шепель О. М., Киселева А. А.: Особенности современного образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. №8-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»

Отчетоб итогах работы  в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....

Дистанционное обучение как составляющая образовательного процесса в школе.

Для  повышения  доступности и эффективности обучения используется дистан-ционный метод,  реализуемый с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредова...

Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса

Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...

Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования

       В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...