Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС
материал

Анастасия Михайловна Пержакова

В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.

В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Под ней следует понимать деятельность обучающихся, направленную на расширение и углубление имеющихся знаний, поиск новых сведений, установление закономерностей, проверку гипотез под руководством учителя. Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.

Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках профильного обучения при подготовке учащихся к поступлению в химико-биологические классы. Ребята, которые выбирают данный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам.

Исследовательская деятельность может реализовываться не только на уроке, но и в рамках элективных и факультативных курсов, научно - исследовательских лабораториях,  школьных научных обществах, олимпиадах, турнирах, выставках, научно-методических сборах, через представление исследовательских проектов на научно-практических конференциях как школьного, так и федерального уровня.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

- постановку проблемы,

- изучение теории, посвященной данной проблематике,

- подбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

- собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Конечно, на начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также Интернет-ресурсами.

В профильных классах нашего лицея по данному вопросу выработана система формирования исследовательской компетенции учеников, которая позволяет в полной мере сформировать все необходимые навыки осуществления учебно-исследовательской деятельности. В 9 классе ведется предпрофильная подготовка учащихся и в образовательный процесс вводятся элективные курсы, позволяющие создать не только базу для самоопределения учащихся и выбрать профиль обучения в 10-11 классах, но и закладывающие базу для овладения основными навыками проведения исследования. Так, например, мною ведутся элективные курсы «Занимательная биология» в которых рассматриваются следующие темы: «Факторы среды обитания и здоровье человека», «Физиологические резервы организма человека», «Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач», «Новые грани биологической науки».

Такая профильная организация образовательного процесса позволяет добиться высоких результатов в формировании навыков научного  исследования  и помогает сориентировать подростка  в выборе определенной сферы деятельности (медика, эколога,  биолога, вирусолога) и оказывает решающее действие самоопределение в выборе учащимися своей  профессии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС

Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС...

Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС

В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь...

План-конспект урока по теме "Сложение натуральных чисел" для учащихся 5 класса в рамках ФГОС

План-конспект урока  составлен на основе программы УМК Н.Я.  Виленкина и др. Математика 5 класс...

Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...

Деятельность учителя профильного труда в рамках реализации ФГОСов

Современное развитие Краснодарского края нацелено на широкомасштабное развитие экономики нашего региона.  Это не только развитие агропромышленного комплекса, но и развитие сферы курортов и туризм...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Это в том числе и проектная деятельность, ставшая обязатель...