Доклад
учебно-методический материал

Гришина Светлана Анатольевна

Доклад на тему "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

   

                                                     Автор: Гришина С.А.  учитель ИЗО

2022г.

             "Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, её вкус, её краски, её аромат…"

                                                                                                                         А.Н. Бенуа

      Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства является актуальной темой для современных школьников.    

     Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творить и творчески решать возникающие проблемы, в условиях быстро меняющейся действительности. Обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и творчески реализовать себя в ней. На первый план выдвигается задача развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала. Реализация интеллектуального потенциала адаптирует личность к окружающему миру, а реализация творческого - окружающий мир к потребностям личности. Поэтому формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся приобретает актуальное значение.

     Новое содержание обучения, повышенное внимание к предметам эстетического цикла, в том числе к изобразительному искусству, требуют включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов для развития личности.

     На уроках я стараюсь прививать ребятам интерес к предмету и развивать у них творческие и познавательные способности на каждом уроке изобразительного искусства. Успешность обучения и воспитания современных школьников в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя. Развитие  творческой активности является ведущим компонентом в развитии творческих умений учащихся и способностей на уроках  и во внеурочное время. При выполнении любой работы приучаю, чтобы каждый ученик подходил к ней творчески. Для этого я использую игровые формы. У каждого ребенка есть способности и я ставлю перед собой задачи,  чтобы было меньше пассивных слушателей на уроке, а больше активных  и творческих ребят, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. При таком подходе у детей  повышается работоспособность.

     На уроках изобразительного искусства главными целями считаю:

а) заинтересовать учащихся, развивать у них творческий потенциал;

б) повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;

в) активизировать учебный процесс.

      В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

    Творчество – это проявление индивидуальности, личности человека в какой-либо деятельности.  Для художника творчество в первую очередь выражается в проявлении увлечённости к работе, самостоятельности и стремлении к новизне. Это может проявляться в оригинальном композиционном решении рисунка, поиске средств и техник для его выполнения.  В педагогике творчество для ученика – это проявление его повышенной активности к окружающему миру и его познание. Педагог влияет на творческий процесс учащегося, расширяя его возможности и помогая понять перспективу его развития, формирует художественное мышление и активизирует его творческую деятельность. На уроках рисования педагог старается обогатить знания учащегося в искусстве, раскрывая его  творческие способности.

    Творческая деятельность по-разному проявляется у каждого. Для того, кто не активен – это не интересно, он механически выполняет что-то. Для тех, кто пробует, интересуется, наблюдает и познает, пытается применить и выразить на основе сознательных наблюдений – это и есть творческий процесс. К творческой деятельности человека побуждает необходимость в эстетическом развитии. Процесс развития творческих способностей у учащегося – это управляемый процесс, формирующий личность. В большей степени развить творческие способности можно у человека эмоционального и чувственного, т.к. все, что он изображает  всегда связано с оценкой,  при этом именно эти проявления особенно важны. Источником служит необходимость учащегося в получении вдохновения от окружающего мира, т.е. красота природы, людей  и их поступков.

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно - творческие способности и интересы учащихся. Изобразительное искусство - предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способствовать развитию его творческих способностей.

     В новых образовательных стандартах второго поколения особое внимание обращено на личностный рост учащегося. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное "Я" через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы. Главным условием развития творческих способностей учащегося является удовольствие от умственной деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. На уроках изобразительного искусства это проявляется в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

     Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

    Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

    С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

    Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И наша задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. 

     Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.

Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.

        Уроки искусства и внеклассные занятия содержат в себе огромный творческий потенциал и вместе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же надо стараться  дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

    Уроки  ИЗО  привлекательны, наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.

    Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

    Процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художественного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства для создания конкретного образа. Очень важно давать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

      На уроках ИЗО ребята осваивают  различные  художественные  материалы  (краски гуашь и акварель, карандаши, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладевают  такими  инструментами  как  кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

     Для успешной реализации задач и развития творческих способностей максимально использовать интерес, предоставлять им право выбора. Использовать  элементы арттерапии, что позволит с помощью изобразительного искусства учить детей выражать свои чувства и формировать у них позитивное мировосприятие.

     Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

     Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию образного и творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и  коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов.

     Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало  внедрения в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.  Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.

     Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

-Метод «открытий». 

-Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности.

-Метод свободы в системе ограничений.

-Метод сравнений.

    Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха.

    Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

     Урок искусства для каждого ребёнка  должен стать ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок, который  должен быть каждый  раз новым,  не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости.   Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов. Важно развивать у учащихся пространственное  мышление, расширять кругозор, учить думать, переживать, чувствовать. Все эти эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу и, соответственно, изображать это в своих рисунках.

      Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Задачи моей работы:

1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности.

         Н.Н.Баранский писал: «Работа учителя нужна для того, чтобы учитель не превратился в «человека в футляре», чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы неизбежно превращается в схоласта не только не полезного, а, по существу, прямо- таки вредного для умственного развития врученной ему молодежи».

    На уроках изобразительного искусства  я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире.

      Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

    Таким образом, творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной. В процессе дальнейшего обучения воображение превращается в такие формы мышления как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта.

Библиографический список

1. Быков В.В., Дровецкова Е.С.,Развитие творческой активности личности подростка, Москва, Россия, 2015. – с 101.

2. Винокурова Н.К., Развитие творческих способностей учащихся, М., Образовательный центр «Педагогический поиск», 2022. - С. 94 

3. Кан-Калик В.А., Педагогическая деятельность как творческий процесс, М.:Просвещение, 2012- с.22

4. Неменский Б.М. – «Изобразительное искусство и художественный труд» М. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...