Работа по профориентации детей с ОВЗ
консультация

Чепелева Ирина Николаевна

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида. Важной целью при обучении детей с ОВЗ является подготовка их к сознательному выбору профессии. Как помочь ребенку в правильном жизненном выборе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_po_proforientatsii.docx228.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1, корпус 2

городского округа Электросталь Московской области”

Доклад на ШМО специалистов по теме:

«Работа по профориентации детей с ОВЗ в условиях обучения на дому»

Учитель-дефектолог

Чепелева Ирина Николаевна

2023г.

Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.

Ш.А.АМОНАШВИЛИ.

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями. 

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида. 

Существуют определенные трудности в трудоустройстве лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения для детей с ОВЗ: недостаточная информированность о мире профессий доступных этой категории детей, о содержании, характере и условиях труда в той или иной области, неустойчивость профессиональных интересов, несовпадение уровня притязаний и уровня возможностей.

   На современном этапе происходит модернизация производства, повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ, переход предприятий на новые пути хозяйствования, что требует нового подхода к подготовке кадров с навыками работы на новом оборудовании, умении пользоваться компьютерами и компьютерными программами.

Поэтому важной целью при обучении на дому является подготовка детей к сознательному выбору профессии.

Гипотеза: Система работы по профориентации поможет выпускнику с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, учебного заведения  и трудоустройстве.

Наблюдения за детьми в процессе  их взаимоотношения друг с другом, с родителями, в учебной и досуговой деятельности  заставили задуматься об их недостаточном понимании и знании профессий соответствующих их способностям и возможностям.

Как помочь ребенку в правильном жизненном выборе?

Следует выделить возникающие  противоречия, проблемы и вытекающие из них гипотезы.

Противоречие между системой обучения в условиях школы-интерната и необходимостью развития профессиональной трудовой направленности в обучении.

Проблема: поиск наиболее эффективных путей для развития  профессионального обучения старшеклассников с ОВЗ.

Таким образом,  тему опыта считаю актуальной и определяю цель работы – расширение знаний о профессиональном обучении детей с ОВЗ.

Ведущей педагогической идей опыта является идея оказания максимальной помощи в выборе профессии, в соответствии со способностями, склонностями воспитанников и рынком труда. Реализации основной идеи могут способствовать идеи деятельностного и личностно-ориентированного подхода, которые являются ключевыми направлениями компенсирующих и корректирующих педагогических технологий.

В качестве ориентиров, условий, средств,  определяющих содержание деятельности педагога и ученика,  опираюсь на следующие  принципы специальной педагогики: 

1.    Принцип профессионального характера трудового обучения (обучение профессии).  Реализуется: практические занятия по профессиональной подготовке и занятия на уроках профильного труда;

2.    Принцип  взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки.  Реализуется: направленность всех предметов на труд.

3.    Принцип  наглядности.  Предполагает: обогащение чувствами , познавательным опытом, овладение абстрактным понятием, учитывая индивидуальные особенности детей.

4.    Принцип  связи трудового воспитания с жизнью.  Реализуется: в организации воспитательной работы в тесной связи с окружающей действительностью.  Предполагает – подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Цель: формировать трудовые знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Система трудового воспитания, осуществляемая во время обучения, решает следующие задачи:

  • Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
  • Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
  • Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,
  • Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с ОВЗ рассмотреть специфику трудового воспитания учащихся коррекционной школы.

За основу своего опыта я опиралась на предложенные материалы выдающихся педагогов: В. В. Выгодского, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, С. Л. Мирского, В. В.Воронковой и других. В основу всей воспитательной работы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, я выделила приоритетные задачи в каждом звене:

Начальное звено:

Трудовое воспитание.

  • отработка навыков учебного поведения;
  • вооружение основными навыками самообслуживания;
  • формирование навыков трудовой коллективной деятельности.

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.

  • ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
  • развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
  • отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  • охрана природы

Старшее звено:

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.

  • проф. самоопределение– развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
  • трудовое воспитание;
  • жизнеобеспечение.

Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и  основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За учителем  остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая индивидуальные возможности воспитанников.

В воспитательной работе трудовое воспитание представлено отдельным направлением. Данное направление состоит из определённой тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуально-групповых инструктивных занятий, так и для практических по формированию умений, навыков, способствующих трудовой деятельности.

Во время занятий  создаются особые  условия для трудового воспитания детей на основе способностей и физиологических особенностях ребенка. Здесь необходимо сказать о тесном сотрудничестве учитель-родитель.

Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания.

Начальное звено:

Владеет навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживания: чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.

Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.

Среднее звено:

Владеет навыками самообслуживания и способен выполнять работы по группе (дому), участку: убирать, мыть,  стирать, гладить чистить.

Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознаёт связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.

Старшее звено:

Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.

Владеет навыками самообслуживания, умеет правильно планировать свой труд (уборка квартиры, помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые для устройства на работу.

Таким образом, поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с ОВЗ в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей помогает в социализации детей с ОВЗ, позволяет им найти свой путь в жизни, дает самореализацию и самоуважение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности воспитателя по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

   Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, от...

Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации детей.

Материалы стенда для родителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации.Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание ...

Психологическая диагностика в профориентации детей, оставшихся без попечения родителей.

Психологическая диагностика в профориентации детей, оставшихся без попечения родителей.            Выбор профессии - ответственный момент в жизни...

Работа с родителями по профориентации детей: взгляд в будущее.

Мир меняется стремительно. Не успел оглянуться, а профессии, на которую ты готовил ребенка уже нет? Что же делать в таком случае? Как не оказаться в данной ситуации? Работать с родителями и помочь им ...

Педагогическое просвещение семей по профориентации детей

Материал содержит рекомендации родителям по вопросам профориентирования детей. Для образовательных организаций представлен опыт работы по предпрофессиональной подготовке несовершеннолетних....

Профориентация детей VIII вида

Программа рассчитана на 3 годаобчения -9-11 классы. Прикреплен файл с содержанием курса по профориентации для 9 классов...