Профориентация детей VIII вида
рабочая программа по психологии (9 класс)

Программа рассчитана на 3 годаобчения -9-11 классы. Прикреплен файл с содержанием курса по профориентации для 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9a_proforientatsiya.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка к рабочей программе

 коррекционно – развивающих занятий по курсу

«Профориентация»

«9-«А» класс

 (I вариант обучения)

Нормативная основа программы

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Приказа от 08-05-2019 № 233 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345; 
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения
    и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
  • Инструктивно -методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-28-4174/20-0-0 от 20-05-2020 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2020-2021 учебный год»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 16-04-2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
  • Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга;

В переходный период до введения ФГОС образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывая психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, использование федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», возможно в части, не противоречащей действующему законодательству.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В настоящее время актуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. В соответствии с Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.71, а также Конвенцией о правах ребенка, принятой в 1989 году, государства, подписавшие эти документы, признают право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем. Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Большое значение в системе трудового обучения имеет профессиональная ориентация учащихся, влияющая на степень овладения учащимися той или иной профессией, квалификацией. Здесь заложен огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать. Но для обучающихся по программам для детей с интеллектуальной недостаточностью ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.

Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно, они не сразу реализуют полученные в школе навыки трудовой подготовки, поэтому профориентационная работа в школе, тесная связь с близ лежащими начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а так же и производственными предприятиями даёт возможность выбора профессии для выпускников коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Создание Программы профессиональной ориентации учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида интеграции в общество выпускников коррекционной школы обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы VIII вида. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в зависимости от социальной помощи государства.

Ценность программы:

Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического развития в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.

Цель программы:

Подготовка воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению.

Задачи программы:

  1. Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;
  2. Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;
  3. Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
  4. Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
  5. Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;
  6. Научить детей правильному профессиональному самоопределению;
  7. Ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;
  8. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
  9. Сформировать элементарные знания о законодательстве трудовых отношений в обществе.

Деятельность учащихся в процессе профессиональной ориентации нацелена на приобретение первоначального опыта в различных сферах, познавательной и социально - профессиональной практики. Этому способствует сама программа трудового обучения в коррекционном образовательном учреждении.

В соответствии с профессиональной ориентацией учащихся с ограниченными возможностями здоровья, ученик должен определиться в понимании своих интересов, под воздействием проводимой профориентационной работы, определение выбора профессии.

Программа рассчитана для учащихся 9-11 классов.

Формы занятий различны и многообразны:

- Беседы на различные темы.

- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.

- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.

- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.

- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

- Тестирование, подготовка к экзаменам.


п/п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

1

1

Психолого-педагогическая диагностика

01.09.2020

2

2

Психолого-педагогическая диагностика и проф консультирование.

(первичная диагностика образовательного запроса)

03.09.2020

3

3

«Мои возможности». Беседа

08.09.2020

4

4

«Профессии». Знакомство с профессиями

10.09.2020

5

5

«О себе». Профессиональные интересы и склонности

15.09.2020

6

6

Упражнения «Включение». Развитие психических процессов и их роль в профессиональной деятельности

17.09.2020

7

7

Игра «Мои эмоции. Стабилизация эмоционального фона

22.09.2020

8

8

Игра «Моя воля». Развитие эмоционально- волевой сферы

24.09.2020

9

9

Эмоциональное состояние. Связь между мыслями, эмоциями и поступками

29.09.2020

10

10

 «Эмоции». Оценка характерных эмоций

01.10.2020

11

11

«интерес». Как управлять склонностями и интересами

06.10.2020

12

12

Ассоциативная игра «Человек - профессия»

08.10.2020

13

13

Беседа «Мир профессий».  Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий.

13.10.2020

14

14

«Не хочу». Беседа о внутренних проблемах

15.10.2020

15

15

«Я не могу». Изображение страха и борьба с ним.

20.10.2020

16

16

«Я в мире профессий». Вводное занятие-путешествие

22.10.2020

Календарно-тематическое планирование

коррекционно – развивающих занятий  по курсу

«Профориентация»  

9- «А» класс (I вариант обучения) на 2020-2021 учебный год

1 четверть

     

2 четверть

п\п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

17

1

Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»Классификация профессий.

02.11.2020

18

2

«Я – выбор» .Выбор и моделирование.

Представление о себе и выборе профессии.

08.11.2020

19

3

«Достижения и характер». Темперамент и выбор профессии.

10.11.2020

20

4

Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии» .Интересы и выбор профессии.

15.11.2020

21

5

Игра «А вот и я»  .Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план.

17.11.2020

22

6

«Хочу», «Могу» - интересы и способности. Склонности и профессиональные направления.

22.11.2020

23

7

Тренировка памяти Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека..

24.11.2020

24

8

Упражнение «Я учусь принимать решение» .  Секреты выбора профессии.

29.11.2020

25

9

Упражнение «Что мешает».  Возможности получения профессии

31.11.2020

26

   10

Упражнение «Четыре стихии» .  Профессиональная карьера и здоровье

05.12.2020

27

11

Упражнение «У меня есть…» . Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала.

07.12.2020

28

12

Методика «Интеллектуальная лабильность».  Работа по заданию методики

12.12.2020

29

13

Многообразие мира профессий.  Труд и развитие личности. Труд и профессионализм

14.12.2020

30

14

«Мои возможности». Профессиональное разделение труда

19.12.2020

31

15

«Резюме». Самопрезентация.

21.12.2020

32

16

«Я= труд». Самопрезентация

26.12.2020

     

     

3 четверть

п/п год

п/п

четв

Тема у рока

Дата по плану

Дата фактическая

33

1

«Что такое труд». Характер труда в профессиональной деятельности.

12.01.2021

34

2

«Труд». За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными.

14.01.2021

35

3

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

19.01.2021

36

4

Упражнение «План моего будущего». Как достичь успеха в профессии.

21.01.2021

37

5

Профессиональная игра «Угадай профессию»

26.01.2021

38

6

«Отношение к труду». Вопросник для определения личности

28.01.2021

39

7

Профориентационная игра «Спящий город»

09.02.2021

40

8

«Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра.

11.02.2021

41

9

«Образ будущего». Беседа, эссе

16.02.2021

42

10

Мини – проект «Мой вариант продолжения образования.

18.02.2021

43

11

«Мой вариант продолжения образования». Самопрезентация

23.02.2021

44

12

Упражнение «Устраиваемся на работу». Беседа о трудоустройстве

25.02.2021

45

13

Трудоустройство. Как устроиться на работу и закрепиться на рабочем месте?

02.03.2021

46

14

Собеседование у работодателя. Правила поведения при собеседовании.

04.03.2021

47

15

Правила внутреннего распорядка, поведения.

09.03.2021

48

16

Коллаж «Моя будущая профессия»

11.03.2021

49

17

«Формула профессии». Рисунок будущего

16.03.2021

50

18

«Могу и буду». Профориентационная игра.

18.03.2021

4 четверть

п/п год

п/п

четв

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая

51

1

Беседа «Я и окружающие меня люди»

30.03.2021

52

2

Упражение «Правила общения»

01.04.2021

53

3

Упражение «Правила невербального общения»

06.04.2021

54

4

Беседа «Решение конфликтов».

08.04.2021

55

5

Беседа «Мой багаж во взрослую жизнь».

13.04.2021

56

6

«Мой багаж знаний» профориентационная игра.

15.04.2021

57

7

Игра «Профессиональный аукцион»

20.04.2021

58

8

Игровое упражнение «Кто есть кто».

22.04.2021

59

9

 Игра «Я в глазах других». Самопознание

27.04.2021

60

10

Составление профессиограмм

29.04.2021

61

11

Анкета «Личный профессиональный план»

04.05.2021

62

12

Игра «Оптимисты и скептики»

06.05.2021

63

13

«Я выбираю». Консультция

13.05.2021

64

14

Адаптированное тестирование по Векслеру. Выявление общих знаний, логических цепочек.

18.05.2021

65

15

Диагностика профессионального самоопределения

20.05.2021

66

16

«Что мы знаем». Тест по профориентации.

25.05.2021

67

17

«Профессиональные предпочтения» Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов)

68

18

«Мой проект».

Используемый  учебно-методический комплект

  1. Аленкина О. О. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью // Психология обучения. - 2007. - N 11. - С. 110-122.
  2. Ермаков С. Н. Профессионально-ориентированная физическая подготовка учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Адаптивная физ. культура. – 2006. - N 4. - С. 37-43.
  3. Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология. - 2006. - № 5. - C. 75-78.
  4. Магомедова И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 79-80.
  5. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников // Коррекц. педагогика. - 2009. - N 5. - С. 75-80.
  6. Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. - N 4. - С. 81-82.
  7. Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Там же. – 2006. - N 4. - С. 46-49.

Лист корректировки рабочей программы по предмету/ занятию внеурочной деятельности

                                           

Педагог-психолог:______________________________________________________________________________________________

Четверть

Кол-во часов по предмету

Выполнение

Компенсирующие мероприятия/ в случае отставания или лишних часов по предмету

Дата сверки

Подпись председателя МО/ зам. директора по УР

1

2

3

4

ИТОГО

Программа по предмету___________________________________________________ выполнена полностью за счёт объединения/добавления тем.

Педагог- психолог:________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...

"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»...

Сообщение на МО. Обучение чтению детей VIII вида

Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:1.Нев...

Адаптированное календарно-тематическое планирование по музыке для детей VIII вида

Рабочая программа по музыке и пению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами по музыке Федерального гос...

Рабочая программа для обучения детей VIII вида 5-9 классов

Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 кл.) под ...

Адаптированная программа для детей VIII вида

Программа по природоведению для 5 класса.       Рабочая программа по природоведению в 5 классе предусматривает изучение конкретных явлений в окружающей природе, устанавли...