Педагогическое просвещение семей по профориентации детей
учебно-методический материал

Гурьева Светлана Олеговна

Материал содержит рекомендации родителям по вопросам профориентирования детей. Для образовательных организаций представлен опыт работы по предпрофессиональной подготовке несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсные материалы в номинации «Школа как центр родительского просвещения».

«Педагогическое просвещение семей по профориентации детей».

Цель: Развитие эффективных практик предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних.

Задачи: 1. Участие родителей (законных представителей) обучающихся в инновационном социальном проекте, направленном на развитие эффективных практик предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних «Профильный класс-профессию даст».

2. Повышение коммуникативных,  информационных, психологических и социально-трудовых компетенций родителей (законных представителей) обучающихся.

3. Улучшение психологического микроклимата в семьях обучающихся.

4. Коррекция девиантного поведения обучающихся, привитие навыков законопослушного поведения.

5. Получение обучающимися знаний и умений  для дальнейшего профессионального ориентирования.

Обоснование проблем, требующих решения:

Контингент школы составляют дети и подростки (7-9 классы) с устойчивым противоправным поведением, стоящие на учете в органах системы профилактики, направленные комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав из школ Автозаводского района города Нижний Новгород.  

Анализируя результативность профориентационной работы в школе, можно сделать вывод о недостаточном разнообразии выбранных выпускниками  направлений профессиональной подготовки и образовательных учреждений среднего профессионального образования. На протяжении последних двух лет выпускники выбирают 4-5 образовательных учреждений, из которых до 70% занимает Нижегородский индустриальный колледж. Основные профессии, востребованные выпускниками – это повар-кондитер (15%), мастер сухого строительства (19%), электро- и газосварщик (18%), мастер мебельного и столярного производства (14%), продавец (15%). Анализ промышленности Нижегородской области показывает, что необходима подготовка кадров для работы на предприятиях транспортного и оборонного машиностроения, химической промышленности, станкостроения и металлообрабатывающей промышленности, легкой и пищевой промышленности, производства строительных материалов, сферы услуг.

   Для качественной предпрофессиональной подготовки необходимо, чтобы каждый ученик «попробовал» себя в профессии еще в стенах школы. Для этого он должен: сделать выбор - получить первичные навыки и знания о профессии- получить практический опыт работы. В этом случае подросток пойдет в учреждение профессионального образования осознанно, сделав свой выбор. Цена ошибки, также будет значительно ниже, если исправить ее  на этапе выбора профессии.

   Обучающиеся имеют ряд проблемных вопросов, которые снижают эффективность предпрофессиональной подготовки и требуют совместного решения всех участников образовательного процесса:

1) высокая степень педагогической запущенности.

Низкий уровень обученности ограничивает выбор профессий, требующих специальных знаний.

2) неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка.

Подросток не может правильно оценить свои возможности при выборе профессии.

3) низкий уровень коммуникативных навыков.

Имеющиеся ограничения и невыполнение культурных норм общения снижает возможности трудоустройства.

 4) девиантное и делинквентное поведение.

 Противоправное поведение и наличие противозаконных проступков влияют на вопросы самоопределения подростков.

5) различные виды зависимостей и сформировавшееся на их фоне аддиктивное поведение.

 Существенно ограничивает подростков в выборе рода деятельности.

6) отклонения в  стилях семейного воспитания.

Гипоопека, гиперопека, авторитарный, попустительский  методы воспитания приводят к непоследовательным решениям в вопросах профориентации детей.

 7) низкий уровень компетенций родителей в вопросах профориентации своих детей.

Родители не могут выяснить профессиональные предпочтения и профессиональные планы своих детей, информировать их  об образовательных учреждениях профессионального образования и востребованности различных профессий.

   Образовательное учреждение имеет ряд положительных отличий, которые повышают эффективность предпрофессиональной подготовки обучающихся:

1) численность обучающихся в классах-10 человек.

Имеется возможность индивидуально работать с  каждым обучающимся и их семьями, выстроить персональные профориентационные маршруты.

2) образовательное учреждение работает по программам основного общего образования (7-9 классы).

Участие в предпрфессиональной деятельности принимает 100% обучающихся: 12 классов по 10 человек.

3)имеется кадровый потенциал для осуществления профориентационной деятельности.

В штате школы: 12 воспитателей, 1 педагог-психолог, 2 социальных педагога, 1 старший дежурный по режиму, 1 уполномоченный по охране труда и технике безопасности, 3 ставки педагога дополнительного образования.

4) систематизирована работа с родителями.

Разработаны и внедрены Программы психологического и социального профконсультирования родителей; ПВР; медиативная служба; совместные мини-проекты; конкуры; информационные материалы.

   Миссия учебно-воспитательного учреждения для подростков с девиантным (общественно опасным)  поведением не может ограничиться рамками программ основного и дополнительного образования. Кроме обучения, воспитания и коррекции поведения необходимо дать детям «путевку в жизнь», то есть помочь в самоопределении, в выборе профессии. Важно построить профориентационную работу так, чтобы подросток осознанно выбрал профессию, хотел ее освоить. Социализировать подростков девиантного и аддиктивного поведения сложно: поэтапно решаются сразу несколько задач – снятие «зависимостей», предупреждение противоправных действий, налаживание коммуникативных связей, соцально-бытовое ориентирование и, наконец, далеко не в первую очередь – профессиональное самоопределение. Однако, пришло время идти от обратного: только осознав себя частью общества, со своими правами и обязанностями, со своей профессиональной нишей, статус «трудного» подростка может измениться.

Аннотация инновационного социального проекта, включающего участие родителей (законных представителей) обучающихся:

   Основной идеей проекта является реорганизация 7-9 классов  в профильные классы предпрофессиональной подготовки. Каждый класс имеет определенную профессиональную направленность. Комплектуются 12 классов по подготовке специалистов в области:

-культуры и искусства (дизайнер, визажист, парикмахер, фотограф, модельер);

-сферы услуг (продавец, кассир-контролер, официант, экскурсовод);

-строительства (мастер строительных работ, плотник, столяр) ;

-медицины и здравоохранения (медсестра, фармацевт);

-образования и науки (воспитатель,  руководитель  музыкального кружка, педагог-психолог, библиотекарь);

-транспортного машиностроения (водитель, механик);

-юриспруденции, экономики и управления (юрист, экономист, менеджер);

-легкой и пищевой промышленности (швея, повар, кондитер);

-металлообрабатывающей промышленности (слесарь, станочник, сварщик);

-химической технологии и промышленной экологии (химик-технолог, эколог);

-информационной безопасности, информатики, электроники и радиотехники (специалист по информационной безопасности, программист; монтажник радиоэлектронной аппаратуры);

-природообустройства (ландшафтный дизайнер, садовод).

   Комплектование классов происходит по результатам психолого-медико-педагогической комиссии, проводимой при приеме в школу, с учетом мнения подростков, родителей (законных представителей) и по результатам комплексного психологического тестирования.  За время проекта,  его участники -120 подростков совместно с родителями должны сделать выбор профессиональной деятельности, получить первичные навыки и основы знаний этой профессии. Выпускники школы  должны иметь четкую профессиональную ориентацию и практический опыт выбранной профессии.

Вовлеченность родителей (законных представителей) в реализацию инновационного проекта предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних:

№п/п

Мероприятие

Участие родителей (законных представителей)

Результаты

1

Формирование целевой группы проекта и разработка индивидуальных планов работы с несовершеннолетними и воспитывающими их семьями

Участники целевой группы ознакомлены с программой проекта, собраны письменные согласия от несовершеннолетних и их семей на участие в проекте и обработку персональных данных, заявления от родителей (законных представителей) на зачисление в профильный класс предпрофессиональной подготовки.

Сформирована целевая группа проекта в составе 120 воспитанников и 120 семей.

Оформлены индивидуальные планы работы с воспитанниками и их семьями. Для каждого обучающегося разработан маршрут предпрофессиональной подготовки.

Приложение 1

2

Реализация программы тренингов по планированию профессионального пути

Родители получили раздаточный материал для самостоятельного проведения тренингов с детьми:

-«На пороге взрослой жизни»,

-«Как найти дело жизни».

Проведено 6 тренингов среди 120 несовершеннолетних, направленных на развитие умений учитывать сильные и слабые стороны своих

способностей при выборе профессии (2 тренинга провели родители, 4 –педагоги):

-«Время выбирает нас»,

-«Планирование профессионального пути»,

-«Человек-профессия»,

-«Кто есть кто»,

-«На пороге взрослой жизни»,

-«Как найти дело жизни».

Приложение 2

3

Работа клуба опекунских семей

Законные представители обучающихся (опекуны, попечители) 1 раз в четверть собираются на занятия клуба. Занятия проводятся в форме круглого стола, индивидуальных и групповых консультаций, совместной досуговой деятельности.

Разработаны методические материалы занятий клуба. В занятиях принимают участие 3-7 законных представителей с подопечными.

Укрепляются межличностные взаимоотношения внутри опекунских семей.

Повышается уровень педагогической самостоятельности опекунов, попечителей.

Приложение 3

4

Введение курса психологического профконсультирования «Построение карьерных стратегий»

Занятия проводятся в форме деловой игры по построению карьерных стратегий в разных профессиях.  Роли распределяются между обучающимися и родителями.

Разработан и введен курс психологического профконсультирования родителей и воспитанников(12 занятий).

 В занятиях принимают участие 120 подростков и 36 родителей.

Повышаются психологические компетенции родителей.

Приложение 4

5

Введение курса социального профконсультирования «Рынок труда Нижегородской области»

Курс проводится в форме семинарских занятий для обучающихся и родителей, с подготовкой информации (фильмы, презентации, рекламные ролики) о работе предприятий и текущем состоянии рынка труда.

Разработан и введен курс социального профконсультирования (12 занятий).

В занятиях принимают участие 120 подростков и 36 родителей.

Повышаются педагогические и информационные компетенции родителей.

Приложение 5

6

Мероприятия, направленные на внедрение медиативного и восстановительного подхода в процессы взаимодействий при реализации программ предпрофессиональной подготовки

Школьный  педагог-психолог проводит обучение медиаторов по программе «Школьная служба медиации (примирения)»:

3 занятия по обучению группы медиаторов из числа подростков – 6 человек; родителей (законных представителей) – 6 человек; педагогов– 4 человека.

Создана школьная служба медиации (примирения).

Практика школьной службы медиации используется по мере необходимости.

Приложение 6

7

Проведение конкурсов профориентационной направленности и профессионального мастерства для несовершеннолетних

Семьи обучающихся принимают участие в конкурсах:

-конкурс литературного творчества «Профессия в стихах и прозе»;

-конкурс видеороликов, презентаций «Профессионал»;

-конкурс рефератов, докладов «Профессия моей мечты»;

-конкурс творческих работ «Своими руками»

-конкурс профессионального мастерства «Мастер своего дела»;

-конкурс портфолио «Абитуриент»

Проведены 6 конкурсов.

Приняли участие 120 подростков и 60 родителей.

Приложение 7

8

Педагогический всеобуч родителей

С родителями обсуждаются вопросы:

-роль родителей в подготовке ребенка к труду и выбору профессии;

-воспитание личностных качеств;

-выяснение профессиональных предпочтений и профессиональных планов;

-информирование об образовательных учреждениях профессионального образования;

-информирование востребованности различных профессий.

Мероприятия проводятся не менее 1 раза в неделю;

Родители повышают свои коммуникативные,  информационные и социально-трудовые компетенции.

Принимают участие 120 семей обучающихся.

Приложение 8

9

Мини-проект «Семейный кинозал»

Просмотр родителями с детьми  кинофильмов, видеосюжетов профилактической направленности с последующим обсуждением совместно с педагогами.  

Проводится перед профилактическим советом, 1 раз в месяц. Задействованы: подростки -60 человек; родители (законные представители)-60 человек.

Приложение 9

10

Мини-проект «На работу к родителям»

Посещение учениками мест работы родителей, с целью ознакомления с условиями труда и организацией профессиональной деятельности родителей

Проводит воспитатель класса. Задействованы: подростки -24 человека; родители (законные представители)-24 человека; педагоги-12 человек.

Приложение 10

11

Мини-проект «Домашний уют»

Участие родителей в работе объединения дополнительного образования «Юный дизайнер», изготовление изделий для быта.

Проводит руководитель кружка. Задействованы: подростки (девочки) – 20 человек, родители – 20 человек.

Приложение 11

12

Экскурсионные поездки  с целью знакомства с технологическим процессом при производстве изделий Нижегородских промыслов

Родители выбирают маршрут поездки, сопровождают экскурсионную группу

Организованы 3 поездки  с участием 6 родителей:

 -ЗАО «Хохломская роспись» г.Семенов Нижегородская обл.,

-Гипсовый завод г.Пешелань Нижегородская обл.,

-ООО «Городецкая роспись» г.Городец Нижегородская обл.

Приложение 12

13

Организация о проведение профессиональных проб

Родители принимают участие в выборе учреждений, предприятий, организаций для прохождения подростками профессиональных проб

Заключены договоры с 25 промышленными предприятиями и учреждениями:

центр занятости несовершеннолетних Автозаводского района,

библиотека им. А.Макаренко,

библиотека им. А.Ахматовой,

библиотека им. М.Лермонтова,

туристическая компания «Орион-НН»,

салон красоты «Ивушка»,

ремонтно-строительная компания «ВВ Сервис»,

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница №24»,

МБОУ «Детский сад №106»,

МБОУ «Детский сад №11»,

автошкола «Автофристайл-НН»,

НИУ «Высшая школа экономики»

ООО Торговый дом «Народный»,

ООО «Швейный мир»,

Деревообрабатывающее предприятие «Арт-лес-НН»,

Металлообрабатывающее предприятие «Винтаррос»,

Завод органических продуктов г.Дзержинск Нижегородская обл.,

Завод «Биохимпласт» г.Дзержинск Нижегородская обл.,

Завод «Корунд-колор»,

 г.Дзержинск Нижегородская обл.,

Компания «Нижегородское отделение электроники и связи им. Попова,

СПК Садовый питомник «Школьный сад».

Проведены профессиональные пробы по 33 профессиям: продавец, кассир-контролер, официант, воспитатель, руководитель музыкального кружка, педагог-психолог, библиотекарь, экскурсовод, парикмахер, визажист, мастер строительных работ, медсестра, фармацевт, воспитатель, водитель, механик, юрист, экономист, менеджер, повар-кондитер, швея, модельер, плотник, столяр, слесарь, станочник, химик-технолог, эколог, программист, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, ландшафтный дизайнер, садовод.

Каждый несовершеннолетний -участник проекта пройдет 2 профессиональные пробы

Приложение 13

14

Создание портфолио достижений и успехов несовершеннолетних

Родители совместно с детьми готовят портфолио

Создано 120 портфолио, используемых при поступлении в учреждения СПО

15

Выпуск и распространение информационно-методических материалов

Для родителей разрабатываются информационные материалы: буклет «Профориентация моего ребенка»; памятка «Предпрофессиональный маршрут обучающегося»

Выпущено и распространено 120 буклетов, 120 памяток для семей обучающихся

Приложение 14

16

Выпуск школьной газеты «Веселый патруль»

Редакционная коллегия в составе 2 педагогов, 12 обучающихся и 6 родителей 1 раз в четверть выпускают школьную газету.

Ежегодно выпускается 4-5 номеров газеты. Газета распространяется в электронном виде для каждой семьи (120 семей) и по 1 бумажному варианту на класс (12 экземпляров)

Приложение 15

17

Проведение  итоговых мероприятий

Родители принимают участие в общешкольном мероприятии «Выбор профессии – выбор будущего!».

В мероприятии принимает  участие 120 детей и  20 родителей

Приложение 16

18

Мониторинг деятельности

Проводятся мониторинги:

 -вовлечения семей в профориентационную деятельность;

-обследование семей на предмет психологического микроклимата;

-компетентность родителей в вопросах профориентирования детей;

-анализ уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

-судьба выпускников

-120 семей (100%) вовлечены в профориентационную деятельность;

-сравнение актов обследования семей в начале и конце учебного года показывает улучшение психологического микроклимата, взаимоотношений и уровень доверия подростка и родителей;

-родители повысили свои коммуникативные,  информационные и социально-трудовые компетенции;

-снизился уровень правонарушений (на 60%), отсутствуют преступления;

-90% выпускников продолжили обучение в учреждениях СПО, из них -65% на специальностях, изучаемых в рамках школьной предпрофессиональной подготовки.

Приложение 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогическая поддержка семей и детей,

Одним из главных направлений деятельности социального педагога является социально – педагогическая поддержка семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"

Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....

Проект психолого-педагогического просвещения родителей «Малая родительская академия «Семья – территория любви».

Организовать на базе малой родительской академии факультеты:Будущих родителей «Мы в ответе за то, какими будут наши дети».Семейных традиций «Яблочко от яблоньки куда покатится?»...

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ «Мы вместе» составлена с учётом основной общеобразовательной программой МАДОУ ...

Дифференцированное психолого-педагогическое просвещение родите-лей детей из групп параллельного образования.

-организация родительского всеобуча;-совершенствование форм взаимодействия  школа  -  семья;-параллельное обучение учащихся  старших классов в Высшем колледже УЛГУактивное вовлечен...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  ...