Статья "Значимость математической статистики в повседневной жизни"
статья

Цебуля Евгения Андреевна

Одним из основных разделов науки «математика» является математическая статистика, которая представляет собой отрасль, изучающую методы и правила обработки определенных данных. Иными словами, она исследует способы раскрытия закономерностей, свойственные большим совокупностям одинаковых объектов, основываясь на их выборочном обследовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statistika.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость математической статистики в повседневной жизни

Одним из основных разделов науки «математика» является математическая статистика, которая представляет собой отрасль, изучающую методы и правила обработки определенных данных. Иными словами, она исследует способы раскрытия закономерностей, свойственные большим совокупностям одинаковых объектов, основываясь на их выборочном обследовании [1].

Некоторые ученые считают, что математическая статистика является лишь разделом теории вероятности, другие же придерживаются мнения о том, что это абсолютно самостоятельная наука, имеющая собственные задачи, цели и методы. Однако в любом случае ее использование достаточно обширно, и не редко она применяется нами в повседневной жизни. Так как знания, полученные при исследовании методов математической статистики, являются основой, неотъемлемой частью образования высококвалифицированных работников в различных сферах жизни общества [1].

Наиболее полное определение математической статистики, проведенное учеными-исследователя, звучит следующим образом – это раздел математики, занимающийся обработкой статистических данных с целью установления закономерностей, присущих массовым случайным явлениям. В свою очередь статистические данные представляют собой сведения о том, какие значения принял в результате наблюдений тот или иной интересующий признак (случайная величина) [2].  

Основная задача математической статистики – по результатам изучения свойств выборки «спроектировать» свойства генеральной совокупности [2].

Из задачи вытекает, что самым распространенным методом математической статистики является выборочный метод. Его суть такова: по сравнительно небольшому количеству статистических данных делаются выводы о рассматриваемом явлении, процессе. Эти выводы – приблизительные оценки вероятностных характеристик изучаемого явления или процесса [3].

Для применения данного метода на практике вначале определим основные понятия математической статистики.

Генеральная совокупность – полное множество некоторых единиц, которые обладают теми или иными общими свойствами, существенными для их характеристики.  

Выборочной совокупностью, или проще выборкой, называют совокупность случайно отобранных объектов [4].

Объем генеральной совокупности (N) и объем выборки (n) – число объектов в рассматриваемой совокупности [4].

Соединение элементов случайной выборки, которые расположены в порядке возрастания, называется вариационным рядом [4].

Среднеарифметическим значением вариационного ряда называется среднее арифметическое всех вариантов [4].

Модой вариационного ряда называют значение, которое встречается чаще других, то есть то, которому соответствует наибольшая частота [4].

Частота признака mx – величина, показывающая, сколько раз встречается то или иное значение признака. Относительная частота ωx – отношение частоты mx к общему объему выборки n, определяется по формуле 1 [5]:

ωx  =  = ,

(1)

где: ωx – относительная частота;

mx – частота признака;

n – объем выборки.

Наряду с понятиями частоты и относительной частоты, в математической статистике рассматриваются понятия накопленной частоты  и накопленной относительной частоты, которые показывают, во скольких наблюдениях признак принял значения не больше заданного значения x, определяются по формуле 2 [5]:

 =  ,   = ,

(2)

где:  – накопленная частота;

 – накопленная относительная частота;

n – объем выборки

Используя приведенные выше определения, подробно рассмотрим пример применение математической статистики в повседневной жизни, для того чтобы наглядно продемонстрировать ее значимость при решении некоторых задач.

Пример: необходимо составить дискретный вариационный ряд успеваемости школьников (50 человек), сдавших экзамен по курсу «Математика» и определить моду со среднеарифметическим значением.

 Исследуемый признак Х – оценки, полученные учениками за экзамен, которые представляют собой следующий набор чисел (таблица 1).

Таблица 1

Оценки, полученные учениками за экзамен

Ученик

Оценка

Ученик

Оценка

Ученик

Оценка

Ученик

Оценка

Ученик

Оценка

Ученик 1

5

Ученик 11

4

Ученик 21

4

Ученик 31

5

Ученик 41

2

Ученик 2

3

Ученик 12

5

Ученик 22

5

Ученик 32

3

Ученик 42

3

Ученик 3

4

Ученик 13

3

Ученик 23

4

Ученик 33

4

Ученик 43

4

Ученик 4

5

Ученик 14

5

Ученик 24

5

Ученик 34

5

Ученик 44

5

Ученик 5

4

Ученик 15

5

Ученик 25

3

Ученик 35

5

Ученик 45

3

Ученик 6

3

Ученик 16

2

Ученик 26

3

Ученик 36

4

Ученик 46

4

Ученик 7

4

Ученик 17

3

Ученик 27

2

Ученик 37

3

Ученик 47

4

Ученик 8

5

Ученик 18

4

Ученик 28

4

Ученик 38

3

Ученик 48

4

Ученик 9

2

Ученик 19

5

Ученик 29

4

Ученик 39

4

Ученик 49

5

Ученик 10

3

Ученик 20

4

Ученик 30

3

Ученик 40

4

Ученик 50

3

Данные сведения образуют выборку, которую надо «организовать». Расположим наблюдавшиеся значения признака в порядке возрастания (ранжирование), то есть построим вариационный ряд, результаты построения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Построение вариационного ряда

Оценка (x)

Количество учеников (частота mx)

Доля учеников (относительная частота ωx)

Накопленная частота ()

Накопленная относительная частота ()

2

4

0,08

4

0,08

3

14

0,28

18

0,36

4

18

0,36

36

0,72

5

14

0,28

50

1

Итого

50

1,0

-

-

Используя полученный вариационный ряд, определим моду и среднеарифметическое значение.

Мода = 4

Среднеарифметическое значение = (2*4+3*14+4*18+5*14)/50 = 4

Как видим, применив на практике один из основных методов математической статистики, нам легко удалось выяснить, что оценка 4 является средним балом по экзамену «математика», а также наиболее часто встречающимся результатом среди учеников.

Таким образом, можно убедиться, что в повседневной жизни мы постоянно используем статистику. Например, при планировании бюджета, расчете потребления бензина автомашиной, определении средней численности, роста, возраста и т.д. – нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывая ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы.

Поэтому одним из важнейших инструментов, применяемых при решении задач, являются методы математической статистики, которые как раз и позволяют [1]:

  • собирать данные, которые характеризуют единицы или коллективы;
  • определять наличие закономерностей, на основе собранных данных;
  • и производить анализ данных и разработку систем наблюдения.

Библиографический список

  1. Блатов И.А. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017.
  2. Браилов А.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник-практикум. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2016.
  3. Гриднева И.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. Воронеж: Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2017.
  4. Пучков Н.П. Математическая статистика. Применение в профессиональной деятельности: учебное пособие. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.
  5. Тарасов В.Н. Теория вероятностей, математическая статистика и случайные процессы: учебное пособие. Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок математики и информатики "Введение элементов математической статистики с помощью офисных средств" "

Разработка урока по теме: ""Введение элементов математической статистики с помощью программы EXCEL (WORD)".Урок  введения новых понятий для девятиклассников, которые не изучали элементы математич...

Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"

             Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой,  при отраб...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа  по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...

Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)Смышляева На

"Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенны математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)"Смышляева Натал...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...

К вопросу создания психологической комфортности студентов посредством построения и анализа математических моделей задач, возникающих в повседневной жизни

В статье обсуждаются вопросы реализации принципа психологической комфортности на уроках математики путем построения и анализа математических моделей задач, возникающих в повседневной жизни студентов о...