Размышление о наставничестве
статья

Усаченко Ирина Викторовна

Кто такой наставник и зачем это нужно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Размышление о наставничестве16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления о наставничестве.

«Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай»
древняя восточная мудрость

Наставник — это не просто человек, который следит за тобой и говорит, что делать. Это гораздо больше. Наставник — это человек, который заботится о твоем развитии и помогает тебе достичь лучших результатов. Он не только делится своими знаниями и опытом, но и способен вдохновить и мотивировать тебя. Наставник подбирает индивидуальные подходы к каждому ученику, учитывая их уровень подготовки и потребности. Он помогает развить навыки, научиться анализировать и решать сложные задачи.

Задача наставника заключается не только в том, чтобы быть компетентным профессионалом в своей области, но и быть хорошим коммуникатором. Он должен уметь ясно объяснить сложные концепции и быть доступным для общения. Наставник должен обладать сильными лидерскими качествами, чтобы вдохновить и привести своих учеников к успеху.

Однако, наставничество — это не только односторонняя деятельность. Успешное наставничество требует взаимного доверия и сотрудничества между наставником и учеником. Ученик или молодой специалист должен быть готов к обучению и открыт для новых идей. Он должен стремиться к самоорганизации и саморазвитию, чтобы полностью воспользоваться преимуществами наставничества.

Каким бы непростым и сложным не был путь развития, наставник всегда будет рядом, чтобы поддержать и помочь своему ученику достичь поставленных целей. Он будет целеустремленно работать над развитием навыков и качеств своего ученика, помогая ему стать лучшим в своей области.

Так что, если ты ищешь своего наставника, не стесняйся обратиться. Он поможет тебе проложить путь к успеху и развить свой потенциал. Вместе вы сможете преодолеть любые трудности и достичь высот, о которых даже не могли мечтать. Наставничество - это процесс индивидуальной подготовки работника под руководством опытного учителя. Его целью является развитие профессиональных навыков, освоение работы, изучение коллективной культуры, передача опыта и знания, а также закрепление их на практике.

Главная ценность наставничества заключается в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому специалисту или стажеру, или ученику, с тем чтобы ускорить его адаптацию к профессиональной сфере и оказать необходимую помощь и поддержку.

Наставничество предоставляет возможность молодому работнику получить руководство и рекомендации от опытного коллеги, который поможет ему освоиться в новом рабочем окружении. Наставник делится своими знаниями и практическими навыками, помогая молодому специалисту развиваться профессионально и достигать успеха.

Кроме того, наставничество способствует созданию доверительных отношений. Это важно для формирования положительной рабочей атмосферы, в которой ученик может чувствовать себя уверенно и получать необходимую поддержку. Одним из ключевых аспектов наставничества является передача ценностей и принципов профессиональной этики. Наставник демонстрирует правильные рабочие моменты и помогает наставляемому развивать навыки, необходимые для эффективной работы в своей области. В целом, наставничество является важным инструментом развития молодых специалистов. Оно не только обеспечивает передачу опыта и знаний, но и способствует созданию благоприятных условий для их успешного старта в профессиональной деятельности. При назначении на роль наставника, кандидаты обычно проходят профессиональную и личностную оценку. Первая основывается на анализе их компетенций и результативности, в то время как вторая учитывает их коммуникативные навыки и способность эффективно взаимодействовать с молодыми специалистами. Один из распространенных критериев оценки работы наставника - это успешность прохождения испытательного срока молодого специалиста или стажера под его руководством. Если молодой специалист демонстрирует положительные результаты, прогресс и развитие на рабочем месте, то это может быть объективным показателем эффективности наставника. Однако, этот критерий не является единственным и должен рассматриваться в контексте других факторов.

Важно учитывать, что оценка работы наставника должна быть объективной и основываться на наблюдаемых фактах. В этом случае, можно использовать дополнительные критерии оценки, такие как:

1. Качество подготовки и проведения обучающих программ. Наставник должен иметь четкое представление о целях и задачах обучения, а также должен уметь эффективно структурировать материал и выбирать соответствующие методы обучения.

2. Способность создавать положительную и поддерживающую обучающую среду. Наставник должен уметь мотивировать и вдохновлять молодых специалистов, создавать условия для их успешного развития и роста.

3. Коммуникативные навыки и умение слушать. Наставник должен быть хорошим слушателем, способным выслушать и понять потребности и ожидания молодых специалистов, а также общаться с ними открыто и эффективно.

4. Способность поощрять и давать обратную связь. Наставник должен уметь признавать достижения молодых специалистов и давать им конструктивную обратную связь, помогающую им улучшить свои навыки и компетенции.

Важно отметить, что оценка работы наставника должна быть систематической и регулярной, чтобы иметь возможность измерять прогресс и внести необходимые коррективы. Также стоит помнить, что оценка не должна быть исключительно негативной или позитивной, а должна отражать объективную картину профессионального развития молодых специалистов под руководством наставника.

Итак, оценка работы наставника основывается на профессиональных и личностных критериях, включая успешность прохождения испытательного срока молодого специалиста. Важно учитывать разнообразные факторы, такие как качество обучающих программ, способность создавать положительную обучающую среду, коммуникативные навыки и способность давать обратную связь. Тщательная и систематическая оценка работы наставника способствует развитию эффективного и успешного обучения молодых специалистов.

Итогом работы наставника с молодыми специалистами и стажерами должна стать готовность этих сотрудников к исполнению функциональных обязанностей в организации. Важным результатом является достижение необходимого уровня профессионализма, уверенности в своих способностях и готовности к самостоятельной работе. В заключение, наставничество играет значительную роль в развитии молодых специалистов и стажеров. Работа наставника включает передачу опыта и знаний, разработку индивидуального плана развития, обратную связь, организацию работы и поддержку. Цель работы наставника заключается в достижении готовности молодых специалистов к исполнению функциональных обязанностей в организации. Поэтому хочу пожелать всем учителя-наставникам не бояться передавать свои знания, свой опыт молодому поколению, пусть учатся, растут, обгоняют своих наставников. Закончить хочу цитатой : "Плох тот ученик, который не превосходит своего учителя". Эти слова принадлежат великому художнику и архитектору всех времен Леонардо да Винчи. Он был учеником известного художника Андреа дель Верроккьо. Как история показывает, Леонардо превзошел своего учителя во многих аспектах, его работа была признана лучше работы его учителя, и, конечно же, только благодаря своему учителю он достиг высоты и всемирной славы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

     В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

Наставничество: Инструкция "Как подать запрос на участие в системе наставничества в роли наставляемого"

Данная инструкция предназаначена для родителей учащихся, имеющих особые образовательные или иные потребности и желающих принять участие в ЦМН...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...

Тема: «Наставничество – цели и принципы. Виды наставничества»

2023 год в России - год педагога и наставника, призванный продемонстрировать особый статус педагогических работников. Это следует из указа Президента Владимира Путина, опубликованного на официальном п...