Доклад "Совершенствование УУД в процессе обучения на уроках обществознания"
методическая разработка

Коваль Надежда Владимировна

Доклад "Совершенствование УУД в процессе обучения на уроках обществознания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование универсальных учебных действий в процессе обучения на уроках обществознания

Характеристика универсальных учебных действий сквозь призму предмета «Обществознание». Приемы активизации познавательной деятельности школьников при изучении тем и разделов курса в основной школе. Виды заданий (6–7 классы).

Совершенствование универсальных учебных действий является важнейшим  образовательным  результатом,  достигаемым  в  обучении на уроках обществознания. В нормативных документах такие результаты, связанные с деятельностной составляющей, еще называют метапредметными результатами, заявлены во ФГОС ООО как «достижения обучающегося, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов, модулей и характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями».

Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:

  • универсальными учебными познавательными действиями;
  • универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • универсальными учебными регулятивными действиями.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает развитие навыков учебных коммуникаций, поэтому «общение» и «совместная деятельность» выделены в отдельную группу навыков. В условиях, когда российские школьники показали не самые лучшие результаты в исследованиях в области коммуникативных навыков, обращение внимания разработчиков на эти навыки является, без сомнения, актуальным и востребованным.

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

В новой редакции ФГОС ООО они детализируются как: А) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

Б) базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный    эксперимент,    небольшое    исследование

по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой и др.

Раздел «Овладение универсальными учебными регулятивными действиями» претерпел существенные изменения. Теперь он включает такие элементы, как «самоорганизация», «самоконтроль» и совершенно новый в российском образовательном сегмент – «эмоциональный интеллект», под которым подразумевается умение:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций.
  • принять себя и других:
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

В некоторой степени эти характеристики «эмоционального интеллекта» из метапредметных результатов («различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций») дублируют содержание «эмоционального благополучия» из личностных результатов («умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием»), что не отменяет их важности и актуальности.

Эмоциональный интеллект как базовый навык, универсальный навык заслуживает пристального внимания и может стать объектом развивающего

обучения. Например, входящие в структуру эмоционального интеллекта: самосознание, самоуправление, а также управление отношениями и социальная осведомленность. Если не понимать свой жизненный опыт, то трудно понять причину своих эмоций или трудно понять, почему человек так реагирует на определенные ситуации.

Убеждения, эмоциональные модели и модели поведения, которые возникли ранее, влияют на наше поведение во взрослом возрасте, на наш выбор, на наше проживание этой жизни. Именно здесь происходит перенос подсознательных процессов в сознательное осознание. Поэтому такие навыки важно развивать со школьного возраста, ведь они помогают не только в учебе, но и ориентированы на будущее, на профессиональную деятельность.

Таким образом, осуществление нового подхода, когда образование идет за потребностями учащегося, в том числе его «эмоциональным благополучием»,  становится  основанием  поиска  компромисса  между

«свободой и необходимостью». А довольно широкие по охвату планируемые личностные результаты и овладение системой универсальных учебных регулятивных действий направляются на обеспечение формирования смысловых установок личности и ее жизненных навыков, применимых не только в образовательной сфере, но и за ее пределами.

Разработка методов работы с детьми, которые обладают низким уровнем коммуникации и имеют недостаточно развитую эмоциональную регуляцию, направлена на позитивную и корректную работу с оценкой школьниками собственных результатов, результатов других участников группы и общей деятельности. Может проводиться в форме игр, квестов, мастер-классов. Учитывая возраст шестиклассников, целесообразно применение  игровых  форм  обучения.  

Литература:

Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 138 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознания

Проблемное обучение на уроках истории. Развитие критического мышления школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови ошибку”, “Решение творческих учебных задач” позволяют увеличить познавательную активность у...

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Презентация к выступлению "Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию"

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории  Акатьевой В.И....

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Статья "Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания".

Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет, акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности,...