УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
статья

Подколзина Татьяна Викторовна

Эффективность ВСРС в значительной мере обусловлена качеством учебно-методического   обеспечения   (УМО).   При этом мы придерживаемся точки зрения, что в целом УМО (или иначе - учебно-методический комплекс) – это совокупность всех учебно-методических доку­ментов (планов, программ, методик, учебных посо­бий и т.д.), представляющих собой проект системно­го описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_obespechenie_srs.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Подколзина Татьяна Викторовна,

преподаватель ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»

Самостоятельная работа студентов - одно из основополагающих требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Уже не требует никаких доказательств, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а формирование у него когнитивной компетентности как способности самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. В настоящее время меняется и сама парадигма конечной цели профессионального образования: от специалиста-исполнителя - к компетентному профессионалу-исследователю.

Самообразование  рассматривается  в  научно-педагогической литературе как в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями и без них. В образовательной практике средних профессиональных учебных заведений широко используется термин «внеаудиторная самостоятельная работа», под которым понимается спланированное, организованное и контролируемое мероприятие, выполняемое по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Следует отметить, что эта работа выполняется студентом по тщательно разработанному заданию преподавателя.

Система внеаудиторной самостоятельной работы студентов (ВСРС) многокомпонентна: в нее входит деятельность в составе учебной группы, в кружке, студии, творческом коллективе, а также индивидуальная работа по отдельным дисциплинам.  Перечень видов самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время  выглядит таким образом:

  • конспектирование и работа с книгой, документами и первоисточниками;
  • доработка и оформление записей по лекционному материалу;
  • проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации;
  • выполнение рефератов, аннотаций, рецензий, тезисов, планов;
  • подготовка к семинарам, конференциям, конкурсам, деловым играм;
  • участие в проведении различных исследований и обработка их данных;
  • анализ проблемных ситуаций по учебной, профессиональной или исследовательской теме;
  • задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление наглядных пособий и т.п.);
  • выполнение курсовых, дипломных работ и др.

Все эти виды внеаудиторных самостоятельных работ могут выполняться:

  • по известным студентам образцам в соответствии с конкретным заданием преподавателя;
  • при избирательном отношении студентов к известным им средствам и методам решения поставленной задачи;
  • как творческая работа, включающая элементы самостоятельного исследования, когда педагог создает дидактическую ситуацию, направленную на поиск студентом новых средств и методов решения поставленных задач.

В конечном итоге задания для внеаудиторной самостоятельной работы должны быть направлены на решение таких дидактических задач, как подготовка студентов к восприятию нового материала, к изучению новой темы; закрепление знаний, формирование  конкретных умений и навыков; применение полученных знаний на практике.

Эффективность ВСРС в значительной мере обусловлена качеством учебно-методического   обеспечения   (УМО).   При этом мы придерживаемся точки зрения, что в целом УМО (или иначе - учебно-методический комплекс) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Исходя  из этого определения можно считать, что УМО внеаудиторной самостоятельной работы студентов является дидактическим средством управления этим  видом учебной деятельности (планирование, организация, мотивация, регулирование, анализ, контроль, оценка, коррекция), комплексной информационной моделью педагогической системы ВСРС, задающей ее структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

В самом общем виде модель УМО внеаудиторной  самостоятельной работы может выглядеть следующим образом.

Модель УМО внеаудиторной самостоятельной работы

Моделируя структуру УМО, преподаватель должен учитывать предельный объем заданий для самостоятельной работы студентов, оптимальные затраты времени на их выполнение; типичные ошибки студентов при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их устранению; вариативность практических работ (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, построение различных графических и табличных работ и т.д.); нормативные инструкции (по изучению наиболее «трудных» тем/вопросов); по подготовке к контрольным работам, защитам, зачетам и экзаменам, по оформлению итогов самостоятельной работы, по оценке и самооценке самостоятельных работ). При этом можно рекомендовать следующую последовательность действий.

1. Провести анализ рабочего учебного плана, примерной программы по дисциплине, требований ГОС СПО по специальности, рабочей учебной программе.

2. Выбрать темы для ВСРС в соответствии с рабочей учебной программой и внести их в календарно-тематический план.

3. Определить цель, задачи, объем, содержание, вид, формы ВСРС по каждой теме и отразить необходимые позиции в КТП и технологических картах учебных занятий.

4. Продумать структуру и мотивацию ВСРС студентов, способы ее стимулирования.

5. Определить виды конкретных заданий для ВСРС с учетом особенностей обучающихся и задач учебной дисциплины, а также времени, которое должен затратить студент на их выполнение.

6. Разработать систему контроля с критериями оценки предложенных заданий.

7. Составить перечень элементов необходимого УМО.

8. Составить список основной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

9. Разработать и оформить элементы УМО в соответствии с действующими нормами и правилами.

У  каждого преподавателя учебно-методический комплекс будет своеобразным, отражающим цели и задачи образовательной программы подготовки специалистов, особенности учебной дисциплины, уровень обученности студентов, материально-технические возможности учебного заведения. Но в любом случае это будет результат и показатель его творчества и профессионально-педагогического мастерства.

Литература

1. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса / Сост. Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова / Под общей ред. д.п.н., проф. Ю.В. Шаронина: Метод, пособие. М., 2020.

2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних профессиональных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2018.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов с применением ИКТ

Данная разработка занятия может быть использована преподавателем для подготовки обучающихся к выполнению задания внеаудиторной самостоятельной работы по физике  с применением ИКТ...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а т...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык

Представлен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык.Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются продуманные и систематизи...

Учебно - методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале

ПМ.03 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ИХ В МАТЕРИАЛЕдля подготовки квалифицированных рабочих попрофессии начального профессионального образования262019.01  ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУна ба...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: История 19.01.17 «Повар. Кондитер» 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности38.02.05 Товароведение и экспертиза качества по...