Картотека музыкальных коммуникативных игр
картотека

Кравцова Ирина Сергеевна

Картотека музыкальных коммуникативных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_muzykalnyh_igr.docx52.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Сказка»

Ленинского муниципального района Волгоградской области

МКДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Картотека коммуникативных

музыкальных игр

Составитель:

Музыкальный руководитель

Кравцова Ирина Сергеевна

Ленинск, 2024г.

Пояснительная записка

Развитие коммуникативных навыков в детском саду - беспрерывный процесс. Он продолжается и на музыкальных занятиях, где дети учатся передавать эмоции с помощью речевых и неречевых (мимика, жесты, поза, пантомима, танец, инструментальная импровизация) средств. Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка и его подготовки к дальнейшей жизни.

В коммуникативных играх исключается момент сравнения и соревнования, чтобы не спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность.
        Коммуникативная игра направлена на воспитание положительных черт личности: доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности.
        Игры можно использовать в любых режимных процессах, на любых занятиях, во время прогулки, досуговой, игровой деятельности, в группе и индивидуально.

          Большое количество игр проводится в кругу. Круг – особое уникальное пространство, которое включает в процесс всех участников и позволяет игрокам видеть каждого участника, эта самая удачная форма игры для нового коллектива. Когда музыка обрамляет игру, то она становятся музыкальной и может гармонично вписаться в программу музыкального воспитания.                Музыкальное сопровождение придает игре ритмический рисунок  и мелодическую выразительность.
Музыкальные коммуникативные игры становятся изюминкой любого праздника, занятия или досуга.
          Музыкальные коммуникативные игры способствуют развитию детского голосового аппарата за счет вовлечения ребенка в непосредственный игровой процесс. Для этого очень полезны игры с небольшой песенкой – попевкой для ведущего. Это способствует раскрепощению, помогает научиться более яркому и выразительному исполнению. Даже стеснительные и замкнутые дети постепенно включаются в игровой процесс, вызываются на роль ведущего и начинают получать положительные эмоции.

В данной картотеке музыкальных игр приводятся описания  игр  с нотами и без нот, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду или дома. Приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов – от 3 до 8 лет.  Это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества. Материал  будет весьма интересен музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам и родителям воспитанников. 

Цели:

- развивать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Задачи:

- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия, например,

снятие телесных барьеров;

- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

1. Веселый хороводмуз. игра веселый хоровод

Правила игры

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Один, ведущий, выходит в центр круга.

1-7 такты. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу.

8 такт. Круг останавливается.

9-16 такты. (повторяются два раза). Играющие хлопают в ладоши на каждый такт. Ведущий исполняет движения, которые за ним повторяют все дети.

Движения могут быть различны, в зависимости от фантазии ведущего: повороты, подскоки, хлопки, приседания, движения польки, галопа и т.д.

         2. Волчок

музыкальная игра детская ноты

Правила игры

Все играющие становятся в круг, поют песню и хлопают в ладоши.

Один из ребят – волчок – бежит по кругу и в конце куплета выбирает себе партнера. Выводит партнера в центр круга и, держа его за талию, начинает кружиться с ним на месте.

Играющие ускоряют темп песни до самого быстрого. Теперь партнеров выбирают себе волчок и его партнер. И так до тех пор, пока все не будут кружиться.

3. Все танцуем вместе

музыкальная игра

Правила игры

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Один – водящий – находится в центре круга.

1-7 такты. Дети в кругу. В ритме песни простым шагом двигаются по ходу часовой стрелки. Водящий, держа руки на бедрах, прыжками двигается против хода часовой стрелки и выбирает партнёра.

8 такт. Водящий останавливается перед выбранным партнёром.

9-15 такты. Все останавливаются и хлопают в ладоши в такт песне. Водящий держит партнёра за талию и кружится с ним на месте.

16 такт. Водящий становится на место выбранного партнёра, а партнёр занимает место водящего в центре круга.

Игра начинается сначала.

4. Гуси, вы, гусигуси вы, гуси ноты музыкальной игры

Дети: Гуси вы, гуси, серые гуси!

Гуси: га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га! Дети: Где вы бывали, кого вы видали?

Дети: Мы видали волка, нёс он гусёнка. Гуси: га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га! Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка! Гуси: га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Правила игры

Дети распределяются на две группы (дети и гуси). Воспитатель исполняет роль волка.

Дети и гуси стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, волк стоит поодаль, около него один гусенок.

С началом песни дети идут к гусям и отходят обратно (по 4 шага). Затем те же движения со своими словами повторяют гуси.

На слова: «мы видали волка» волк с гусенком пробегают мимо детей.

Затем обе группы детей поочередно идут друг к другу. С окончанием песни гуси бегут за волком и выручают гусенка.

5. Добрый день, дружокигра для детей музыкальная с нотами

Правила игры

Играющие становятся в круг парами (лицом друг к другу), образуя два круга: внешний и внутренний.

1-2 такты. Партнёры подают друг другу правые руки, пожимают три раза – здороваются. Левые руки – на поясе.

3-4 такты. Подают друг другу левые руки. Правые – на поясе.

5-6 такты. Грозят друг другу пальцем правой руки (четыре раза). Левая рука

– на поясе.

7-8 такты. Грозят друг другу пальцем левой руки. Правая – на поясе.

8-10 такты. Играющие, положив руки на пояс, поворачиваются друг к другу левыми плечами.

        11-12 такты. Поворачиваются друг к другу правыми плечами.

13-14 такты. Большим пальцем правой руки указывают назад (четыре раза).

15 такт. На «раз» - опускают руки, на «два» - подают друг другу правые руки.

16-17 такты. Три раза пожимают друг другу руки, как бы прощаясь, опускают их; делают шаг вправо, встречаясь с новым партнёром, и игра повторяется сначала.

Примеры коммуникативных танцев.

Танцы со сменой партнёровснимают барьеры между более раскрепощёнными, инициативными и напротив, неуверенными в себе детьми В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнерской поддержки. Фигуры танцев - простые, несложные для запоминания жесты и движения.  

6. «Светит месяц»

Исходное положение (ИП): дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

Четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

Четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы.

Обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии.

Дети внешнего круга машут партнёру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнёру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.

7. Танец «Приветствие» объединяет участников, создает атмосферу доверия.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой.

8. Танец «Лавата» сближает малознакомых детей, создает дружескую атмосферу, способствует снятию барьеров в общении.

Дети, взявшись за руки, идут

1.Дружно танцуем мы,

Тра – та - та, тра - та - та!

Танец веселый наш это-лавата!

Мои ручки хороши,хороши, хороши

Мои ручки хороши

А у соседа лучше!

2.Дружно танцуем мы

Тра – та - та, тра – та- та!

Танец веселый наш это –лавата!

Мои ножки хороши, хороши,

Хороши!

Мои ножки хороши,

А у соседа лучше!

3.Дружно танцуем мы

Тра – та - та, тра – та- та!

Танец веселый наш это-лавата

Мои ушки хороши, хороши,

Хороши,

Мои ушки хороши

А у соседа лучше

Танец танцуем мы

Тра - та –та, тра – та - та,

Танец веселый наш это лавата

3 Мой нос так хорош,так хорош,так хорош,

Мой нос так хорош

А у соседа лучше

Танец танцуем мы

Тра – та -та, тра - та - та

Танец веселый наш это лавата!

9. Игра «Здравствуйте»

Пока звучит музыка нужно успеть поздороваться (пожать друг другу руки) с как можно большим количеством присутствующих детей. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

10. Игра «Пугало»

Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает себе небольшой цветной лоскуток. Один из детей встает в центр круга, разведя руки в стороны.

Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскутки у него на голове, руках, плечах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют песню:

Пугало вертится и скрипит.

Пугало вертится и скрипит.

Кружится, кружится,

Кружится, кружится

Скоро все вниз полетит.

«Пугало» вертится под пение детей до тех пор, пока все лоскутки не упадут.

11. Игра «Войди в круг - выйди из круга»

Взрослый следит, чтобы дети помогали водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

12. Игра «Ручеёк».

Дети выстраиваются парами в колонну, каждый из них берётся за руку с партнёром, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встаёт напротив всей колонны и начинает движение в глубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т.д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь её завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на мосте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение в глубь ручейка.

Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своём месте, дожидаясь, пока и все остальные не придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.

13. Игра «Клубочек»

Игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти, достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

14. «Паутинка»

Дети стоят в кругу. У музыкального руководителя в руках клубок ниток. Водящий крепко держит конец нити и бросает клубок любому ребенку, согласуя с музыкальными фразами произведения. Ребенок, поймав, бросает клубок дальше другому ребенку и так повторяется пока нитка не кончится. Получается большая паутина.

Задача детей следить за натяжением нити. В конце игры ведущий предлагает детям полюбоваться полученным узором.

Игра проводится под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

15.  «Черепаха»

Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами.

 - Шла купаться черепаха – похлопывание по спине собранными пальцами сверху вниз.

 -  И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

  - «Кусь –кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.

  - Никого я не боюсь. У – У!» -  быстро повернуться и испугать партнера.

16. Игра «Кто у нас хороший».

Дети сидят полукругом.

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Педагог называет имя и выводит ребенка в центр, рассказывает о ребенке, подчеркивая его достоинства, например: «Петя действительно пригожий. Черноволосый, с красивыми темными глазами, умный, уже до шести считает, не сбивается. Ведь правда? Тогда посчитай.

И животных из кубиков он очень быстро складывает. И с девочками дружит, не обижает их. И уже давным-давно по пустякам не плачет.

17. Игра «Горячий картофель»

В игре используется настоящий картофель, но его можно заменить маленьким мячиком.

Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая, как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

18. Игра «Веселая сороконожка»

Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи веселой музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

19. Игра «Здравствуйте!»
Игра на развитие внимательности, коммуникативных качеств дошкольников.
Дети шагают по комнате в свободном направлении. Педагог произносит текст:
Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Погремушка прогремела – поздороваться велела.
(дети здороваются, протягивая друг другу руки)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Колокольчик прозвенел – покружиться нам велел.
(дети кружатся)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Бубен звонко зазвенел,
Всем попрыгать он велел.
(прыгают на двух ногах)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,
Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,
Простучали ложки – отдыхают ножки.
(садятся на корточки)

20. Игра «Мы по мостику идем»
Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве.
На полу выкладывается длинная веревочка или ленточка -это мостик, по которому нужно пройти (через речку).


Мы по мостику идем – и с него не упадем! – идти, поднимая ножки
Ножки поднимаем – весело играем!
Боком повернись - так по мостику пройдись! – двигаться боком
Вот так мы шагаем – весело играем!
Теперь ножку подними, речку ты перешагни! - поднимают ногу и проходят над верёвочкой (ленточкой)
Вот так мы шагаем – весело играем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры...

Картотека музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры...

Картотека музыкальных игр

Игры направлены на развитие координации и мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти, внимания, воображения, речи....

Картотека музыкальных игр

Данную картотеку могут использовать в работе как музыкальные руководители так и воспитатели дошкольных учреждений....

Картотека музыкально - ритмических игр

музыкально - ритмические игры...

Картотека музыкальных коммуникативных игр

Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников...

картотека социально-коммуникативных игр

картотека социально-коммуникативных игр...