Техника речи
план-конспект

Юлия Михайловна Пономарева

Конспект представлен по материалу сценической речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tehnika_rechi.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

Конспект

на тему: «Техника речи»

(из учебно – тематического плана 3 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы)

«Сценическая речь»

Автор: педагог дополнительного образования,

                                                                                 Пономарева Юлия Михайловна.

Рязань, 2024 г.

Конспект занятия по сценической речи

для обучающихся 3 года обучения

«Техника речи»

Тема: Сценическая речь / Техника речи

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Время: 90 минут

Задачи:

- Формировать и развивать чувство самостоятельности и самоконтроля.

-Воспитывать навыки коллективной работы.

- Развивать возможности собственного голоса

- Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами, воспитать свое слуховое внимание

Цели:

  1. Развивающая:

-овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из-под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. Образовательная:

-знакомство с дополнительными механизмами речевого аппарата, диафрагмальных мышц (брюшной полости)

3. Воспитательная:

- формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно

Методы:

-наглядный (практический показ)

-словесный (беседа, объяснение)

- практический (разучивание и выполнение упражнений, разучивание нового материала, скороговорок, более подробный разбор над сложным звукосочетаниями)

Состав учебной группы:

-Возраст обучающихся – 12 -15 лет.

-Количество детей – 15 человек.

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма организации работы: групповая.

Формы обучения: занятие -игра.

Одежда и оборудование:

-Удобная спортивная одежда (футболка, шорты/леггинсы, кроссовки);

- Питьевая вода.

Оборудование и материалы:

-теннисные мячи.

Этапы организации занятия (общее время): по академическому времени по 2 часа с переменой 15 минут

1. Введение (10 минут)

- Приветствие учащихся и объявление темы урока.

- Краткое объяснение цели и задач урока.

2. Теоретическая часть (20 минут)

- Объяснение основных принципов сценической речи.

- Разбор основных элементов речевого тренинга: эмоциональность, выразительность, четкость произношения.

- Обучение технике дикции и голосовым упражнениям.

3. Практическая часть (50 минут)

- Изучение базовых речевых упражнений.

- Проведение самостоятельной диагностики произношения и четкости звука.

4. Заключение (10 минут)

Рефлексия: обсуждение впечатлений и результатов урока.

В основе занятия положена обучающая и личностно-ориентировочная технология.

Обучающая:

- исправление дефектов звукопроизношения.

- улучшение внятности и разборчивости речи.

Личностно-ориентировочная:

- обязательная оценка процесса и результата, деятельности, обучающихся в ходе занятия.

- формирована у обучающихся уверенности в своих силах, повышение личностной самооценки.

Ход занятия:

Педагог: Добрый день! Сегодня мы буде проходить очень интересную, полезную и так же сложную дисциплину, как сценическая речь, а также подробный разбор техники речи. Сложность заключается, что нам нужно очень хорошенько сегодня разогреть и прокачать свою ленивую мышцу, как язык! Разогреть и другие мышцы речевого аппарата, такие как Жевательные – поднимают нижнюю челюсть, височные – поднимают и тянут назад нижнюю челюсть, крыловидные – смещают нижнюю челюсть вперед и в сторону, мимические – участвуют в формировании мимики, щечные – растягивают уголки рта, подбородочно-язычные – тянут язык вниз, шилоязычные – тянут язык вверх и назад.

И так приступаем! Первым делом – это артикуляция! Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать. Для лучшего произношения звуков необходимо хорошенько всё разогреть.

Упражнение «Артикуляция»

(Гимнастика для щёк)

- Втягивание и раздувание щёк поочерёдно;

- Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу;

- Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха;

- Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ;

(Гимнастика нижней челюсти)

- Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки;

- Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые;

(Гимнастика мягкого нёба)

- Зевание с открытым ртом;

- Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов;

- Произношение гласных звуков с позёвываниями;

- Имитация полоскания горла;

(Гимнастика губ)

- Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой;

- Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, -круговые;

- Пожёвывание губ;

-Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам;

- Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов;

(Гимнастика языка)

-Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами, и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно;

- Пожёвывание языка;

- Похлопывание языка губами;

- Вытягивание языка вперёд «иголочкой»;

- Попытки достать языком до подбородка и до носа;

- Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха;

- Переворачивание языка на разные бока;

- Удерживание языка у верхнего нёба.

Педагог: хорошо, гимнастику проделали, приступаем к следующему упражнение, так же не отходя от артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

  1. Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д»

  1. Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г»

  1. Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

  1. Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось»

  1. Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Важно! совмещать данный приём с предыдущим.

  1. Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Педагог: Отлично, напоминаю, если болит корень языка или присутствует ощутимая усталость – это нормально, организм вам даёт знак, что мышцы работают! Приступаем и перетекаем в дыхательным упражнения. Строимся в круг. Диафрагмальное дыхание- мышцы брюшного пресса находятся под

диафрагмой и связывают верхнюю и нижнюю части тела. Они давят на диафрагму, которая в свою очередь растягивается и раздвигает межреберные мышцы. Диафрагма автоматически связана с гладкой мускулатурой трахеи,

бронхов и гортанью. Существует зависимость: чем больше тонус диафрагмы, тем свободнее проявляют себя остальные мышцы голос речевого аппарата. При выдохе мышцы живота подтягиваются. Фиксируем это положение, а затем расслабляем мышцы живота при сомкнутых губах и

расслабленной челюсти – происходит самопроизвольный вдох носом.

При активно расслабленных мышцах живота (вдох) диафрагма находится в тонусе, и это является достаточным условием для всех прочих расслаблений: губ, челюсти, языка.

Упражнение «Диафрагма»

1.Проверяем мышцы дыхательно-голосовой опоры. На счет раз – подтяните диафрагму к позвоночнику.

На счет два – зафиксируйте это положение.

На счет три – расслабьте диафрагму.

*Соедините с дыханием*

На счет раз – выдох.

На счет два – задержка дыхания.

На счет три – вдох

  1. Проверяем мышцы брюшного пресса

На счет раз – подтяните мышцы к позвоночнику.

На счет два – зафиксируйте это положение.

На счет три – расслабьте мышцы.

*Соедините с дыханием*

На счет раз – выдох.

На счет два – задержка дыхания.

На счет три – вдох.

  1. «Нос-нос»

На счет раз: закройте пальцем правой руки правую ноздрю – вдох.

На счет два: фиксируем положение (задержка дыхания) – смена руки.

На счет три: пальцем левой руки закройте левую ноздрю – выдох.

*Следите за тем, чтобы плечи не поднимались. Направьте внимание на крылья носа.*

Повторяйте упражнение 3-5 раз

Упражнение «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение Далее:

вдох – руки и голову поднять вверх;

выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;

вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;

выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;

вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;

вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;

выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

Педагог: Медленно переходим к следующему упражнению, от дыхания никуда не уходим.

Упражнение «Арлекин»

Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Амплитуда – максимально возможная.

Педагог: отлично, дыхание восстановили, мышцы брюшной полости раскачали, а также мышцы нашего артикуляционного аппарата тоже. Переходим постепенно к дикции. Напоминаю дикция – это чёткость произношения звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Упражнения по Дикции

1.Произнести таблицу гласных беззвучно, обращая внимание на артикуляцию. Затем можно прибавить голос, следя за произношением каждого звука.

И – Э – А – О – У – Ы

2. Произнести таблицу гласных, перенося ударение с одного звука на другой, например:

и' – э – а – о – у – ы

и – э' – а – о – у – ы

и – э – а' – о – у – ы

и – э – а – о' – у – ы

и – э – а – о – у' – ы

и – э – а – о – у – ы'

К этому можно прибавить интонацию вопроса и ответа, например:

и' – э – а – о – у – ы?

и' – э – а – о – у – ы

и – э' – а – о – у – ы ?

и - э' – а – о – у – ы и т. д.

3. Соединить гласные звуки в другой последовательности, например:

иэ – иа – ио – иу – иы

иэа – эао – аоу – оуы

Упражнение «Выращивание цветка»

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например, «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Упражнение «Мишень»

С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.

Упражнение «Кнопки»

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Упражнение «Жонглер»

Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…

Педагог: разбираем теннисные наши мячи, сначала работаем по одиночке, для отработки каждого звука. Важно! Четко и выразительно произносить каждую согласную букву.

Упражнение на отработку сложных звуковых словосочетаний

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ­-ПТЫ

ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­-ХТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТИ­-КТЫ

Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­-Т-ТЫ-Т-ТИ

НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­-НТИ

МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТИ­-МТЫ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­-ФТИ

РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТИ­-РТЫ

ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ

ЛРЛИ, ЛРЛЭ, ЛРЛА, ЛРЛО, ЛРЛУ, ЛРЛЫ !

РЛИ, РЛЭ, РЛА, РЛО, РЛУ, РЛЫ !

НРЛИ, НРЛА, НРЛО, НРЛЫ!

НЛИ, НЛЭ, НЛО, НЛУ, НЛЫ!

Педагог: Встаём по парам. Бросаем мяч от пола, незабываем про чёткость произношения.

Педагог: Хорошо, сейчас будет очень приятное упражнение оно же на расслабление. Мячи кладите на стол, сами располагайтесь по сцене.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц ног «Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Педагог: и так время нашего занятия подходит к концу, сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, научились делать гимнастику для губ и языка, работали над гласными и согласными буквами, ритмом, темпом, интонацией, так же  мы прошли интенсивное и действительно полезное упражнение которое поможет вам не только на сценической площадке раскрыть свой природный, красивый голос, но и в дальнейшем вне сцены. Поделитесь пожалуйста своим мнением, впечатлением и мироощущением.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок техники речи в 1 классе.

Использование верботонального метода обучения глухих детей....

Презентация "Овладение техникой речи"

Данный материал помогает раскрыть этапы овладения техникой чтения....

Скороговорки для учащихся 1го класса отделения "Театральное искусство" по предмету "Техника речи"

Сороговорки, необходимые для сдачи контрольного урока по "Технике речи" в 1м классе....

задания к разделу культура и техника речи "Учимся правильной интонации"

Данный методический материал состоит из нескольких заданий - упражнений по интонации речи: Разминка. Скороговорки. Грузинский хор. Игра в метрдотеля. Тексты. Художественное чтение. Читаем как дети. Пр...

Техника речи

Игры и упражнения к разделу культура и техника речи...

Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"

Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"...

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"

Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи  во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...