Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как наиболее продуктивный метод предпрофильного обучения.
материал

Ревяко Юрий Иванович

сообщение на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская  деятельность учащихся,

 как  наиболее продуктивный метод предпрофильного обучения.

Единственный путь,

ведущий к знаниям - это деятельность...

Бернард Шоу

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни.

  • связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей таким образом, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования и является одним из важнейших факторов предпрофильной подготовки.

Следовательно, перед школами стал вопрос создания нормативно-правовой базы, на которую можно было бы опираться при работе с проектами и исследованиями. Так и в нашей школе были разработаны ряд положений:

1.Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО.

2.Положение о проведении Дня науки

3. Положение о НОУ

Каждый ученик должен быть обучен этой деятельности согласно ФГОС. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

   Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

И чтобы ученик 9 и 11 класса был готов представить проект достойный высокой оценки, необходимо постепенно учиться их создавать, начиная с 1 класса.

В нашей школе данная работа проводится  поэтапно.

  1. Подготовительный (1-4-й классы);
  2. Развивающий (5-8 классы);
  3. Исследовательский (9, 10-11-й класс).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Школьники младших классов принимают активное участие в разработке различных проектов. Вначале - это маленькие проекты, которые учащиеся начальной школы выполняют на уроках технологии, окружающий мир, ИЗО и терпеливо учатся их представлять и защищать. Сначала в малых группах, затем перед своим классом, а наивысшим результатом это защита проекта на Дне науки учащихся 1-4 классов, на которой  представлены лучшие работы. День науки в нашей школе проходит  ежегодно и делится он на три ступени.

Большой проект, который охватил почти всех учащихся начальной школы, посвященный Дню победы  «Мы помним».

Ребята в течение года вместе с родителями провели огромную поисковую работу о погибших родственниках в годы Великой отечественной войны, а затем оформили  её результаты. И самое главное то, что в эту работу привлекаются разные по возрасту члены семьи: мамы, папы, дедушки, бабушка, дяди, тёти и другие родственники. Результатом такой работы стали выступления перед классом, оформление книжки-малютки, заметки в классном уголке и  школьной газете.

Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Ученики основной школы принимают участие в предметных неделях, где каждый ребенок может выбрать для него наиболее близкую предметную область и выполнить исследовательскую работу, после которой обязательно ученик или группа учащихся защищает свой проект. Выходом,  которой является выступление в НОУ, а затем на Дне науки учащихся 5-8, 9-11 классов. В НОУ учащиеся 5-7х классов вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, а также участвуют в проектах, требующих от ребят, осознание себя как личности.

Например, проект «Кем работают мои родители». В ходе этого проекта учащиеся писали мини-сочинения на тему: «Хотел бы я продолжить семейную династию», анализируют свои интересы, склонности, зачем они учатся, кем хотят стать, работают над портфолио, учатся презентовать себя. Таким образом, ребята узнают больше о профессиях своих родителей и профессиях своих одноклассников.

Также на данном этапе огромную роль играют проекты, практической направленности, в которых учащиеся могут попробовать себя в различных сферах деятельности. Например, в течение многих лет в нашей школе действует проект по созданию общешкольной газеты «Перемена». Участвуя, в данном проекте дети могут попробовать себя в профессии журналиста, получить навыки верстки номера газеты и для этого:  самостоятельно подбирают тему, составляют ряд наиболее значимых вопросов, проводят опрос, обрабатывают данные, делают выводы. Или традиционный день самоуправления, где ученики пробуют себя в роли учителей, руководящих работников. Или проекты «Спаси  новогоднюю красавицу», «Восстановление лесных культур» и др. Такие проекты являются неотъемлемой частью предпрофильного образования учащихся нашей школы.

Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, мы стараемся обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, среди младших школьников, привлекаем к этой работе и бывших выпускников школы.

Организуя деятельность школьников,  следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Учащиеся приобретают ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем;  к  самообразованию; к использованию  информационных ресурсов;  к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность.

Метод проектов или проектная деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».

В результате выполнения учащимися проектов:

1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

4. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

За время обучения в школе наши учащиеся  не только получают знания, но и  максимально развивают свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся.  На наш взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

А развивая интеллектуальные и творческие способности учащихся, заботясь о физическом и духовном совершенствовании личности учащихся, педагоги школы стремятся к профессиональному самоопределению выпускника.

Использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

А завершить свое выступление я хотела бы словами  Конфуция

«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...