Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как наиболее продуктивный метод предпрофильного обучения.
материал
Предварительный просмотр:
Проектная и исследовательская деятельность учащихся,
как наиболее продуктивный метод предпрофильного обучения.
Единственный путь,
ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни.
- связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей таким образом, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования и является одним из важнейших факторов предпрофильной подготовки.
Следовательно, перед школами стал вопрос создания нормативно-правовой базы, на которую можно было бы опираться при работе с проектами и исследованиями. Так и в нашей школе были разработаны ряд положений:
1.Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО.
2.Положение о проведении Дня науки
3. Положение о НОУ
Каждый ученик должен быть обучен этой деятельности согласно ФГОС. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
И чтобы ученик 9 и 11 класса был готов представить проект достойный высокой оценки, необходимо постепенно учиться их создавать, начиная с 1 класса.
В нашей школе данная работа проводится поэтапно.
- Подготовительный (1-4-й классы);
- Развивающий (5-8 классы);
- Исследовательский (9, 10-11-й класс).
Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Школьники младших классов принимают активное участие в разработке различных проектов. Вначале - это маленькие проекты, которые учащиеся начальной школы выполняют на уроках технологии, окружающий мир, ИЗО и терпеливо учатся их представлять и защищать. Сначала в малых группах, затем перед своим классом, а наивысшим результатом это защита проекта на Дне науки учащихся 1-4 классов, на которой представлены лучшие работы. День науки в нашей школе проходит ежегодно и делится он на три ступени.
Большой проект, который охватил почти всех учащихся начальной школы, посвященный Дню победы «Мы помним».
Ребята в течение года вместе с родителями провели огромную поисковую работу о погибших родственниках в годы Великой отечественной войны, а затем оформили её результаты. И самое главное то, что в эту работу привлекаются разные по возрасту члены семьи: мамы, папы, дедушки, бабушка, дяди, тёти и другие родственники. Результатом такой работы стали выступления перед классом, оформление книжки-малютки, заметки в классном уголке и школьной газете.
Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Ученики основной школы принимают участие в предметных неделях, где каждый ребенок может выбрать для него наиболее близкую предметную область и выполнить исследовательскую работу, после которой обязательно ученик или группа учащихся защищает свой проект. Выходом, которой является выступление в НОУ, а затем на Дне науки учащихся 5-8, 9-11 классов. В НОУ учащиеся 5-7х классов вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, а также участвуют в проектах, требующих от ребят, осознание себя как личности.
Например, проект «Кем работают мои родители». В ходе этого проекта учащиеся писали мини-сочинения на тему: «Хотел бы я продолжить семейную династию», анализируют свои интересы, склонности, зачем они учатся, кем хотят стать, работают над портфолио, учатся презентовать себя. Таким образом, ребята узнают больше о профессиях своих родителей и профессиях своих одноклассников.
Также на данном этапе огромную роль играют проекты, практической направленности, в которых учащиеся могут попробовать себя в различных сферах деятельности. Например, в течение многих лет в нашей школе действует проект по созданию общешкольной газеты «Перемена». Участвуя, в данном проекте дети могут попробовать себя в профессии журналиста, получить навыки верстки номера газеты и для этого: самостоятельно подбирают тему, составляют ряд наиболее значимых вопросов, проводят опрос, обрабатывают данные, делают выводы. Или традиционный день самоуправления, где ученики пробуют себя в роли учителей, руководящих работников. Или проекты «Спаси новогоднюю красавицу», «Восстановление лесных культур» и др. Такие проекты являются неотъемлемой частью предпрофильного образования учащихся нашей школы.
Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.
Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, мы стараемся обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, среди младших школьников, привлекаем к этой работе и бывших выпускников школы.
Организуя деятельность школьников, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся:
- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- добровольность выбора темы учащимся
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Учащиеся приобретают ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем; к самообразованию; к использованию информационных ресурсов; к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Метод проектов или проектная деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».
В результате выполнения учащимися проектов:
1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
4. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
За время обучения в школе наши учащиеся не только получают знания, но и максимально развивают свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. На наш взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.
А развивая интеллектуальные и творческие способности учащихся, заботясь о физическом и духовном совершенствовании личности учащихся, педагоги школы стремятся к профессиональному самоопределению выпускника.
Использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.
А завершить свое выступление я хотела бы словами Конфуция
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесс...
Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные ...

Доклад "Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности как средство реализации продуктивных методов обучения"
Использование телекоммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности является средством реализации продуктивных методов обучения, что активизирует познавательную, исследов...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Проектная деятельность, как один из активных методов обучения учащихся.
Проектная деятельность, как один из активных методов обучения учащихся....

Статья "Рекомендации по применению продуктивных методов работы для повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка."
В данной статье рассказывается о том, что для повышения коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка целесообразно использовать Интернет, применять методы проектов, проводит...
