Работа с родителями в свете новых требований профстандарта
консультация

Всем известно, залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания. К тому же новая современная информационная среда, ритмы жизни, особенности нового восприятия информации требуют пересмотра традиционных форм родительского просвещения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями в свете новых требований  профстандарта

Выступление на ГМО учителей- логопедов

 г. Зеленогорска

учитель – логопед Кушнарева В.В.

Всем известно, залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка.  Часто это связано с:

  • неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
  • мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы;
  • низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

   При этом  именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.

Новая современная информационная среда, ритмы жизни, особенности нового восприятия информации требуют пересмотра традиционных форм родительского просвещения.

В новом профстандарте дефектолога четко указано развитие следующих умений:

  • Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения
  • Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса
  • Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов.

             О последних поговорим более подробно.

Мы все знаем и используем разные традиционные формы работы с родителями:

родительские собрания; посещение логопедических занятий;  совместные практикумы; индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации; информационные стенды; индивидуальные буклеты для родителей; анкетирование.

Но в современных реалия времени неминуемым является перенос основных информационно- просветительских потоков в Интернет, развитие дистанционных форм педагогического просвещения родителей.

Дистанционные формы позволяют, как учитывать специфику современного восприятия информации взрослыми и детьми, так и выстраивать индивидуальные траектории просвещения, адекватно реагировать на образовательные запросы родительской аудитории в режиме реального времени. Все это помогает обеспечить диалог  учителя-логопеда и родителей здесь и сейчас, в том числе, с индивидуальным подходом к родителям. А также обеспечивает возможность быстрой передачи фото – и видеоматериалов, логопедических заданий показа презентаций, и другой необходимой информации родителям.

Все это возможно через общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте, различным мессенджерам (WhatsApp, Telegram и Viber), с использованием Skype, ZOOM; различные образовательные площадки; использование сайта школы или персонального сайта учителя-логопеда.

Для осуществления данного проекта необходимо изменить условия работы с родителями: технически оборудовать рабочий кабинет логопеда; технически подготовить место работы родителей и логопеда в домашних условиях для использования Интернет-ресурсов. Частично перестроить рабочую неделю логопеда с учетом реализации новых форм взаимодействия с родителями (например, вынести часть непосредственной образовательной деятельности на выходные дни). Изменений требует и само содержание работы с родителями. Так мы все консультации и родительские собрания можно перевести в режим вебинаров; сбор анамнеза и заполнение речевых карт осуществляем посредством Гугл – формы  или программы Skype (ту часть, которую необходимо заполнить совместно с родителями); рекомендации логопеда родители могут получить  в электронном виде в любое время на свой почтовый ящик или в мессенджере; взаимодействие с родителями, в большей своей части, осуществляется дистанционно.

1. Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Содержание логопедического сайта для родителей может быть разнообразным: информация о развитии речи детей  в онтогенезе, о  причинах  нарушения  речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков,  приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми и многое другое. Это может быть сайт индивидуальный, страничка на портале или на сайте школы.

2. Форум. Такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. В отличие от чата, на форуме Логопед может задать  определенную тему. Или ,имея доступ ко всем обсуждениям пользователей, определить для себя основные направления работы с родителями, понять их.

3. Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. Преимущества проведения вебинаров: никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

4. Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических)  приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих  родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям. Так же Skype помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

5. Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе логопеда МБОУ помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения. Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду возможность создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. Блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

6. Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

7. Группа в социальных сетях.  Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом.

Ведение подобной группы может заменить создание сайта и форума на ней. Можно сформировать базу знаний, фото и видео материалов, отчетов о проведенных событиях и многое другое и при помощи хештегов в любой момент найти нужное.

8. Использование обучающих онлайн-площадок

 Мерсибо   https://mersibo.ru/ портал для развивающих и коррекционных занятий, обследования детей, создания пособий и повышения квалификации

Содержит множество разнообразных игр на решение разных педагогических задач от работы со звукопроизношением  до коррекции письменной речи.

Портал платный, но есть бесплатный доступ к определенным играм и ресурсам.

Слоджи   https://slogy.ru/  Онлайн-платформа для обучения чтению и коррекции дислексии

Программа выстроена в игровой форме: перед детьми не ставится задача читать - слог или слово произносится вслух и нужно найти его орфографический эквивалент.

  • Программа опирается на неосознанное усвоение,
  • Конечным итогом обучения чтению является чтение про себя
  • Программа гибко подстраивается под способности ребенка
  • Уровень сложности предлагаемых задач наша программа адаптирует к возможностям ребенка с учетом время реакции, количество ошибок, уровень помощи.
  • Программа платная, но дается бесплатный период 30 дней.

LearningApps — бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений.

  • сервис русифицирован (+5 других языков), полностью бесплатный.
  • позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр и позволяет использовать чужие упражнения как шаблон для создания своих
  • позволяет делиться упражнениями: можно поделиться ссылкой с учеником и распространить упражнение в социальных сетях, можно использовать QR Code, скачать упражнение в формате SCORM
  • позволяет создавать классы и мониторить, как ученики проходят упражнения (прошел/не прошел)

https://learningapps.org/index.php?category=84&subcategory=14992&s= (логопедия)

Wordwall

 Возможности. Руссифицирован. Сервис позволяет создавать интерактивные упражнения и мини-игры. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц. Но можно пользоваться готовыми заданиями. Контент платный.

Удобно, что после создания задания можно одним кликом переключить его на другой шаблон с сохранением учебного контента. К примеру задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же словами. 

https://wordwall.net/ru

 Удоба (https://udoba.org/) - конструктор учебных ресурсов.
Сервис позволяет создавать разнообразный интерактивный контент: от простых викторин, кроссвордов и флеш-карт до лент времени, интерактивных плакатов и интерактивных видео. Всего 50 типов материалов, и всё это абсолютно бесплатно.
После создания материала вы можете отправить ссылку на него своим ученикам и отследить результаты выполнения.

Другой вариант - «Домашнее задание». Учитель публикует необходимые материалы (можно добавить ссылки на дополнительные ресурсы), а ученик знакомится с ними и загружает фото выполненного задания. Загруженные задания хранятся на сервисе две недели, после чего автоматически удаляются.  

Единственный минус сервиса, который может оттолкнуть педагогов, — немного запутанный интерфейс. Чтобы разобраться со всеми возможностями платформы, потребуется время.

Таким образом,  преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Таким образом, какие бы формы работы не выбрал для себя логопед - традиционные или инновационные или и те и другие совместно, зависит от желания педагога и возможностей конкретной школы: главное в коррекционной работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в свете новых требований профессионального стандарта

Слайд 2

Залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Слайд 3

В новом профстандарте дефектолога четко указано развитие следующих умений: Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов.

Слайд 4

Дистанционные формы общения учителя-логопеда с родителями: по электронной почте, через различные мессенджеры ( WhatsApp , Telegram и Viber ), использование программ Skype , ZOOM ; использование различных образовательных онлайн - площадок; использование сайта школы или персонального сайта учителя-логопеда.

Слайд 5

Дистанционные формы общения учителя-логопеда с родителями: по электронной почте, через различные мессенджеры ( WhatsApp , Telegram и Viber ), использование программ Skype , ZOOM ; использование различных образовательных онлайн - площадок; использование сайта школы или персонального сайта учителя-логопеда.

Слайд 6

Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. С одержание логопедического сайта для родителей может быть разнообразным. Это может быть сайт индивидуальный, страничка на портале или на сайте школы. Форум - место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы.

Слайд 7

Вебинар – разновидность веб-конференции , проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Преимущества проведения вебинаров : никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

Слайд 8

Блог — это веб-сайт , основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Использование блога в работе логопеда: помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения. Я вляется новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей. Программы Skype , ZOOM позволяют совершать конференц-звонки , видеозвонки , осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. Эффективен для индивидуальных консультаций. Так же помогает осуществлять контролирующую функцию (если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста).

Слайд 9

Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами). давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. отправлять задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. для отработки занятия (закрепление, пропуск по болезни и т.д.) Группа в социальных сетях. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом.

Слайд 10

Использование обучающих онлайн-площадок Мерсибо https://mersibo.ru/ портал для развивающих и коррекционных занятий, обследования детей, создания пособий и повышения квалификации Содержит множество разнообразных игр на решение разных педагогических задач от работы со звукопроизношением до коррекции письменной речи. Портал платный, но есть бесплатный доступ к определенным играм и ресурсам. Слоджи https://slogy.ru/ Онлайн-платформа для обучения чтению и коррекции дислексии . Программа выстроена в игровой форме: перед детьми не ставится задача читать - слог или слово произносится вслух и нужно найти его орфографический эквивалент. Программа платная, но дается бесплатный период 30 дней.

Слайд 11

Использование обучающих онлайн-площадок LearningApps — бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. https://learningapps.org/index.php?category=84&subcategory=14992&s = (логопедия) полностью бесплатный позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр позволяет делиться упражнениями по ссылке, QR Code , скачать упражнение в формате SCORM Wordwall - https://wordwall.net/ru сервис для создания интерактивных упражнений и мини-игр. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати, но бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц. Контент платный . Но можно пользоваться готовыми заданиями.

Слайд 12

Использование обучающих онлайн-площадок Удоба https ://udoba.org / - конструктор учебных ресурсов. Позволяет создавать разнообразный интерактивный контент: от простых викторин, кроссвордов и флеш -карт до лент времени, интерактивных плакатов и интерактивных видео. Все материалы бесплатны. После создания материала можно отправить ссылку на него и отследить результаты выполнения. Единственный минус— немного запутанный интерфейс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые стандарты и работа с родителями

Очень важно, что все родители без исключения ушли на летний отдых, радуясь достижениям детей и уверенными, что новые стандарты – не такое уж страшное дело. А сами стандарты помогли перейти к более акт...

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Работа с родителями (заметки о новых формах)

Данная статья -размышление о том, как можно использовать интернет -технологии, социальные сети в работа с родителями....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...

Некоторые особенности работы на уроках с современными школьниками в свете новых педагогических технологий.

В материале рассматриваются некоторые характерные черты обучающихся  среднего  и старшего школьного возраста , требующие  изменения подхода и методов работы с современными школьниками, ...