Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время
материал (7 класс)

Тен Елена Александровна

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на занятии учебно-познавательной задачи.

         Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию занятия, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ23.05 КБ
PDF icon презентация2.46 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
_____________________________________________________________________________________
693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20

 E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru 

Особенности групповой работы с учащимися

во внеурочное время

Выполнила:

Тен Ок Не

(Елена Александровна),

воспитатель 7 в класса

г. Южно-Сахалинск

2024

Федеральная адаптированная общеобразовательная программа предполагает обновление форм, методов и содержания образования.

Согласно ФАООП задача педагога не только обучить ученика, передать академические знания, но и подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.

Педагоги информированы о важности и необходимости проведения групповых форм работы, но, к сожалению, не всегда применяют их в своей практике. Поэтому выбранная тема представляет интерес и является актуальной.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на занятии учебно-познавательной задачи. 

        Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию занятия, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков.

Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах занятия: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Групповые формы работы успешно применимы при проведении нетрадиционных занятий: занятие-конференция, занятие-путешествие, интегрированное занятие, занятие-ярмарка и др.

Следует отметить, что воспитателю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого воспитанника с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.

Коллективная деятельность может быть организована не только на одно занятие, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

Не любое совместное выполнение задания группой учащихся можно назвать групповой формой организации работы.

Организовать группы и раздать детям задания так же недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Необходимо чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует терпения и кропотливого труда.

В ходе проведения групповой работы меняются функции воспитателя. Он не передает знания в готовом виде, не является организатором и режиссером занятия и соучастником коллективной деятельности. Функции воспитателя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • осуществление контроля за ходом работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Для положительного результата совместной деятельности воспитанников необходимо учитывать их познавательные, когнитивные и эмпатические возможности, что позволит им справиться с поставленной задачей.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от воспитателя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.

При формировании групп обязательно следует учитывать личные особенности детей. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

В конце занятия, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем коллективом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда воспитатель или группа наблюдателей выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Групповая форма работы ценна тем, что при выполнении конкретных заданий учащиеся решают не только образовательные, но и воспитательные задачи. Коллективная работа позволяет наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы обнаружить себя в индивидуальной работе.

Групповые формы работы позволяет поддержать инициативность, самостоятельность учащихся, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Список литературы

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.

2. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.

3. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2010

4. Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. - 18 декабря.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедических игр и приемов во внеурочное время

Игровые упражнения способствуют активизации знаний, успешному усвоению коррекционной программы. игра создает возможность для практического использования обучающимися знаний, умений и навыков. применен...

Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе

      Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...

«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»...

Темы для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время.

В данном разделе представлены темы для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время....

Особенности заданий по математике для групповой работы

Статья об особенностях групповой работы на уроках математики....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В статье представлены данные об  изменениях показателей скоросной выносливости у мальчиков 16-17 лет при дополнительный занятиях легкой атлетикой во внеурочное время....