Система подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс)

Жанна Викторовна Имамалыева

 

Система подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
 

Знание только тогда становится знанием,

когда оно   приобретено усилиями своей                                                                                                             мысли, а не памятью.

 Л. Н. Толстой

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша  позиция – учитель-помощник,  учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. 

Учащиеся должны знать/понимать:

1.Требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

2.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

3.Правила работы с экзаменационными бланками.

Учащиеся должны уметь:

1.Следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ и ЕГЭ критериям, представленным в демоверсии

2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

3. Правильно заполнять экзаменационные бланки.

Система работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ включает следующие компоненты:

1.Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих

экзаменационным. 2. Изменение модели урока. 3. Включение в содержание текущего контроля экзаменационных заданий.

4. Построение итогового повторения исключительно на отработке компетенций, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

5. реальная оценка подготовленности данного конкретного класса. Зная сильные и слабые стороны своих учеников, следует осознать фронт предполагаемой работы, поставить соответствующие учебные цели и подумать о том, как реализовать их наиболее плодотворно. Какие темы можно просто повторить и закрепить, а чему уделить гораздо больше времени.

Принципы работы

Создание положительной мотивации. Сочетание групповых и индивидуальных консультаций.

Тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях. Система зачетов по грамматическим темам. Система работы над ошибками,  выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

Этапы  работы:

Изучение методической литературы, создание программ для  работы  с  учащимися. Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ОГЭ и  ЕГЭ – тестов, тренировочных и проверочных работ. Использование этого материала в работе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

План  работы   при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

Организация информационной работы по подготовке учащихся  Мониторинг успеваемости и качества  Дополнительные занятия Использование дифференцированного подхода при проведении уроков Работа со слабоуспевающими учениками по итогам диагностических работ Информирование учащихся и родителей о ресурсах Интернета Практикум по заполнению бланков ответа

Формы работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов:

лекции учителя с различными видами заданий;• составление обобщающих таблиц и схем
• самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• самостоятельный отбор материала • работа в группах

Лингвистическая разминка

Речевая  ошибка («Учимся писать изложение и сочинение»). Цель: работа над речевыми нормами на основе творческих работ учащихся.

Орфографическая  пятиминутка(буквенный, цифровой диктант; осложнённый диктант и др.)

 Цель: работа над «западающими» правилами.

Синтаксическая пятиминутка

(схематический диктант; составление предложений по схемам; «Продолжи предложение» и др.) Цель: работа над синтаксическими и пунктуационными нормами.

Лексическая разминка ( подбор синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, фразеологизмов; лексический диктант и др.)  Цель: работа над лексическими нормами, расширение лексикона.

Методика проведения словарного диктанта:
у доски один ученик, который пишет под диктовку учителя словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках).  Во время  диктовки  комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики из класса, кто может это сделать

Словообразовательный марафон

(выдели морфему ...; определи значение морфемы; составь новое слово с таким же значением морфемы; составь слово в соответствии с моделью и др.) Цель: работа над морфемной структурой слова, формирование орфографической зоркости.

Различные виды работы по орфографии

Тематические диктанты (диктанты на одно правило). Словарные диктанты с последующим объяснением. Комментированное письмо. «Деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся.  Итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности.

Эффективная  форма подготовки

Индивидуальная работа Групповая дискуссия Игровые методы Анкетирование Мини-лекции

Творческая работа Устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Методы и приемы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

1. Работа с тестами 2. Самостоятельное составление тестов 3. Комплексный анализ текста 4. Различные виды сочинений 5.Изложение 6. Различные виды диктантов 7. Работа с критериями оценивания 8. Самостоятельное оценивание по критериям 9. Проектная деятельность 10. Работа с интернет – ресурсами. Сайт ФИПИ  Сайты 1 сентября Сайт Pedsovet.su Сайт Решу ЕГЭ, ОГЭ и др.

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению

Упражнения на сжатие текста. Составление цитатных планов, конспектов статей учебника.

Задание на сжатие текста упражнений учебника. Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные).

Тренинги по написанию изложения.

Образец тренинга

Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено. При записи используйте различные способы сокращения. Например, вместо слова «характеризуется» -«хар-ся», «является»-«явл-ся»;   Если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П); 

Памятка «Как писать сжатое изложение»

Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям

Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса.

Работа со средствами выразительности с 5 класса  на уроках русского языка  и  литературы.  Речеведческие задания на уроках русского языка и литературы.

Формы и методы работы при подготовке к сочинению

Написание лингвистических сочинений, начиная с 5 класса. Задания, направленные на понимание идеи текста и его интерпретацию. Работа над композицией сочинения (соблюдение требований к сочинению-рассуждению). Работа с текстом: поиск ключевых и опорных слов и др.

Работа над частью С

По праву самая  сложная часть, но все же  написать сочинение – рецензию небольшого объема -  всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами –готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. Рецензии учащихся анализируем вместе. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем.  редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи.

Факультативные занятия в системе
 подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил (теоретические сведения по темам , алгоритмы решения  тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты), изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Системная  и комплексная работа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Системная подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием .

 Конечная  цель работы – повысить уровень языковой и лингвистической, культуроведческой  и коммуникативной компетенций, что предполагает  умение оптимально использовать средства языка. Это, в свою очередь, позволит учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку

 Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к  ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_oge_i_ege_po_russkomu_yazyku_3.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л . Н. Толстой .

Слайд 2

Итоговая аттестация – первая серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Слайд 3

1.Требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. 2.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. 3.Правила работы с экзаменационными бланками.

Слайд 4

1.Следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ и ЕГЭ критериям, представленным в демоверсии 2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; 3. Правильно заполнять экзаменационные бланки.

Слайд 5

Система работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ включает следующие компоненты: 1 .Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным. 2 . Изменение модели урока. 3 . Включение в содержание текущего контроля экзаменационных заданий. 4 . Построение итогового повторения исключительно на отработке компетенций, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Слайд 6

5. реальная оценка подготовленности данного конкретного класса. Зная сильные и слабые стороны своих учеников, следует осознать фронт предполагаемой работы, поставить соответствующие учебные цели и подумать о том, как реализовать их наиболее плодотворно. Какие темы можно просто повторить и закрепить, а чему уделить гораздо больше времени.

Слайд 7

Принципы работы Создание положительной мотивации. Сочетание групповых и индивидуальных консультаций. Тесное сотрудничество учащихся и учителя на занятиях. Система зачетов по грамматическим темам. Система работы над ошибками, выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

Слайд 8

Этапы работы Изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися. Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ОГЭ и ЕГЭ – тестов, тренировочных и проверочных работ. Использование этого материала в работе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ .

Слайд 9

План работы при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ Организация информационной работы по подготовке учащихся Мониторинг успеваемости и качества Дополнительные занятия Использование дифференцированного подхода при проведении уроков Работа со слабоуспевающими учениками по итогам диагностических работ Информирование учащихся и родителей о ресурсах Интернета Практикум по заполнению бланков ответа

Слайд 10

Факультативные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил (теоретические сведения по темам , алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты), изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Слайд 11

Формы работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов: • лекции учителя с различными видами заданий; • составление обобщающих таблиц и схем • самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); • самостоятельный отбор материала • работа в группах

Слайд 12

Лингвистическая разминка Речевая ошибка («Учимся писать изложение и сочинение»). Цель: работа над речевыми нормами на основе творческих работ учащихся. Орфографическая пятиминутка (буквенный, цифровой диктант; осложнённый диктант и др.) Цель: работа над «западающими» правилами.

Слайд 13

Синтаксическая пятиминутка (схематический диктант; составление предложений по схемам; «Продолжи предложение» и др.) Цель: работа над синтаксическими и пунктуационными нормами. Лексическая разминка ( подбор синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, фразеологизмов; лексический диктант и др.) Цель: работа над лексическими нормами, расширение лексикона.

Слайд 14

Методика проведения словарного диктанта: у доски один ученик, который пишет под диктовку учителя словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках). Во время диктовки комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики из класса, кто может это сделать

Слайд 15

Словообразовательный марафон (выдели морфему ...; определи значение морфемы; составь новое слово с таким же значением морфемы; составь слово в соответствии с моделью и др.) Цель: работа над морфемной структурой слова, формирование орфографической зоркости.

Слайд 16

Различные виды работ по орфографии Тематические диктанты (диктанты на одно правило). Словарные диктанты с последующим объяснением. Комментированное письмо. «Деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. Итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности.

Слайд 17

Эффективные формы подготовки Индивидуальная работа Групповая дискуссия Игровые методы Анкетирование Мини-лекции Творческая работа Устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Слайд 18

Методы и приемы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 1. Работа с тестами 2. Самостоятельное составление тестов 3. Комплексный анализ текста 4. Различные виды сочинений 5.Изложение 6. Различные виды диктантов 7. Работа с критериями оценивания 8. Самостоятельное оценивание по критериям 9. Проектная деятельность 10. Работа с интернет – ресурсами (Сайт ФИПИ, с айты 1 сентября, сайт Pedsovet.su , сайты Решу ЕГЭ, ОГЭ и др ).

Слайд 19

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению Упражнения на сжатие текста. Составление цитатных планов, конспектов статей учебника. Задание на сжатие текста упражнений учебника. Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные). Тренинги по написанию изложения.

Слайд 20

Образец тренинга Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено. При записи используйте различные способы сокращения. Например, вместо слова «характеризуется» -« хар-ся », «является»-« явл - ся ». Если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а во второй, третий – (П).

Слайд 21

Памятка «Как писать сжатое изложение» 1.Внимательно прослушайте текст первый раз и запишите ключевые слова. Осмыслите его проблему (проблемы). Определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной. 2.Прослушивая текст второй раз, попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи. 3.Напишите черновой вариант текста. 4.Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. 5.Продумайте, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения. 6.Отредактируйте черновик. 7.Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Слайд 22

Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса. Работа со средствами выразительности (с 5 класса) на уроках русского языка и литературы. Речеведческие задания на уроках русского языка и литературы.

Слайд 23

Формы и методы работы при подготовке к сочинению Написание лингвистических сочинений, начиная с 5 класса. Задания, направленные на понимание идеи текста и его интерпретацию. Работа над композицией сочинения (соблюдение требований к сочинению-рассуждению). Работа с текстом: поиск ключевых и опорных слов и др.

Слайд 24

Работа над частью С С амая сложная часть, но все же написать сочинение – рецензию небольшого объема (всего в 150 слов) на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами –готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи.

Слайд 25

Системная и комплексная работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Системная подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием . Конечная цель работы – повысить уровень языковой и лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций, что предполагает умение оптимально использовать средства языка. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к ЕГЭ

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необ...

Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку

Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

                     Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимос...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....