Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога
опыты и эксперименты

Новицкая Елена Петровна

Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое? Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считаю эффективной, если молодой педагог сам заинтересован в саморазвитии и хочет чему-то научиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nastavnichestvo.pdf459.18 КБ
Файл anketa_dlya_nachinayushchego_uchitelya.docx19.62 КБ
Файл nastavnichestvo.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для начинающего учителя

  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
  • да;
  • нет;
  • частично.
  1. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?
  2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности:

в календарно-тематическом планировании:

  • да;
  • нет;
  • частично.

в проведении уроков:

  • да;
  • нет;
  • частично.

в проведении внеклассных мероприятий:

  • да;
  • нет;
  • частично.

в общении с коллегами, администрацией:

  • да;
  • нет;
  • частично.

в общении с учащимися, их родителями:

  • да;
  • нет;
  • частично;
  • другое (допишите) ___________________________________________________________
  1. Что представляет ли для вас трудность:

формулировка целей урока:

  • да;
  • нет;
  • частично.

выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока

  • мотивация деятельности учащихся
  • да;
  • нет;
  • частично;

          формулировка вопросов проблемного характера

  • да;
  • нет;
  • частично;

создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении

  • да;
  • нет;
  • частично;

подготовка для учащихся заданий различной степени трудности

  • да;
  • нет;
  • частично;

активизация учащихся в обучении

  • да;
  • нет;
  • частично;

организация сотрудничества учащихся

  • да;
  • нет;
  • частично;

организация само- и взаимоконтроля учащихся

  • да;
  • нет;
  • частично;

организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений учащихся

  • да;
  • нет;
  • частично;

развитие творческих способностей учащихся

  • да;
  • нет;
  • частично;
  • другое (допишите) _________________________________________________________
  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • самообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам; – творческим лабораториям;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • предметным кафедрам;
  • школе начинающего учителя;
  • другое (допишите) ___________________________________________________________
  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • типы уроков, методика их подготовки и проведения;
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
  • приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся;
  • учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;
  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;
  • урегулирование конфликтных ситуаций;
  • формы работы с родителями;
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;
  • другое (допишите)___________________________________________



Предварительный просмотр:

Наставничество

как эффективное средство профессионального развития педагога

Наставничество – это что-то новое или хорошо забытое старое?

Начиная свою педагогическую деятельность в школе в далекие 80-е, я, как молодой специалист, сталкивалась с различными проблемами, связанными с профессиональным становлением и личностным развитием. Практически каждый день в течении года ко мне на уроки приходили опытные учителя и я каждую неделю посещала их занятия. Для себя я усвоила, что каждый урок нужно готовить не взирая ни на что. И учитель должен выглядеть и вести себя так, чтобы учащиеся не упрекнули тебя: «Почему Вам можно, а мне нельзя?»

И вот теперь я тоже наставник. Кто же он такой- Наставник?

Я решила задать вопрос коллегам – нужно ли наставничество?

(видео)

 Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему.

Чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения.

В прошлом учебном году в наше МО пришел специалист с отличным знанием предмета, но отсутствием практики работы в школе. Она долгое время работала репетитором.

Ей как новому члену коллектива, была необходима помощь и поддержка в профессиональной адаптации, в овладении педагогическим мастерством (а именно: мотивация деятельности обучающихся, формы работы с классом и с родителями), в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации и ведении ЭЖ.

На первом этапе мы побеседовали о планах на год, предложила заполнить анкету чтобы понять в чем нужна моя помощь.

На втором этапе мы определились с документацией, которую нужно вести учителю, как работать с журналом. Подробно изучались принципы составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС; даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы.

Далее мы посещали уроки друг у друга, где заранее договаривались о том, что хотелось посмотреть или показать. Например, как работать в группах или с низко мотивированными учащимися. Как подготовить презентацию с интересными эффектами. Были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; этапы и формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. Я поделилась опытом, как пишу поурочные планы и какие делаю заметки в них. Чем это удобно.

Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.

Выбранные формы методического сопровождения, моей коллеги, позволили достичь следующих результатов ее деятельности по итогам года работы:

  • значительно снизился уровень тревоги и стресса во время организации образовательного процесса, а именно общения с детьми, родителями, коллегами ОУ;
  • сформировались четкие представления об обязанностях, появился навык ведения документации в соответствии со своими должностными обязанностями (электронный журнал, рабочие программы и КТП);
  • приняла участие в проведении школьной предметной недели английского языка. Кроме того, был успешно проведен открытый урок в рамках методической недели школы.

К сожалению, по семейным обстоятельствам, она переехала в другой регион, но продолжает работу в школе, учителем.

Мы встречались в свободное от уроков время, по мере необходимости. Отвечала на вопросы подопечной, делилась с ней наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно выслушивала проблемы наставляемой и давала советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.

Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считаю эффективной, если молодой педагог сам заинтересован в саморазвитии и хочет чему-то научиться. А в любом учебном заведении будет опытный педагог, который захочет помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Конкурсы-как средство профессионального развития педагогов

Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Неп...

Наставничество. Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития молодого педагога

Индивидуальный образовательный маршрут становления и развития профессиональный компетенций молодого педагога...

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...

Статья "Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях системы наставничества в МОУ СОШ с УИОП №16 г.Комсомольск-на-Амуре"

На волне демографического подъема перед педагогическим коллективом встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с те...

Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"

В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики....

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...