Статья "Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога"
статья

Владимирова Ирина Александровна

В статье рассматривается необходимая форма наставничества в образовательной организации педагог-педагог и эффективность данной практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

В любой профессии на начальном этапе профессионального становления человек испытывает затруднения. Для молодого педагога вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость молодого педагога получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Педагог-наставник всячески способствует, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого педагога, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывает в молодом педагоге потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

И от успешности адаптации зависит удовлетворение своей профессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы работы, характеризуется очень высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество.

Наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.

В каждом образовательном учреждении за молодым педагогом закрепляется педагог наставник, и реализуется практика наставничества для удачного становления молодого специалиста. Целью данной практики наставничества является: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в условиях современной школы. Формирование и развитие профессиональных умений и навыков у молодого специалиста для успешного применения на практике.

Задачи:

- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе; - оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

- развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Сроки реализации наставничества: 3 года. Форма наставничества: педагог-педагог. Основные этапы реализации плана работы: 1 этап – диагностический, 2 этап – самостоятельный творческий поиск, 3 этап – оценочно-рефлексивный. Данные этапы реализуются в практике наставничества в соответствии с планом работы на каждый учебный год.

Те условия, которые непосредственно задействованы в системе наставничества, являются ее ресурсами, необходимыми для реализации персонализированных программ наставничества. В нашей практике наставничества к этим ресурсам относится: руководство школы, педагог – наставник, педагог – психолог. Так же для реализации плана модели наставничества необходимы научно – методические, информационные, мотивационные ресурсы. Одной из эффективных форм наставничества являются открытые уроки наставника, и последующий анализ с целью выявления новых подходов, приемов и инструментов, а также выявление затруднений и корректировка методов работы с детьми.

Важную роль в практике наставничества играли личностные качества педагога-наставника, его педагогическая и жизненная позиция, профессиональные умения и навыки. Благодаря своим качествам педагог-наставник помогает быстрее и успешнее адаптироваться в коллективе и профессиональной деятельности. В результате успешной практики наставничества «Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога» наставляемый приобретает профессиональные компетенции, закрепляет и расширяет свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога"

Представляю вашему вниманию опыт использования портфолио как  средства мониторинга профессионального развития педагога....

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Мастер-класс для инструкторов-методистов: «Организация творческих групп для тренеров-преподавателей как эффективное средство для самообразования педагогов»

Цель: Повышение профессионального мастерства.Задачи: Повысить качество и уровень образовательных услуг;Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;П...

Конкурсы-как средство профессионального развития педагогов

Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Неп...