Творческий семинар-практикум
методическая разработка

Халикова Рушания Рифхатовна

Творческий семинар-практикум «Эффективные приемы и формы работы с учебным текстом»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Лайтамакская СОШ» Творческий семинар-практикум «Эффективные приемы и формы работы с учебным текстом» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Халикова Р.Р. 2024-2025 учебный год

Слайд 2

3 группы приемов работы с учебником 1 группа — приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением , оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией «Как пользоваться учебником »; 2 группа — приемы работы с текстом ; 3 группа — приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

Слайд 3

В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые : - осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся основных знаний, учебных умений и позитивных отношений к окружающему миру; - направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний; -обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; - приобщают учащихся к самообразованию.

Слайд 4

Традиционные приемы работы с учебником: - выделение главной мысли текста учебника, - составление плана текста, - заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

Слайд 5

Для преобразующей деятельности характерно: • самостоятельное добывание знаний из учебника, • перестраивание ранее полученных знаний и умений, • осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач, • возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержаниии образования.

Слайд 6

• Ч тение в классе учениками вслух под руководством учителя. • Чтение про себя для подготовки к чтению вслух. • Самостоятельное чтение про себя статей в учебнике с постановкой вопросов по прочитанному материалу. • Чтение про себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов. • Запись своими словами выводов из прочитанного текста. • Составление таблиц на основе читаемого материала. • Чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.

Слайд 7

Игровые формы занятий: 1 . Вопрос-ответ. 2. Шпаргалка. 3. Дотошный ученик. 4.Части текста (по ролям). 5.Коллективный рассказ. 6.Очевидное-невероятное .

Слайд 8

Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы: - Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.) - Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста. -Подобрать заголовок для текста. - Составить план прочитанного, написать краткое изложение - Можно провести игру «Восстанови текст».

Слайд 9

Некоторые приемы работы с информацией на уроке

Слайд 10

Маркировка текста. Изучение материала с карандашом в руках. Для этого могут быть использованы, например, следующие значки: + - знал (а) ! - узнал (а) ? – вызывает сомнение и вопросы. После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Слайд 11

« Инсерт » При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы « Инсерт », обсуждение граф таблицы и формулировка выводов. + ! ? ХЗ

Слайд 12

№ ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ 1 2 3 Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете.

Слайд 13

Прием ПМИ. Составление таблицы «Плюс – минус - интересно» Прием Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» Прием «Сводная таблица» Прием «Кластер»

Слайд 14

Задания: 1. Чтение с отметками (с последующим опросом): «V» – знаю; «+» – новое; «?» – есть вопросы . 2. Подготовить ответы на вопросы в конце текста. 3. С оставить кластер. Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы. (совместная проверка, проверка по образцу). 4. Составить документ. (преобразование сплошного текста в документ).

Слайд 15

Зайти на сервис, зарегистрироваться. Рассмотреть вкладки. Создать рабочий лист по выбранной теме урока. Распечатать. Образовательный сервис « Опросникум »

Слайд 16

Ф ормируются следующие навыки и умения: 1. Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке. 2. Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту. 3. Составлять по тексту план рассказа. 4. Составлять вопросы к тексту. 5. Вести словарь терминов по теме. 6. Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника. 7. Готовить сообщения, писать “мини-сочинения ”. 8. Составлять карточки-консультанты по теме учебника. 9. Формирование умений охватывает текст как целостность.

Слайд 17

Памятка учителю для работы с учебником: - Ознакомьтесь с примерной программой и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и его главной составляющей - учебником (его содержанием и структурой). - Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении чтению, говорению, письму, решению примеров, задач, упражнений. - Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом учебника (делить его на части, составлять план для пересказа, ставить вопросы, искать ключевые слова, составлять диалоги на его основе, решать учебные задачи, составлять схемы, планы). - Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь, справочник. - Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся.

Слайд 18

Рефлексия «Открытый микрофон» 1.Что было полезного? 2. Были ли сложности? 3. Будете ли применять в своей практике?

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

семинар- практикум "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"

Семинар-практикум  для  воспитателей  дошкольного  учреждения, занимающихся  театрализованной  деятельностью  старших  дошкольников...

Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...

Методическая разработка семинара-практикума «Разрешение конфликтных ситуаций «ученик-ученик» на занятиях в творческих коллективах».

Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, реализующим дополнительные образовательные программы художественной направленности (хореография, вокал, театральное искусство и т.п.)....

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...

Семинар-практикум "Я творческий преподаватель"

Семинар- практикум на тему "Я творческий преподаватель". Семинар проводится в форме деловой игры, где говорится о творчесве педагогов и и об их творческом потенциале....