Доклад на тему: Создание развивающей среды в воспитании и образовании обучающихся с ОВЗ на уроках математики
статья

Способность и готовность учителя XXI века дать личности возможность получения образования необходимого уровня и глубины на любом отрезке ее жизнедеятельности становится теперь одной из основных тенденций развития современного образования. А математика воспитывает волевые качества личности, умение преодолевать трудности (не это ли так важно для детей с ОВЗ), путём овладения приёмами постановки и решения задач, развивается интеллект учащихся, формируется культура мышления, эстетическое развитие, базирующееся на способности оценить красоту научных построений и радости от приобретения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sozdanie_razvivayushchey_sredy_na_matematike.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение Липецкой области

«Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями»

«Траектория»

Доклад на тему:

Создание развивающей среды в воспитании и образовании обучающихся

с ОВЗ на уроках математики

Выполнила:

учитель математики

Дубовых Наталия Николаевна

Грязи, 2023

Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Проблемы создания развивающей среды и социализации детей с ОВЗ не новы и достаточно широко всем известны. Более того, с такими проблемами сталкиваются и дети не имеющие ограничений по здоровью. Если ребенок не будет адаптирован к окружающему социуму, у него могут возникнуть проблемы с поведением в обществе. Поэтому в школе учащиеся должны не просто получить образование, а главное получить знания и умения о способах жизнедеятельности в человеческом обществе. А это и есть формирование жизненно важных компетенций, о которых говорит нам ФГОС. Как же может и должна нам помочь в этом вопросе математика?

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Эта фраза, сказанная Ломоносовым более 200 лет назад, актуальна и в наши дни.

Математику применяют все люди без исключения, хотя бы потому, что все считают. Считают яблоки, калории, количество нераскрытых преступлений, прочность конструкций, рекордные секунды и деньги. Ни у кого не вызывает сомнения, что математика нужна будущим рабочим, строителям, инженерам, технологам и другим специалистам различных профессий.

Но задача математики не ограничивается только тем, чтобы научить решать определенные задачи, вычислять логарифмы или интегралы. Главная задача математики - это формирование определённой культуры мышления, повышение общего кругозора, формирование научного мировоззрения. Математика способствует появлению нового знания о природе, обществе и человеке.

Что бы комфортно себя чувствовать в современном обществе, человек должен быть информационно культурным и грамотным, уметь правильно пользоваться сотовым телефоном, банкоматом, компьютером и т. п., а никакая информатика без математики невозможна.

В современном обществе человек должен быть социально и экономически грамотным, что бы уметь планировать семейный бюджет, планировать свою будущую жизнь, а экономика без математики невозможна.

Прошли те времена, когда человек отучившись в школе, получив профессию в училище, техникуме или в ВУЗе, мог спокойно прожить всю жизнь и пользоваться багажом знаний, полученных в начале жизни. В современном обществе, где поток информации каждый день увеличивается в десятки раз, где ежедневно меняются технологии, каждый человек, и мы с вами, как педагоги, в первую очередь, должны быть нацелены на то, что процесс обучения должен стать непрерывным. Что бы в современном обществе чувствовать себя комфортно, учащиеся должны понимать, что для этого им придётся учиться в течении всей своей жизни.

Способность и готовность учителя XXI века дать личности возможность получения образования необходимого уровня и глубины на любом отрезке ее жизнедеятельности становится теперь одной из основных тенденций развития современного образования. А математика воспитывает волевые качества личности, умение преодолевать трудности (не это ли так важно для детей с ОВЗ), путём овладения приёмами постановки и решения задач, развивается интеллект учащихся, формируется культура мышления, эстетическое развитие, базирующееся на способности оценить красоту научных построений и радости от приобретения новых знаний.

Математика, являясь дисциплиной естественно-научного цикла, представляет своим предметом методологию и язык других дисциплин, связи между идеализированными объектами, далеко не однозначно отражающими реальную действительность. В этом смысле место математики - особое даже среди дисциплин естественно-научного цикла. Поэтому обучение математике и содержание математического образования как в начальной, так и в средней школе должны пересматриваться в направлении большей визуализации, наглядного моделирования и раскрытия социального статуса математики.

Продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи, логическая полноценность аргументации, развитие умственных способностей могут быть реальным результатом математического образования при условии его разумной организации.

Преподавание любого раздела математики благотворно сказывается на умственном развитии учащихся, поскольку прививает им навыки ясного логического мышления, необходимого им в дальнейшей жизни. Что бы сделать процесс обучения для детей с ОВЗ более доступным, интересным и увлекательным, я стараюсь на уроках решать больше нестандартных задач, задач с бытовым, производственным содержанием, со связью с другими предметами, применять игровые моменты, написание рефератов, создание проектов. Такие моменты на уроке развивают фантазию учащихся, эстетическое восприятие мира. Таким образом творчество становится востребованным, что порождает состояние успеха, так необходимое для таких детей.

Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения — это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведен без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Такие уроки требуют от учителя большого напряжения, тщательной подготовки к урокам, но результаты ее видны: повышается активность учащихся, проявляется их самостоятельность при овладении учебным материалом.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему я отбираю и совершенствую те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Из различных форм обучения для повышения качества знаний большую роль играет активное вовлечение учащихся в учебную деятельность за счет смены и разнообразия форм общения между учителем и учащимися и между самими учащимися. Ведь именно этого общения зачастую так не хватает детям. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Для формирования социализации очень важен такой вид деятельности, как проектная. Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны.

Вот несколько интересных тем таких проектов:

• Как правильно рассчитать бюджет семьи?

• Сколько стоит косметический ремонт дома (квартиры)?

• Геометрические тела в архитектуре нашего города.

Такая работа всегда приводит к верному решению, прочному усвоению материала - и, самое главное, происходит осмысление и понимание решаемой задачи. Китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю».

К каждому ученику необходимо подходить с безграничной верой. Каждый ребенок может и должен стараться научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником. Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке).

Задача учителя любого предмета, работающего с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе и математики, - показать, что знания, полученные по одному какому-то предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть на них широко использованы. Тогда учащиеся получат не разрозненные знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков.

На уроках математики учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо использовать знания, полученные учащимися на уроках естествознания, географии, истории, рисования, труда, физкультуры и других предметов.

Сведения по этим дисциплинам служат хорошим материалом для составления арифметических задач, примеров. На уроке необходимо создавать ситуации, близкие к жизненным, где учащиеся могут актуализировать имеющиеся математические знания и правильно их применять.

Большое место во время работы учителя с детьми с особыми образовательными потребностями на уроках необходимо отводить формированию расчётно-вычислительных умений и навыков. Это специальные задания с жизненно практическим содержанием. Приведем примеры таких задач – это подсчёт, например, стоимости постройки дачного забора, или оплата коммунальных услуг.

Должное внимание необходимо уделять учителям, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями, на своих уроках формированию контрольно-измерительных умений и навыков при решении жизненно практических задач. К таким измерениям можно отнести – измерения массы разнообразных продуктов на весах; вместимости различных сосудов, определении на глаз длины и ширины класса, спальни, величины угла (геометрия).

Контрольно-измерительные работы способствуют ознакомлению учащихся с измерительными приборами, инструментами, с закономерностями, которые лежат в их основе.

Особое место в коррекционно-воспитательной работе на уроках математике имеет практическая направленность текстовых задач. Такие задачи показывают, где применяются математические знания на производстве и в жизни, способствуют политехнизации обучения и проведению профориентационной работы. При решении задач, как правило, на уроке необходимо проводить с детьми с особыми образовательными потребностями воспитательную беседу, в которой знакомят учеников с требованиями к людям той или иной профессии.

На уроках математики и просто в беседе с учащимися с особыми образовательными потребностями необходимо использовать математическую терминологию, приучать ребят самих пользоваться математическими терминами, выражениями. В окружающей среде дети нередко слышат такие слова, как счёт, подсчёт, учёт, расчёт, количество, величина, число. Ученики должны не только слышать эти слова, но и знать, в какой ситуации они произносятся. С учащимися 7 - 9-х классов необходимо решать задачи по определению бюджета семьи, расходам, которые производит семья на питание, оплату коммунальных услуг и др. Такие задачи способствуют расширению представлений у учащихся с особыми образовательными потребностями об окружающей действительности, обогащают их жизненный опыт.

Большое место на уроках учителям, работающим с учащимися с особыми образовательными потребностями необходимо отводить экономическому воспитанию школьников. Основы бережливости должны воспитывать с раннего детства и школа, и семья. С первых дней пребывания детей в школе учителя и воспитатели должны прививать им бережное отношение к предметам окружающей обстановки, давать понятие о материальных ценностях, материальных затратах, оправданности последних. Уроки геометрии тесно связыны с арифметическим материалом. При изучении геометрических величин (длина, площадь, периметр, объём) – объектами измерений становятся геометрические фигуры. На уроках геометрии измеряются отрезки, стороны многоугольников, рёбра геометрических тел. Педагогические и психологические исследования показывают, что школьники с особыми образовательными потребностями, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач. У них не возникает ассоциаций между определёнными математическими понятиями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. Следовательно, задача и учителя математики, и учителя трудового обучения – создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи создавались. Необходимо, чтобы учитель математики хорошо знал, какими профессиями овладевают учащиеся с особыми образовательными потребностями, в каких видах трудовой деятельности участвуют, с какими орудиями труда, материалами имеют дело, какими измерительными и чертёжными инструментами пользуются, какие изделия изготовляют.

Практическая направленность преподавания математики учащимся с особыми образовательными потребностями, связь этого предмета с жизнью способствуют лучшему усвоению математических знаний, готовит учащихся к жизни, трудовой деятельности. Но основная работа вся впереди. Выстроить процесс обучения под потребности каждого ребенка – вот основная задача образования. От того как она будет решаться, зависит судьба полумиллиона наших детей.

Математика является существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Очевидно, что на уроках математики нужно уделять особое внимание не только формированию знаний, но и формированию социально активной личности осознающей и принимающей ценности патриотизма.

Существует множество способов, приемов и методов реализации патриотического направления при изучении математики. В моей практике превалирует военно-патриотическое воспитание обращенное к событиям Великой Отечественной войны. При организации такой интеграции достаточно подобрать соответствующий инструментарий и перенести задачу математики на отдельные аспекты в изучении истории, чтобы закрепить навыки счета, а также способствовать закреплению материала.

Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

Таким образом, можно заключить, что процесс создания развивающей среды и социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определенных условий организации жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

Не владея математикой, не имея научного мировоззрения, не умея качественно и количественно что-то оценивать, применять в других сферах деятельности, жизни, невозможно в современном обществе стать успешным человеком.


Список литературы:

Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении.Самара: Изд-во СГПУ, 2007.

Белозубов, А. В., Николаев, Д. Г. Система дистанционного обучения // Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007.

Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-метадический и прикладной аспекты. Сб. науч.- метод материалов / под ред. А.Ю. Белогурова и др. –М.: Издательство “Спутник+”,2014.

Левитская А.А. О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами. // Материалы к выступлению директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей на коллегии Министерства образования и науки. М., 2009

Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Куцапкина Людмила Васильевна....

«Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики»

Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики....

Статья на тему: "Развитие творческого потенциала учащихся посредством создания развивающей среды ОУЗ

Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывател...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Доклад на тему «Коррекционно-развивающая среда как средство коррекции и компенсации детей с ОВЗ»

     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и пи...

Доклад на тему «Цифровые технологии в сфере воспитания и образования: тенденции возможности и потенциал при использовании цифровой лаборатории по биологии «РобикЛаб»

Современные цифровые технологии в сфере образования и воспитания открывают новые горизонты для обучения, обеспечивая более глубокое и интерактивное вовлечение учащихся....