Доклад на тему:Создание мотивационной среды для повышения эффективной деятельности учащихся"
статья на тему


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Создание мотивационной среды для повышения эффективной деятельности учреждения»

        Выполнила:преподаватель

        английского языка,Вольского

        медицинского колледжа,

        Назарова Е.В.

Мотивационная образовательная среда представляет собой систему интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, за счет которого происходит поддержание высокого уровня внутренней самомотивации. Для того чтобы развить самомотивацию, необходимо несколько составляющих: создание условий появления установки на качественную деятельность, формирования чувства ответственности перед самим собой, появление возможности видеть конечный результат в краткосрочной перспективе и понимание способов его достижения. В качестве эффективного инструмента создания мотивационной образовательной среды могут выступать интеллектуальные педагогические игровые технологии, элементы «клубного» управления, инновационные подходы к системе оценки успешности ученика, в результате применения которых возникает интеллектуально-мотивационная образовательная среда [2].

Я убеждена, что необходима разработка полноценных методических комплексов внедрения интеллектуально игровых техник в учебный процесс, разработка схем и моделей уроков, подготовка тьюторов и разработка рекомендаций для учителей-предметников и педагогов дополнительного образования. Требуется детальное изучение потенциальных возможностей полноценной организации интеллектуально-мотивационной образовательной среды как с точки зрения расширения охвата участников образовательного процесса (среднее звено, начальная школа), так и с учетом преемственности (ведения класса в течение нескольких лет, всего времени обучения). Нами был проведен эксперимент по внедрению элементов интеллектуально-мотивационной образовательной среды в старших классах.

Цель данного эксперимента — проверить на практике эффективность применения элементов интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении, т. е. либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо опровергнуть.

Экспериментальной базой проекта стали: студенты  «ГАОУСПО Вольский медицинский колледж» Вольского района, города Вольска .

Запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие способности к концентрации и устойчивости («Десять слов» Лурия, Корректурная проба Бурдона).

Вербальный и невербальный интеллект, логическое мышление, образное мышление, нахождение взаимосвязей, «понятливость» (Тест умственного развития, шкала интеллекта Дэвида Векслера — WechslerAdultIntelligenceScale (WAIS))

Развитие стрессо-устойчивости

Различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия, волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, боязнь отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников (тест школьной тревожности Филипса).

Развитие эрудиции

Общий уровень предметных и межпредметных  знаний, понимание «взаимозаменяемости» знаний, уровень кругозора, способность к «выходу из плоскости» (тест по остаточным знаниям, игровое и викторинное тестирование, опросник эрудиции).

Развитие мотивации

Степень заинтересованности в различных сторонах образовательного процесса, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, посещение кружков, факультативов, элективов, семинаров, дополнительных занятий, стремление к самостоятельной проектной деятельности (портфолио по итогам года, характеристики со стороны преподавателей).

В начале каждого экспериментального учебного года проводилось диагностирование по пяти рассматриваемым блокам. Внутри каждого блока проводилась внутренняя группировка учащихся потрем уровням: высокий, средний и низкий (в соответствии с усредненной адаптированной системой оценок для каждого конкретного метода диагностики).

На формирующем этапе экспериментальной работы были разработаны методические материалы, позволяющие ввести в учебный процесс интеллектуальные игровые педагогические техники; проводились регулярные внеклассные мероприятия интеллектуально-игровой направленности (внутренние чемпионаты, лиги, кубки); действовала клубная структура (включая «тренинги», «выездные турниры», «дни интеллекта»); была апробирована игровая модель оценки усвоения знаний, применялась адаптированная обобщающая балльно-рейтинговая система [1]. Иными словами была сделана попытка создания единого интеллектуально-мотивационного образовательного пространства, изменения самого восприятия образовательного процесса со стороны его участников.

В ходе эксперимента у учащихся было отмечено повышение мотивации обучения, активности учебной работы во время и после уроков, как следствие улучшилось качество их подготовки по учебным дисциплинам.

На заключительном этапе работы было проведено повторное диагностирование учеников по всем блокам эксперимента, показавшее, что при сопоставлении двух примерно одинаковых групп в течение одного года показатели по всем пяти блокам изучения у экспериментальной группы становятся заметно выше, чем у контрольной группы, при этом наибольший рост наблюдается для среднего уровня.

Экспериментальная проверка внедрения элементов интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательной школе показала ее эффективность при соблюдении комплекса условий: интеграция процессов основного и дополнительного образования, наличия согласованных действий учителя и педагога дополнительного образования;

организация и постоянное функционирование многоплановой системы клубов интеллектуального творчества, организующих активную состязательно-развивающую среду;

внедрение в методику работы учителя инновационных интеллектуальных игровых педагогических техник, модернизация образовательного процесса с учетом опыта интеллектуально-игровой практики клубов интеллектуальных игр — движения «знатоков»;

дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, ориентация на работу с «подвижными» микрогруппами;

наличие системы мониторинга динамики изменений успешности ученика по основным критериям конкурентоспособности, изменение системы оценивания достижений, отслеживания индивидуального рейтинга;

подготовка учителей к работе в новых условиях, адаптация их к требованиям интеллектуально-мотивационной образовательной среды, повышение познавательной активности в учебном процессе.

Результаты опытно-экспериментального исследования подтверж­дают выдвинутую гипотезу о действенности выбранного подхода в организации интеллектуально-мотивационной образовательной среды, повышающей качество школьного образования. Одновременно можно говорить об определении направлений последующего развития исследуемой проблемы. Вместе с тем, намечаются пути дальнейшей разработки исследуемой проблемы.

 

Список литературы:

Храпаль Л.Р. Стратегия социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования как института социализации // Вестник Поморского университета. 2009. № 11. С. 282—287.

Храпаль Л.Р. Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей специалистов как сложный социокультурный процесс интеграции // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 1. С. 221—224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»

Огромное значение имеет применение  ИКТ на уроках  биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...

Образовательное пространство как одна из форм повышения эффективной деятельности педагога по повышению качества знаний учащихся.

Ни для кого не секрет, что литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, способствует воспитанию патриотических чувств у школьника...

Доклад. Тема: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды»

     Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующуюжизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят вшколе значител...

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"

Доклад на тему "Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования"...

Выступление на МО воспитателей Тема: «Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества»

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными...