Методические рекомендации по выполнению реферата
методическая разработка
Данные методические рекомендации предназначены для студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по учебным дисциплинам Химия, География, Биология, Экология.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 158 КБ |
Предварительный просмотр:
| Министерство образования и науки Республики Бурятия | СК - УПД-СРС-2.5.-22 | |
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» | лист | листов всего | |
Методические рекомендации по выполнению рефератов для самостоятельной работы студентов | |||
Экземпляр №_______ | |||
«Методические рекомендации по выполнению реферата»
Подготовила:
Симонова М. А., преподаватель естественно-научных дисциплин высшей квалификационной категории
Данные методические рекомендации предназначены для студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по учебным дисциплинам Химия, География, Биология, Экология.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Реферат должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата представлен в таблице.
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 2 |
Основная часть | 5-10 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
● обосновывается актуальность выбранной темы;
● определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
● описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
● кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферата и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "Основная часть" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел обучающийся в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
● на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
● размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
● междустрочный интервал - одинарный
● поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
● отформатировано по ширине листа
● на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
● в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
● нумерация страниц текста
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
4.адреса, использованных сайтов и электронных источников информации
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение начинается с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами и правильным оформлением.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер и имеются отклонения в оформлении реферата.
Темы рефератов для самостоятельной работы студентов по Химии
-Биотехнология и генная инженерия - технологии XXI века.
-Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
-Современные методы обеззараживания воды.
-Аллотропия металлов.
-Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
-«Периодическому закону будущее не грозит разрушением...».
-Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков.
-Изотопы водорода. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
-Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
-Плазма - четвертое состояние вещества.
-Аморфные вещества в природе, технике, быту.
-Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
-Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
-Защита озонового экрана от химического загрязнения.
-Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
-Косметические гели.
- Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
-Минералы и горные породы как основа литосферы.
-Растворы вокруг нас. Типы растворов.
-Вода как реагент и как среда для химического процесса.
-Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
-Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
-Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
-Серная кислота - «хлеб химической промышленности».
-Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
-Оксиды и соли как строительные материалы.
- История гипса.
-Поваренная соль как химическое сырье.
-Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
-Реакции горения на производстве и в быту
-Виртуальное моделирование химических процессов.
-Электролиз растворов электролитов.
-Электролиз расплавов электролитов.
-Практическое применение электролиза :рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
-История получения и производства алюминия.
-Электролитическое получение и рафинирование меди.
-Жизнь и деятельность Г. Дэви.
-Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
-История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.
-История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
-Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
-Инертные или благородные газы.
-Рождающие соли - галогены.
-История шведской спички.
-История возникновения и развития органической химии.
- Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
-Витализм и его крах.
-Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
-Современные представления о теории химического строения.
-Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
- Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
- История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
-Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
-Углеводородное топливо, его виды и назначение.
-Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
-Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
-Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.
-Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
Темы рефератов для самостоятельной работы студентов по Географии
-Новейшие изменения политической карты мира
-Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира
-Типы природопользования в различных регионах и странах мира
-Особенности современного воспроизводства мирового населения
-Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты
-Качество жизни населения в различных странах и регионах мира
-Языки народов мира
-Современные международные миграции населения
-Особенности урбанизации в развивающихся странах
-Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира
-Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки
-«Мировые города» и их роль в современном мировом развитии
-Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства
-Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа
-Крупнейшие автомобилестроительные компании мира
-Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства
-Международный туризм в различных странах и регионах мира
- «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы
-Запад и Восток Германии сегодня
-Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии
-Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае
-Особенности политической карты Африки
-Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки
-Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»
-Географический рисунок хозяйства США
-Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки
-Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии
-Особенности современного экономико-географического положения России
-Внешняя торговля товарами России
-Глобальная проблема изменения климата.
Темы рефератов для самостоятельной работы студентов
по Биологии
-Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
-Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
-История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
-«Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях.
- Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
-Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
-Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
-Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
-Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
-Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
-Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
-Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.
-Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
-Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
-Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
-Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
-Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
-Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
-Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Темы рефератов для самостоятельной работы студентов
по Экологии
-Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
-Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
-Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
-Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
-Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
-История и развитие концепции устойчивого развития
-Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему.
-Основные экологические приоритеты современного мира.
-Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
-Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
-Популяция как экологическая единица.
-Причины возникновения экологических проблем в городе.
-Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
-Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
-Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
-Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
-Система контроля экологической безопасности в России.
-Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
-Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
-Структура экологической системы.
-Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
-Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
-Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к написанию реферата по социальной психологии.
В данном материале представлены тематика рефератов по курсу "Социальная психология", примерный план и литература к каждой теме и основные требования к написанию....

Методические рекомендации для написания рефератов по дисциплине "Основы микробиологии"
В данном пособии даны рекомендации по составлению и содержанию реферата, требования к оформлению и тематика рефератов по данной дисциплине....

Методические рекомендации при написании рефератов по ОБЖ
Одной из форм самостоятельной работы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности» является реферат (выступление, доклад, сообщение).Цель такого вида самост...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ...

Методические рекомендации по написанию реферата по обществознанию.
Методические рекомендации учащимся по написанию реферата....

Методическая рекомендации по выполнению реферата
В методических рекомендациях рассмотрен порядок подбора материала, систематизации и оформлению рефератов....

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
