Проект Взаимосвязь развития молодого педагога в сельской местности и социальных объединений разных уровней
материал

Взаимосвязь развития молодого педагога в сельской местности и социальных объединений разных уровней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: Взаимосвязь развития молодого педагога в сельской местности и социальных объединений разных уровней

                                             

                                                Подготовил:

                                                            Учитель истории Жуков  Николай

                                                                                                      Борисович

2022

Взаимосвязь развития молодого педагога в сельской местности и социальных объединений разных уровней

Актуальность

Сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.

Но, к сожалению, в наше время очень актуальной проблемой в сфере образования является то, что по статистике учителя в России продолжают «стареть». Если в 80-х средний возраст педагога составлял 35 лет, то в 2000-х эта цифра поднялась до 50, предпенсионный возраст, и профессионалам порой некому передать свой бесценный опыт. Многие выпускники педагогических училищ, университетов не идут работать по профессии, а если и приходят в школу, то остаются лишь единицы. Отсюда вытекает вопрос - «С чем связано такое положение в сфере образования?» Конечно же, трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты. По опросам основными причинами являются  и зарплата, и проблемы досуга, и отсутствие социального благоустройства. В ряду этих проблем не последнее место занимают сложности, связанные с профессиональной адаптацией молодого педагога. Молодому специалисту бывает сложно найти общий язык с детьми, разобраться в современных тенденциях развития образования, сориентироваться в новом коллективе. Этот список тоже можно продолжить. Эти проблемы пугают молодых и становятся одной из веских причин ухода молодого специалиста из школы.

Самое страшное, что молодой педагог полностью разочаровывается в свой профессии, и уходит работать в другую сферу деятельности.  

Цель нашего проекта: поиск эффективных мер помощи в адаптации молодым учителям на селе. Сейчас есть различные формы помощи молодым, это различные программы, наставничество и.т.д. В сельской местности в решении этих проблем по-нашему проекту большую помощь может оказать сотрудничество молодых педагогов с молодёжным советом, педагогическим клубом и др.

Только совместное сотрудничество позволит решить многие проблемы учителя, конечно же, не маловажную - это профессиональная адаптация и развитие педагога.

Задачи нашего проекта таковы: Развитие молодого педагога, через  все сферы профессиональной деятельности; а также формирование и воспитание у молодых учителей потребности в непрерывном самообразовании, и творческом раскрытии.

Мы считаем, что можно выделить главные векторы развития молодого учителя:

1 вектор – специальный: молодому учителю крайне важен рост уровня специальных знаний по своему предмету.

2 вектор – дидактический: приобретение знании, касающихся прав человека молодого специалиста молодой семьи и др. является в наше время.

3 вектор - социальный. Развитие личности, происходит через взаимодействие молодого учителя и сельской культуры.

4 вектор-  духовный. Семья-основной институт сельского общества. Семья укрепляет село, развивает его.

5 вектор -  психология общения. «Встречают по одёжке….» звучит знаменита поговорка

Мы думаем, что каждый вектор важен, и для каждого из них необходимо найти ту сферу, которая в наибольшей степени поможет учителю в решении проблем развития данного вектора. И самое главное: мы отчетливо понимаем, что замыкаться в одной школе нельзя, это резко обедняет условия развития молодого учителя. Не дать времени учителю жалеть себя и пересчитывать свои несчастья и обиды, а занять его время как внутри школы, так и внутри села. 

Для решения поставленных нами задач, мы создали схему, которая является опорой нашего проекта.  

Личностно-профессиональное развитие молодого учителя в сельской местности, по нашему проекту, делится на несколько векторов:

1.Специальный вектор. Специфика работы молодого учителя в условиях сельской школы имеет свои плюсы и минусы. Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2-3 предмета, в них единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Учительские коллективы сельских школ в среднем насчитывают 12-15 человек (городские 35-40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно. Сложнее сельским педагогам поддерживать связь с различными методическим службами, библиотеками. В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Педагогический Клуб предоставляют возможность развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между специалистами. Этому будет способствовать спокойная обстановка, условия свободного участия без принуждения, выбор тем для обсуждения с учетом общих интересов. Такие встречи могут проходить в доброжелательной эмоциональной атмосфере, что само по себе является притягательным для людей. Обмен  опытом, мнениями  в клубе происходит открыто и без опасений за возможные социальные или профессиональные последствия.

Такой способ оказания взаимопомощи  молодыми педагогами позволяет сделать вывод о необходимости  обеспечивания межличностного и межпрофессионального взаимодействие,  и личностному росту специалистов.

Сейчас молодые педагоги нашего района по большому счету изолированы друг от друга. Многие работают в своем учреждении и не могут даже познакомиться со своими коллегами, не говоря уже о проведении совместного мероприятия. Поэтому наш проект поможет в знакомстве педагогов друг с другом, поможет в решении профессиональных и других проблем.  Педагогический клуб дает возможность найти друзей, открывает возможности для самореализации, презентации своих идей и проектов.

 В течение всего учебного года  для  педагогов могут проходить различные  семинары, педагогические игры, консультации. Нашим старшим профессионалам - педагогам есть чем поделиться с молодыми. Их опыт – это бесценная основа районного образования.

2. Второй вектор – дидактический. Учителю не хватает методический знаний, навыков, приемов работы. В каждой школе за молодыми педагогами закреплены наставники, которые оказывают содействие в грамотном построении работы с учетом нормативно-правовой документации, модели работы педагога школы, традиций учреждения образования, необходимости систематического контакта со смежными специалистами школы, а также специфики использования методов и технологий в практической деятельности с детьми, их родителями и педагогическим коллективом. В настоящее время в нашем районе существует проблема обновления кадрового состава образовательных учреждений. Многие выпускники педагогических вузов пытаются реализовывать себя в других сферах. Основываясь на результатах анкетирования, проведенного в нескольких школах района, основными причинами оттока молодежи с педагогической платформы является низкая заработная плата и отсутствие средств на приобретение жилья. Бытовые проблемы, с которыми сталкивается молодые учителя, возможно, решить при сотрудничестве Совета молодых педагогов муниципального района. Через совет,  решить многие вопросы, которые и отпугивают молодых специалистов от нашей благородной профессии. Сотрудничество с органами сельской, районной администрации сможет помочь молодым педагогам в приобретении жилья, получения субсидии, предусмотренных для учителей. Также различные встречи с юристами, нотариусами, представителями полиции, на которых будет происходить обсуждение вопросов, касающихся прав человека, молодых специалистов, семей. Совет поможет закрепить молодые кадры, особенно в сельской местности. Обеспечение участия молодых педагогов в акциях профсоюзов, учитывая проблемы молодых педагогов при выдвижении требований. Тесный контакт с местной прессой позволит  привлечь к сотрудничеству других молодых педагогов. Многие учителя с помощью местной газеты могут совершенствовать себя в журналистике. Сейчас молодые педагоги нашего района по большому счету изолированы друг от друга. Многие работают в своем учреждении и не могут даже познакомиться со своими коллегами, не говоря уже о проведении совместного мероприятия. Поэтому наш проект поможет в знакомстве педагогов друг с другом, поможет в решении профессиональных и других проблем.  Педагогический клуб дает возможность найти друзей

3.Третий вектор - Социальное развитие.  Здесь нам поможет Молодёжный совет села, состоящий из старшеклассников, сельской молодёжи.

 Активное участие молодых педагогов в различных мероприятиях. Например:  праздник Села, участие в конкурсах, выезды на природу, народный хор большую роль придаёт единению молодых педагогов с односельчанами.

Через совет села, происходит решение проблемы адаптации молодого педагога на селе. Работа Совета сможет организовать содержательный досуг молодых педагогов, развитие их общественной и социальной активности, регулярно  проводить вечера, встречи и «дни здоровья» молодежи. Также сохранение исторических памятников является общей работой совета и молодых учителей. Молодежный совет обеспечит проведение различных спортивных мероприятий, туристических слетов молодых педагогов, обсуждение правовых вопросов в рамках профсоюзных кружков, методические рекомендации и помощь молодым педагогам, культурно-массовую работу. Организация и проведение шефской работы над ветеранами Великой отечественной войны и пожилых    людей, пенсионеров. Молодёжный совет оказывает поддержку интеллектуального, творческого развития молодых учителей; выявление и развитие индивидуальных личностей среди молодых специалистов. Совет проводит мероприятия по организации и проведению молодежных конкурсов, семинаров, совещаний и фестивалей по различным направлениям. Участие молодого учителя  в общем деле формирует в нём такие качества как солидарность, ответственность, отзывчивость. Тем самым, адаптация педагога происходит в тёплой обстановке односельчан, коллег, которые способствуют личностному развитию учителя.  

  4.Четвёртый вектор - Духовное развитие. В сельской местности, где как положено, знают друг друга все, личность учителя является не только примером для подражания, но и зачастую эталоном духовности, интеллигентности, гуманизма..  Для этого мы предлагаем создать Неофициальный семейный совет. Исключительно велика роль сельского учителя в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.
Молодые педагоги и педагоги-психологи должны стать самой активной культурной силой в деревне, проводниками в массы государственной социальной, семейной политики. Современные исследования показывают, что сельские жители, особенно сельская молодежь, ориентируются на творческое содержание труда, что соответствует общей тенденции изменения отношения к труду во всех социальных группах общества. Труд по способности и склонности, отношение к нему как к средству социального самоутверждения и общественного признания – основа проявления творческого отношения к труду и превращения его в первую жизненную потребность. Такой совет может объединять3-5 семей, близких друг другу по целевым установкам. Мы думаем, что не только совместное празднование семейных праздников будет основной целью этого клуба, но и совместное решение хозяйственных проблем, проблем воспитания детей и организации досуга детей, создание небольшого фонда и т.д.

Также в развитии этого вектора велика роль, как нам представляется, сферы семейных династий. На селе всегда были, и остаются важнейшим институтом «кланы» - семьи, которые имеют длинную историю, многочисленность, к ним прислушиваются при решении многих вопросов, касающихся села. Например, сельские сходы, сельские советы, выбор представителей власти, помощь в организации жизни села

5. Пятый вектор -  психология общения. В нашей схеме этот вектор не закрыт сферой, т.к. мы считаем, что все нами указанные сферы реально помогают этому вектору развития молодого учителя. И мы думаем, что трудно переоценить роль  психологических семинаров, лекций, упражнений. 

Огромный вклад в развитие молодого педагога вносит внешность, манеры, походка, речь, голос, жесты, мимика, одежда, прическа, осанка, походка.  Для этого мы и предлагаем проведение различных семинаров, лекции, упражнений, способствующих развитию педагога, как профессионала, так и личности.   Это будет способствовать пониманию педагогами самих себя и окружающих людей. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем. Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные качества. В простой, тёплой обстановке  педагоги могут делиться вкусами стиля. В перспективах – встречи с представителями салонов красоты, косметических кампаний и т.д. В селе  учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому, сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!

Таким образом, многовекторность развития молодого учителя на селе должна быть «закрыта» «многосферностью» социальных объединений, как районного уровня, так и сельского, и школьного.

Реализация нашего проекта не требует значительных финансовых затрат. Разумеется, расходы на бумагу и печать входят сюда, но они незначительны. Максимум, что нужно для его работы это энтузиазм молодых учителей, помощь со стороны учителей с многолетним опытом, администрации села, района, и, конечно же, отзывчивость односельчан.

Ведь село - это одна  большая семья и его благополучие зависит от каждого жителя. А учитель и является ядром сельского общества. Я сам молодой учитель на селе, работаю второй год, очень хорошо понимаю все те проблемы, которые описываю в данном проекте. Я хочу, чтобы реализация моего проекта помогла не только мне, но и другим моим коллегам на селе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Траектории развития молодого педагога

Доклад на по теме "Траектории развития молого педагога"...

Траектории развития молодого педагога (презентация)

Презентация для доклада "Траектории развития молодого педагога"...

Траектория развития молодого педагога

Пути развития молодого педагога в образовательном учреждении...

Профессиональное развитие молодых педагогов

Создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. ...

Наставничество. Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития молодого педагога

Индивидуальный образовательный маршрут становления и развития профессиональный компетенций молодого педагога...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Являюсь  наставником молодого специалиста (форма «Учитель-учитель). Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специали...

Тезисы выступления Основные направления Национального проекта «Образование» (для молодых педагогов), Национальный проект «Образование»: Новый Вектор Развития

Национальный проект «Образование» обеспечивает в первую очередь достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению в...