«Технология модульного обучения в практике работы учителя математики»
статья
Блочно-модульная технология позволяет развивать самостоятельность учащихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе, повышает их познавательную активность. Соблюдается право ученика на выбор уровня овладения содержанием, тем самым на уроках создается ситуация успеха, что способствует самореализации ученика и мотивации учения. Задания на всех этапах урока дифференцированы по уровням сложности, домашнее задание тоже дифференцировано, ученик имеет свободный выбор объема, уровня трудности и характера заданий. На каждом этапе урока применяются различные формы контроля: контроль со стороны учителя, затем взаимоконтроль в парной работе, и, наконец, самоконтроль, что способствует активизации учащихся, развиваются навыки коллективной работы, ученик учится правильно распределять время работы над заданиями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ г. УЛАН-УДЭ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. УЛАН - УДЭ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Тема: Технология модульного обучения в практике работы учителя математики
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Процесс обучения - процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Движущие силы учения -это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.
Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний.
Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах П.А. Юцявичене (1989, 1990), Т.И. Шамовой (1994), П.И. Третьякова и И.В. Сенновского (1997).
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровье сберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии (классно-урочная система)
В практике своей работы использую технологию модульного обучения.
Блочно-модульная технология позволяет развивать самостоятельность учащихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе, повышает их познавательную активность. Соблюдается право ученика на выбор уровня овладения содержанием, тем самым на уроках создается ситуация успеха, что способствует самореализации ученика и мотивации учения. Задания на всех этапах урока дифференцированы по уровням сложности, домашнее задание тоже дифференцировано, ученик имеет свободный выбор объема, уровня трудности и характера заданий. На каждом этапе урока применяются различные формы контроля: контроль со стороны учителя, затем взаимоконтроль в парной работе, и, наконец, самоконтроль, что способствует активизации учащихся, развиваются навыки коллективной работы, ученик учится правильно распределять время работы над заданиями. В течение всего урока учащиеся сами оценивают свою работу и результаты оценивания заносятся в индивидуальный контрольно-оценочный лист. Модульная технология позволяет экономить учебное время на 30%, так как урок разбивается на микромодули, у каждого из которых своя четко заданная цель, свой вид самостоятельной деятельности, требующий мобилизации знаний и умений, указаны способы взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе.
Блочно-модульное планирование - это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса.
Например, Тема: «Решение систем уравнений второй степени способом сложения и способом введения новой переменной»
Значение урока. Применение модульного обучения позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении математики. На данном этапе ученики уже освоили базовый уровень решения систем уравнений. Поэтому на данном уроке ученики имеют возможность проверить свой базовый уровень усвоения темы и познакомиться с новыми способам решения систем уравнений с двумя переменными (повышенный уровень) в оптимальном для себя темпе. Применение технологии модульного обучения включает каждого школьника в осознанную учебную деятельность, формирует у каждого школьника навыки самообучения и самоконтроля. В результате овладения содержанием модуля ученики должны уметь:
I-уровень решать системы уравнений с двумя переменными способом подстановки и
графическим способом по алгоритму
II-уровень решать систему уравнений с двумя переменными, где оба уравнения второй степени, выбирая самостоятельно способ решения
III-уровень применять полученные знания в нестандандартных ситуациях
Цель урока:
Отрабатывать навыки решения систем уравнений способом подстановки и графическим способом
Обеспечить усвоение учащимися других способов решения систем уравнений второй степени различными способами
Формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля
Включать каждого ученика в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
План урока:
1). Актуализация знаний
2). Мотивационная беседа, постановка цели урока
3). Входной контроль
4). Изучение нового материала (задание 1 и 2)
5). Итоговый контроль
6). Рефлексия
7). Домашнее задание
Содержание урока: 1. Актуализация знаний. Фронтальная работа с классом, в это время помощники (выбранные из учеников проверяют выборочно домашнее задание).
Что называют решение систему равнений второй степени
Что значит решить систему уравнений
Какие вы знаете способы решения систем
Как решить систему способом подстановки
Как решить систему графическим способом
Мотивационная беседа, постановка цели урока: Ребята мы уже умеем решать системы уравнений графическим способом и способом подстановки. Посмотрите на систему уравнений
Каким способом, возможно, её решить. Действительно решать данную систему известными способами не удается. Существуют и другие способы решения систем уравнений второй степени, с которыми мы познакомимся на этом уроке. Цель нашего урока проверить базовый уровень усвоения темы и научиться решать системы новыми способами
Входной контроль Цель: оценить исходный уровень ваших знаний по решению систем уравнений второй степени
1 вариант.
1. (1 балл) На рисунке изображены графики двух функций.
Используя эти графики решить систему уравнений
2. (1 балл) Решить систему уравнений
А). (2;3); (-2;-3) Б). (3;2);(2;3) В) (3;2); (-3;-2)
3. (2 балла) Решить систему уравнений
4. Изучение нового материала. Цель: научиться применять способ сложения при решении систем уравнений с двумя переменными второй степени.
Блок 1 Если система состоит из двух уравнений второй степени с двумя переменными, то найти её решения бывает очень трудно. В отдельных случаях найти её решения можно применив способ сложения
(выполним сложение этих уравнений). Ответ: (4;-1), (4;1), (-4;1) , (-4;-1).
При применении способа сложения получаем равносильное уравнение, из которых легче выразить одну из переменных. Самостоятельно решаем систему (3 балла)
Ответ: (6;5),(6;-5),(-6;5) (-6;-5)
Проверяем решения, если решил верно, то записываем себе в карточку-зачетку три балла.
Блок 2. Цель: научиться решать системы уравнений с двумя переменными с применением способа введения новой переменной. При решении систем уравнений второй степени часто используется способ введения новой переменной.
В данной системе выражать одну переменную через другую достаточно сложно. Поэтому введем новую переменную. Обозначим каждое из выражений новой буквой
Получим систему уравнений
Ответ: (5;-2)
Если решение получено самостоятельно, то 4 балла. Если учитель, один раз помог ученику, 3 балла. Если же ученик, самостоятельно без помощи учителя не смог решить, то только 1 балл.
Итоговый контроль. Цель: оценить уровень усвоения нового материала.
1. (4 балла) Решить систему способом сложения
2. (4 балла) Решить систему уравнений способом введения новой переменной
Проверьте задание и поставьте набранное количество себе в карточку-зачетку
Рефлексия
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога
Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога...
Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя английского языка"
Приемы и методы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся"...

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы
Технология проблемного обучения (из практики учителя русского языка илитературы)...
Статья на тему "Технология проблемного обучения в практике работы учителя истории и обществознания"
Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаниевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В...
Технология модульного обучения в практике работы учителя математики.
Из опыта работы....

Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"
Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...











