«Применение интернет - ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний учащихся»
статья
В основе развивающего обучения лежит деятельностный способ обучения. Применение методик развивающего характера позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.
Новый уровень развития цивилизации ставит пред школой новые задачи. В первую очередь это применение различных форм информационных и коммуникативных технологий, для развития познавательной активности обучающихся.
ИКТ позволяют решать различные педагогические задачи, создают качественно новые направления творчества, делают возможным применение иных форм и методов обучения, способствуют профессиональному росту учителя и развитию личности обучаемого, подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4»
«Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний учащихся»
Учитель русского языка и литературы
Соловьева Анастасия Алексеевна
МБОУ «Кингисеппская средняя
общеобразовательная школа №4»
Кингисепп
2025
«Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний учащихся»
Современное образование претерпевает значительные изменения благодаря развитию информационных технологий. Интернет стал незаменимым инструментом для педагогов и учеников, предоставляя доступ к огромному количеству образовательных материалов, способствуя интерактивности уроков и повышению мотивации обучающихся. Эффективность учебного процесса во многом зависит от грамотного использования онлайн-ресурсов.
В основе развивающего обучения лежит деятельностный способ обучения. Применение методик развивающего характера позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.
ИКТ позволяют решать различные педагогические задачи, создают качественно новые направления творчества, делают возможным применение иных форм и методов обучения, способствуют профессиональному росту учителя и развитию личности обучаемого, подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества
Основные направления использования ИКТ в учебном процессе:
- при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
- проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа;
- закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
- система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
- самостоятельная работа учащихся
- тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Важнейшие задачи информатизации образования:
1) повышение качества знаний на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
— раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки.
Одним из направлений применения ИКТ на уроке являются Интерактивные технологии.
Основные виды интернет-ресурсов
Электронные учебники и учебные платформы
Электронные версии учебных пособий позволяют оперативно обновлять содержание материала, включать мультимедийные элементы (видео, анимацию), обеспечивая наглядность изучаемого предмета. Примеры платформ: «Российская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру».
Преимущества: повышение интереса учащихся, возможность индивидуального подхода к обучению, оперативное получение обратной связи.
Недостатки: необходимость наличия стабильного интернет-соединения, возможные технические сбои.
Образовательные порталы и форумы
Такие ресурсы предоставляют материалы для подготовки к экзаменам, конкурсы, олимпиады, обсуждения различных вопросов педагогики и методики преподавания. Например, портал «ФИПИ», ресурс «Решу ЕГЭ».
Преимущества: доступность актуальной информации, развитие коммуникативных навыков, поддержка творческой активности школьников.
Недостатки: риск попадания недостоверной информации, чрезмерная нагрузка информацией.
Онлайн-тренажёры и тесты
Использование виртуальных тренажёров помогает ученикам закрепить знания, проверить уровень усвоенного материала. Ресурсы типа «Мобильный репетитор», «Открытый класс» обеспечивают автоматизированную проверку заданий.
Преимущества: индивидуализация учебного процесса, экономия времени учителя на проверке работ, объективность оценки.
Недостатки: зависимость результатов от уровня цифровой компетентности учащегося.
Социальные сети и мессенджеры
Социальные медиа открывают возможности для общения между учениками и учителями вне рамок школьных занятий, организации групповых проектов, обмена опытом. Однако важно учитывать риски безопасности персональных данных.
Преимущества: расширение форм взаимодействия, развитие навыков самоорганизации и сотрудничества.
Недостатки: отвлечение внимания учащихся, опасность кибербуллинга.
Интерактивная доска
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным.
Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой:
∙ Выполнение тестовых заданий на доске.
∙ Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.
∙ Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты и тд.
Одним из вариантов применения интерактивной доски на уроке является использование так называемых Интернет-сервисов веб 2.0.
Они являются универсальными инструментами, включение которых в образовательный процесс позволяет быстро и с минимальными затратами решать различные педагогические задачи.
Цели использования сервисов Веб 2.0 на уроках можно разделить на следующие категории:
1. Подготовка к уроку: планирование урока; поиск и работа с источниками учебных материалов; подготовка дидактических материалов; хранение учебных материалов; распространение опыта работы. В данной работе будет целесообразно использование различных таблиц, диаграмм, карт знаний, списков. Поэтому возможно использование таких групп сервисов как: документ-сервисы (DocMe, Google), дидактические игры и занятия (LearningApps, ProProfs, Фабрика кроссвордов и т.д.).
2. Обучение: проведение классных занятий; организация совместной работы; информационное обеспечение урока. На данном этапе помогут такие сервисы как: виртуальные доски; дидактические игры и занятия; визуализация данных (WordItOut, Wordle) и прочие.
3. Оценка и контроль знаний: подготовка и проведение контрольных мероприятий, тестирование. Данной категории целей отвечают такие сервисы как: тесты и опросники («Твой тест», Simpoll, «Банк тестов.Ru»), дидактические игры и занятия.
При подготовке плана урока очень важно правильно выбрать именно тот ресурс, который поможет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и в полной мере выполнить поставленные цели, задачи. При этом следует учитывать, отвечает ли выбранный ресурс основным требованиям методики преподавания предметам и на каком этапе урока его использовать.
Чтобы выбрать наиболее подходящий ресурс, необходимо провести анализ Интернет-сервисов, выделить их основные направления, методы их использования на уроке, выбрать наиболее понятные и доступные.
Сталкиваясь с рядом таких трудностей, педагог, не компетентный в данном вопросе, склонен вовсе отказаться от использования интернет-сервисов на уроке, вернуться к старым методам и формам обучения. Наиболее популярным инструментом учителя на уроке является презентация, но именно из-за такой популярности интерес учащихся к ней угасает. Отсутствие новизны в обучении снижает уровень их интереса к изучаемому предмету.
Именно поэтому, изучение форм и методов использования интернет-сервисов в образовании является актуальной. От компетентности педагога в данном вопросе зависит качество и эффективность организации современного процесса обучения.
В качестве базовых – можно выделить следующие критерии отбора:
- программный продукт должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- содержание должно иметь высокий научно-теоретический уровень и быть методически грамотно структурированым;
- материал должен предусматривать возможность выбора объема, темпа и последовательности изучения материала;
- ресурс должен иметь удобный, дружественный интерфейс, обучаемый не должен испытывать затруднений в процессе управления программой, не терять интереса и уверенности в своих силах, что особенно важно для младшего школьника.
Сайты, на которых можно создать интерактивные задания:
1. Виртуальные доски: Popplet, WikiWall, Writeboard, RealtimeBoard
2. Графические редакторы (+анимация, коллажи): artPad, FotoTricks, Glogster, ImageChef, Photoshop, Picadilio, Smore
3. Презентации, публикации, видеоролики (mix): Animoto, Calameo, Magnoto, Prezi, PhotoPeach, Slideshare
4. Офисные технологии, документ-сервисы: DocMe, Google Документы, SkyDrive
5. Органайзеры, информеры: DreamsBoard, Google календарь, LinoIt
6. Работа с группами, планировщики, закладки: BobrDobr, Google группы, Symbaloo, Stixy
7. Визуализация данных: Сacoo, Mind42, Mindomo, WordCloud, Word It Out
8. Вебинары, конференции, встречи: AnyMeeting, Joint.me, Onwebinar, Tinychat
9. Карты: Googleкарты, Quickmaps, Wikimapia
10. Сайты, блоги, визитки: Blogger, OnePage, Tumblr, Wix
11. Тесты, опросники: Google форма, Pollservice, Simpoll, Webanketa
12. Мультимедиа сервисы: Mp3Cut, Playcast, Widgetbox, ZooBurst, Loopster
13. Дидактические игры и занятия: BrainFlips, Flashcard Machine, JeopardyLabs, JigsawPlanet, LearningApps, ProProfs, PuzzleCreation, Wixie, Zondle, Фабрика кроссвордов и т.д.
Одним из самых популярных и доступных является сервис LearningApps. LearningApps – сервис позволяет по имеющимся шаблонам создавать интерактивные учебно-методические пособия по темам. Шаблоны включают в себя работу с мультимедиа файлами. Инструменты сервиса разнообразны – от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Для начала полноценной работы с сервисом необходима регистрация. Полученные материалы могут использоваться на разных этапах урока в зависимости от поставленных задач.
«Фабрика кроссвордов» – сервис для составления кроссвордов на различные темы. Благодаря удобному русскоязычному интерфейсу создание кроссворда любого объема и сложности доступно всем категориям пользователей. Сервис предполагает два варианта создания продукта: автоматическая генерация и пошаговое создание самим пользователем. Разгадывание кроссворда может осуществляться по ссылке в электронном виде или традиционным способом. Готовый ресурс открыт для редактирования. В образовании сервис может быть использован для работы с теоретическим материалом, в нале урока для формулировки темы и т.д.
Рекомендации по использованию интернет-ресурсов на уроках
- Подбор качественного образовательного контента, соответствующего возрасту и уровню подготовки учащихся.
- Регулярное обновление используемых ресурсов для поддержания актуальности информации.
- Обучение детей основам информационной гигиены и безопасного поведения в сети.
- Создание мотивирующей среды, позволяющей каждому ученику проявить себя и раскрыть потенциал.
- Разработка индивидуальных траекторий развития с использованием возможностей персонализации обучения.
Практические аспекты внедрения интернет-ресурсов в образовательный процесс
Эффективное применение интернет-ресурсов требует тщательной подготовки и планирования. Рассмотрим некоторые конкретные подходы и приемы, позволяющие интегрировать цифровые технологии в повседневную школьную практику.
Пример 1: Использование онлайн-тестирования
Многие образовательные платформы предлагают готовые наборы тестов, охватывающие различные предметы и уровни сложности. Учитель может адаптировать задания под нужды своего класса либо создать собственные упражнения с автоматической проверкой.
Пример: После изучения темы «НЕ с частями речи» учитель русского языка предлагает классу пройти тест на платформе «Яндекс.Учебник». Это позволяет быстро оценить степень понимания материала каждым учеником и выявить типичные ошибки.
Пример 2: Организация проектной деятельности
Современные школьники активно используют социальные сети и другие веб-сервисы для коммуникации и творчества. Эти каналы можно эффективно применять в рамках проектных работ.
Пример: Учащиеся создают презентации о происхождении какого-либо языка, используя Google Docs для совместной работы над текстом и иллюстрациями. Затем они публикуют проекты на своей странице в социальной сети, приглашая одноклассников оставить комментарии и оценки.
Пример 3: Применение дистанционных форматов обучения
Онлайн-курсы и видеоконференции помогают расширить рамки традиционного урока, вовлекая экспертов извне школы. Таким образом ученики получают возможность знакомиться с новыми идеями и практиками.
Пример: Во время изучения современной литературы, преподаватель организует онлайн-встречу с писателем своего города, который рассказывает о своем творчестве, анализирует выбранное произведение, отвечает на вопросы детей.
Проблемы и ограничения использования интернет-ресурсов
Несмотря на многочисленные плюсы интеграции интернет-технологий в обучение, существуют также трудности, которые необходимо учитывать при подготовке уроков.
- Проблема контроля качества контента. Важно убедиться, что используемый материал соответствует требованиям программы и обладает достоверностью.
- Необходимость постоянного мониторинга сетевого пространства. Некоторые учащиеся склонны злоупотреблять свободным доступом к информации, отвлекаясь на развлекательные ресурсы.
- Технические проблемы. Неустойчивое подключение к интернету, недостаточная оснащенность компьютеров и отсутствие необходимой квалификации учителей снижают эффективность цифровизации образования.
Перспективы дальнейшего развития цифрового образования
Развитие интернет-образования продолжает расширяться и углубляться. Уже сейчас появляются следующие тенденции:
- Рост популярности дистанционного формата обучения, особенно среди старшеклассников и студентов вузов.
- Расширение ассортимента электронных учебно-методических комплексов, адаптируемых под потребности разных категорий пользователей.
- Увеличение числа открытых образовательных ресурсов международного масштаба, предлагающих курсы ведущих университетов мира («Coursera», «EdX»).
Эти направления требуют новых подходов к профессиональной подготовке педагогов, формирования устойчивых навыков информационной грамотности у всех участников образовательного процесса.
Таким образом, активное внедрение интернет-ресурсов в уроки становится важным условием модернизации школьного образования. Необходимо соблюдать баланс между традиционными методами и новейшими технологиями, регулярно анализировать результаты эксперимента и корректировать свою работу соответственно потребностям учеников.
Интернет даёт возможность сделать занятия увлекательными, разнообразными и продуктивными, помогая формировать важные компетенции будущих поколений. Остаётся лишь грамотно распорядиться возможностями глобальной сети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры применения Интернет-ресурсов на уроке английского языка
Обучение с помощью информационных технологий дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика и реализовать творческий потенциал учащихся и преподавателя....

Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках
Методическая разработка "Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках» содержит теоретический блок, посвященный использованию интернет-сервисов на урок...

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения качества знаний у учащихся
«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов.«Единственный путь, ведущий к знанию – эт...

Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся
Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускн...

Мастер-класс «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии для повышения качества образования».
Мастер-класс позволяет облегчить поиск материалов и образовательных платформ для дистанционной работы и дополнительной подготовки к урокам географии....

Доклад «Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний обучающихся»
Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Дидактические свойства Интернета позволяют...

