Формирование читательской грамотности
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 7.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность и её составляющие
(сообщение для выступления на школьном методсовете).
Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность состоит из нескольких аспектов:
• беглое чтение,
• толкование текста,
• оценка языка и формы сообщения,
• поиск информации и её извлечение,
• преобразование данных от частного к обобщённому,
• формулирование основных идей и выводов,
• общее понимание текста,
• размышление о содержании и оценка прочитанного,
• соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки связаны между собой. Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция), несплошными текстами (иллюстрации, таблицы, графики, карты) и смешанными. Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:
• понимать коммуникативную цель чтения текста,
• фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного),
• определять основную мысль текста,
• дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию,
• выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис,
• комментировать и оценивать информацию текста.
К основным способам осмысления текста можно отнести постановку вопросов (о незнакомом) к тексту, построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов), создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия) и конструирование собственных высказываний о прочитанном. Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Рассмотрим наиболее универсальные приемы работы для формирования читательской грамотности.
- Приём «Инсерт».
Этот приём позволяет ученику контролировать свое понимание прочитанного текста. Дети знакомятся с маркировочными знаками, а далее по мере чтения ставят их на полях распечатанного текста для отдельных абзацев или предложений.
Пометки могут быть разными:
-Знаком «плюс» отмечается в тексте уже известная ученику информация.
-Знаком «минус» отмечается новая, неизвестная информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он был не знаком с ней раньше.
-Знаком «восклицательный знак» отмечается то, что удивило ребенка.
-Знаком «вопрос» отмечается то, что вызвало затруднение, и ребенок хочет узнать подробнее.
Этот приём требует от ученика активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
- Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.
- Верные-неверные утверждения.
Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.
- Прием «Лови ошибку».
Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.
Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.
- Работа с устаревшими словами.
Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.
Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:
- О чем рассказывает данный текст?
- Каких тем касается автор?
- Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
- Зачем автор написал текст?
- Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.
Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...
Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...

«Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности»
Применение читательской грамотности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...