Формирование читательской грамотности
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Доклад для выступления на школьном методсовете. Формирование читательской грамотности
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx7.53 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность и её составляющие

  (сообщение для выступления на школьном методсовете).

Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность состоит из нескольких аспектов:

• беглое чтение,

• толкование текста,

 • оценка языка и формы сообщения,

• поиск информации и её извлечение,

• преобразование данных от частного к обобщённому,

• формулирование основных идей и выводов,

• общее понимание текста,

• размышление о содержании и оценка прочитанного,

 • соотнесение с внетекстовой информацией.

Все эти навыки связаны между собой. Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция), несплошными текстами (иллюстрации, таблицы, графики, карты) и смешанными. Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:

 • понимать коммуникативную цель чтения текста,

 • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного),

• определять основную мысль текста,

• дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию,

 • выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис,

• комментировать и оценивать информацию текста.

К основным способам осмысления текста можно отнести постановку вопросов (о незнакомом) к тексту, построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов), создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия) и конструирование собственных высказываний о прочитанном. Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

 Рассмотрим наиболее универсальные приемы работы для формирования читательской грамотности.

  1. Приём «Инсерт».

Этот приём позволяет ученику контролировать свое понимание прочитанного текста. Дети знакомятся с маркировочными знаками, а далее по мере чтения ставят их на полях распечатанного текста для отдельных абзацев или предложений.

Пометки могут быть разными:

-Знаком «плюс» отмечается в тексте уже известная ученику информация.

-Знаком «минус» отмечается новая, неизвестная информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он был не знаком с ней раньше.

-Знаком «восклицательный знак» отмечается то, что удивило ребенка.

-Знаком «вопрос» отмечается то, что вызвало затруднение, и ребенок хочет узнать подробнее.

Этот приём требует от ученика активного и внимательного чтения. Он обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  1. Перепутанные логические цепочки. Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.
  2. Верные-неверные утверждения.

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

  1. Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

  1. Работа с устаревшими словами.

Бывают такие тексты, где необходимо отдельно уделять внимание архаизмам и историзмам. Чтобы было нагляднее, можно оформить его в виде свитка или книжки.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

  • О чем рассказывает данный текст?
  • Каких тем касается автор?
  • Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
  • Зачем автор написал текст?
  • Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводится через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.  Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...

Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...