Исследовательская работа Тема: «Развитие читательской компетентности в младшем школьном возрасте»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Музыкально-гуманитарный лицей им.Д.Аюшева
Исследовательская работа
Тема: «Развитие читательской компетентности в младшем школьном возрасте»
Автор: Конова Татьяна Кузьминична
Учитель начальных классов
МБОУ МГЛ им.Д.Аюшеева
г.Улан-Удэ
2024г
Содержание
Введение
- Основная часть
Понятие о читательской компетентности
Технологические приемы по развитию читательской компетентности
- Совершенствование навыков чтения.
- Развитие читательских умений, необходимых для эффективной работы с текстом.
- Создание мотивирующей среды и позитивного имиджа чтения через вовлечение детей в проектную деятельность.
- Заключение
- Приложение
- Список литературы
Введение
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Читательская компетентность, или грамотность чтения по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем. Под грамотностью чтения в международных исследованиях грамотности PISA в настоящее время понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
Проблема
Одной из актуальных проблем в российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.
Согласно результатам исследования, российские школьники имеют низкий уровень сформированности умения работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках. Кроме того, оказалось, что у детей недостаточно развиты коммуникативные умения. Так, до трети учащихся пропускали те задания, в которых требовалось дать ответ в свободной форме.
Цель: нахождение эффективных способов формирования читательской компетентности в начальных классах.
Задачи:
- Изучение материала по теме.
- Отбор приемов по развитию читательской компетентности.
- Апробация системы технологических приемов по развитию читательской деятельности.
- Диагностика развития читательской деятельности в контрольной и экспериментальной группах.
- Обоснование результатов и формулирование выводов.
Объект: читательская компетентность
Предмет: работа с текстами Гипотеза:
В качестве направлений, реализующих развитие читательской компетентности в младшем школьном возрасте, можно выделить следующие:
- совершенствование навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность;
- формирование читательской компетентности через развитие читательских умений
необходимых для эффективной работы с текстом;
- создание мотивирующей среды и позитивного имиджа чтения через вовлечение детей в проектную деятельность;
- обеспечение хорошей осведомлённости школьников о возможном круге чтения; Методы исследований:
- Метод изучения передового педагогического опыта.
- Апробация.
- Педагогические наблюдения.
- Метод самооценки учащихся.
- Метод обобщения.
Основная часть
Понятие читательской компетентности
В настоящее время, подходы к образованию отводят ведущую роль чтению и работе с текстом в процессе обучения. Сейчас, тест становится центральной единицей обучения школьников. Подобная работа в начальной школе в основном осуществляется на уроках литературного чтения. В связи с этим приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности, под которой подразумевается:
- владение техникой чтения;
- владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знание книг;
- умение самостоятельно выбирать книги для чтения;
- сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Для того, чтобы опереться на чтение как основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Данные умения можно представить в виде структурно-логической схемы:
- Работа с информацией.
- Интерпретация текста.
- Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Исходя из этой схемы, можно предположить, что грамотно читать - это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
В данном понимании текстовой деятельности прослеживается определенная динамика - от поиска информации к ее интерпретации и далее к творчеству. Таким образом, характерной чертой читательской компетентности является устремленность ввысь (как теперь говорят
«акме»).
Две первые ступени данной модели - поиск информации и её интерпретация - носят преимущественно репродуктивный характер и являются лишь основой для высшей ступени - творчества, требующего ассоциативного, аналогового, эвристического мышления. Гипотеза и все, что связано с рефлексией - это не только движение от информации к знанию, но и прорыв от знанию к созданию нового. Этой ступени свойственна неповторимость, оригинальность, уникальность.
Овладению этой компетенцией в курсе литературного чтения уделяется особое внимание с первого до четвёртого года обучения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературнотворческое развитие (способность
выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини- произведения разных жанров и т. д.).
Таким образом, под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. А так же позволяющих свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность и позитивное отношение к чтению.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (развиваются и совершенствуются навыки чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. В следующих главах мы рассмотрим технологические приемы, направленные на развитие читательской компетентности, начиная с первого класса.
Технологические приемы по развитию читательской компетентности
- Совершенствование навыков чтения.
Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и складывается из двух взаимосвязанных сторон - смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. Причем смысловой фактор играет в чтении ключевую роль. Весь процесс чтения осуществляется ради того, чтобы извлечь нужную для читателя информацию, выявить и усвоить содержание, которое кроется в читаемом тексте.
Осмысленность чтения, понимание прочитанного - это самое основное в процессе чтения, это то, ради чего оно осуществляется.
В возрасте 7-9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Первые шаги на пути приобщения детей к чтению должны быть направлены на овладение навыками чтения. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
- правильность (умение правильно прочитывать слова);
- осознанность (понимать смысл текста);
- выразительность (выразительно читать);
- беглость (выдерживать оптимальный темп чтения).
Главная педагогическая задача первоначального этапа самостоятельного чтения - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. Определенный жизненный опыт младшего школьника позволяет делать ему первые шаги на уровне анализа и обобщения. Но процесс творческого восприятия текста и его анализа осложняется несовершенной техникой чтения. Данное противоречие преодолевается постепенно. Поэтому, наблюдается некоторый спад интереса к книге.
В целях осуществления попытки управления этим процессом нами была разработана определенная система специальных упражнений, направленных на развитие и совершенствование навыков чтения младшего школьника.
Условно их можно разделить на пять групп: (подробное описание см. в приложении 1)
- зрительное восприятие;
- произношение;
- понимание прочитанного текста;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- упражнения, непосредственно связанные с чтением текстов.
Зрительное восприятие. Эта группа заданий направлена на воспитание у учащихся зоркости
к буквенной стороне слова, внимания к его зрительному образу.
- какая буква или слог лишние?
- Собери слова из букв.
- Слова - анаграммы.
- Слова наоборот
- Зрительный диктант
- Поиск в тексте заданных слов.
- Чтение строчек с прикрытой нижней половиной, верхней.
- Зрительные диктанты по системе Федоренко.
- Игра «прятки» (поиск на указанной учителем странице нужного слова)
Произношение. Используется с целью совершенствования произношения.
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения по постановке дыхания.
- Проговаривание скороговорок.
Понимание прочитанного текста. Эти упражнения способствуют развитию синтеза, восприятия и понимания, направлены на то, чтобы помочь детям овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать.
- Назови одним словом.
- Раздели слова на группы.
- Прочитай и подбери нужные по смыслу слова
- Подбери к слову антоним или синоним (по требованию). Проводится в форме игры
«Ванька-Встань-ка»
- Поиск смысловых несуразностей.
- Восполнение пропусков слов и предложений.
- Игра «Что бывает?». Например, ведущий просит подобрать и написать за определенное время несколько слов, отвечающих на вопрос «Что бывает зеленым?». Можно играть не только в зеленые слова, но и в «колючие», «быстрые» «веселые» и т. д.
- Игра «Словесный волейбол».
- Задание. Заполнить «окошечки» в готовом тексте, вставляя в них пропущенные слова.
Развитие памяти, внимания, мышления.
- Составление слов из слогов.
- Складывание слов из половинок.
- Составление слов из букв одного длинного слова. Эти игры обязательно должны использоваться при обучении чтению, т. к. они многогранны по своим результатам, которые
получают дети.
- Система упражнений «Увлечение чтением» Эдигей В.Б.
Упражнения, связанные с чтением текстов.
- Чтение при помощи двух, одного волшебного пальчика.
- Многократное чтение текста - «марафон».
- Игра «Разведчики» (выборочное чтение текста по заданию учителя).
- Чтение, «спотыкаясь о камушки».
Перечисленная система упражнений использовалась на уроках литературного чтения в 1 классе. Задания включались как перед чтением, так и в процессе чтения с опорой на изучаемый текстовый материал. В начале учебного года была проведена стартовая диагностика и определен уровень развития навыков чтения у первоклассников.
Повторная диагностика проводилась в конце учебного года. Полученные в ходе диагностики результаты доказывают эффективность использования предложенных технологических приемов по развитию навыков чтения.
Диаграмма навыков чтения в 1 классе
Представленные в диаграмме результаты позволяют сделать вывод о том, что подобного рода упражнения способствуют совершенствованию навыков чтения; развитию смыслового анализа слова, предложения, текста; развитию навыков работы с текстовой информацией; развитию памяти, внимания, мышления.
Развитие читательских умений, необходимых для эффективной работы с текстом.
Для полноценной работы с текстами у выпускников должны быть сформированы специальные читательские умения. Их можно представить в виде структурно-логической схемы:
- Работа с информацией.
- Интерпретация текста.
- Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Исходя из этой схемы, можно предположить, что грамотно читать - это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
Взяв за основу структурно-логическую схему читательских умений, мы классифицировали и дополнили типы заданий, используемые в начальной школе с 1 по 4 класс по трем соответствующим уровням.
(приложение таблица 1,2,3).
При составлении данной модели учитывались специфические особенности, связанные с чтением у младших школьников. Так если в 1-м классе чтение является предметом обучения, ведется работа по формированию навыков чтения, работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов под руководством учителя, то во 2-4-х классах чтение постепенно становится средством обучения и формируется как универсальное умение.
Полученная модель может служить хорошим инструментарием при планировании уроков литературного чтения и работе с текстами, становится удобной в процессе дополнения и редактирования уже имеющихся заданий по тексту.
Наряду с представленными типами упражнений положительный эффект в становлении читательской компетентности в начальной школе имеет технология критического мышления.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами понимания и оценки информации. Учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации. Урок содержит три фазы: вызов, осмысление, рефлексии. Стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества. Совместного планирования и осмысления.
Роль учителя в технологии развития критического мышления:
- Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Из всего арсенала приемов развития критического мышления наиболее приемлемыми в начальной школе можно выделить следующие:
- таблица «тонких» и «толстых» вопросов;
- море вопросов;
- ромашка Блума;
- мозаика проблем;
- круги на воде;
- линия сравнения;
- таблица Донны Огл «Знаю-хочу знать -узнал»;
- бортовой журнал;
- верные и неверные утверждения;
- мозговой штурм;
- карусель;
- прием «Цветные шляпы»;
- синквейн.
Используя типовые упражнения в уровневой модели читательских умений и отдельные приемы развития критического мышления были разработаны задания к текстам для 2-4 классов начальной школы.
В процессе подбора текстов мы соблюдали некоторые условия:
- для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно - популярного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ;
- для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И. А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
- при работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем.
Система заданий по художественному тексту «Большие уши» В. Орлов
- Прогноз по названию. О чем пойдет речь?
Чтение текста
- Нарисуй модель обложки книжки-малышки, раскрась её
- Придумай свой заголовок к сказке.
- Кто является главными героями этой сказки? Разгадай шифрограммы.
- гордисторпазаяцвосминерт
- ранелисавыкблонпас
- денимвыкабрпмедведьавкытлгнаеп
Кого из героев сказки не хватает. Составь свою шифрограмму.
- Восстанови последовательность событий. Расставь цифры от 1 до 5 в том порядке, в котором происходили события в тексте.
В домике чай пьют, а в лесу от страха дрожат Шёл старичок по лесу- ягоды собирал.
Медведь топает к старичку за мёдом Лиса в сарай за курицей прошмыгнула Принёс старичок зайца к себе во двор.
- Найди в тексте т подчеркни предложения, в которых встречаются слова «бежать без оглядки», «вся шерсть дыбом». Как ты их понимаешь?
- Какими словами заканчивается сказка, подчеркни простым карандашом. Как ты можешь ответить на этот вопрос? (Кто чай пьёт, а кто от страха дрожит?)
Почему?
- Как ты думаешь, что правдиво, а что вымышлено в этой сказке
Правдиво Вымышлено
- Прочитай с другом разговор старичка и зайца или разговор лисы и медведя.
- Используя слова для справок, дополни характеристику своими словами.
Старичок | |||
Заяц | |||
Лиса | |||
Медведь |
Слова для справок: маленький, рыжая плутовка, косолапый, трусливый, храбрый, хитрый, неповоротливый... Слова для справок могут не предоставляться.
Система заданий по художественному произведению «Как куница и барсук судились»
(устная форма работы)
- Прочитай текст «Как барсук и куница судились».
- «Совместный поиск»
Информация: - Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
- Определи персонажей произведения.
- На что обратили внимание в тексте?
- Что запомнилось больше всего?
- Из-за чего у животных возник спор?
Проблема - Какие мысли возникли?
- Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
- Кто вершил суд в этом лесу?
- Какое определение даётся лисе в этом тексте?
- Подумай: что вынесено в заглавие?
Эмоции: - Какие чувства испытали, когда читали это произведение?
- Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?
(письменная форма работы)
- а) Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении? А) Жадность;
Б) Хитрость; В) Трусость.
б) Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.
- Составь план текста из трёх пунктов.
- Выпиши главную мысль этого произведения.
Система заданий по научно-познавательному тексту «Удивительные пчёлы»
(устная форма работы)
- Найдите спрятанное слово. Аунистпчеларарткаменщицавва
- Из чего состоит домик пчелы? На что они похожи:
- Почему пчелу называют каменщицей?
- Сравни медоносную пчелу и пчелу каменщицу. Найди сходства и различия. Таблица
«Линия сравнения»
Медоносная пчела | Пчела - каменщица | |
внешний вид | ||
жильё | ||
место обитания |
- Придумайте название к тексту
(письменные задания)
- Запишите как пчела делает цемент.
- Нарисуй домик пчелы –каменщицы
- Закончи предложения Я узнал, что…
Я считаю… Я буду….
Система заданий по научно-познавательному рассказу «Как работают батарейки?»
(устная форма работы)
- Прочитайте текст «Как работают батарейки?»
- Чем удобны батарейки?
- Почему батарейку назвали пальчиковой?
- Что значит батарейка «садится»?
- Из чего сделана батарейка?
- Что является самым сложным в создании батареек?
(письменные задания)
- Придумай и нарисуй оригинальную форму батарейки.
- Построй схему, как движется ток в батарейке.
- Синквейн (составление сложного плана к тексту)
- строка - существительное
- строка - два прилагательных
- строка – 3 глагола
- строка – 1 предложение
- строка – финальное существительное слово
Прием «Антиципация» к рассказу Е.Пермяка «Самое страшное»
- Посмотрите на иллюстрацию и опишите мальчика.
- Что можно сказать о мальчике, глядя на его внешний вид?
- Что у мальчика за пазухой?
- Для чего ему рогатка с камнем?
- Как относятся к мальчику другие люди?
- Почему животные боятся Вовы?
- Значит мальчик кто?
- Чем мог оттолкнуть стариков? Детей?
- Какое чувство вызывает этот мальчик у людей?
- Как вы думаете, что “самое страшное” мог описать Пермяк в своем произведении?
- Что ожидает героя, который так относится к людям?
- Хорошо ли быть таким?
Подобная работа с текстами проводилась 2 раза в неделю со 2 по 4 класс. В начале учебного года была проведена стартовая диагностика и определена степень развития читательских умений. В качестве диагностического инструментария было взято два текста - художественный и научно-популярный. Если в начале 2 класса учащиеся показывали 55 % качества, то к моменту окончания первого полугодия процент качества составил 72%. На начальных этапах формирования читательских умений работа с текстами требовала со стороны детей специальных интеллектуальных усилий. В дальнейшем использование умений постепенно переходит на уровень автоматизма.
Эти результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной нами работы. По нашему мнению такой подход к работе с текстами позволяет научить ребёнка из большого объема информации вычленять нужную и полезную, а также способствует приобретению социально - нравственного опыта, заставляет думать, познавая окружающий мир.
Следует отметить, что необходимым условием для достижения положительных результатов является целенаправленная работа учителя по отбору текстов и систематическое проведение тренингов.
Создание мотивирующей среды и позитивного имиджа чтения через вовлечение детей в проектную деятельность.
Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Цель учителя с первых шагов формировать у детей читательскую самостоятельность, т. е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого -то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности.
Процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это длительный двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате мы бы хотели видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем - техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности и патриотизму.
В качестве эффективных механизмов обеспечивающих приобщение учащихся к чтению и повышающих имидж чтения, по праву считается технология проектной деятельности.
Какой бы не была проектная деятельность, в любом случае она будет направлена на развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют на основе интегрирования знаний и умений.
Первым этапом осуществления проекта, направленного на приобщение детей к чтению, был проведен топ опрос «Горячая десятка» среди учащихся 1-4 классов. Детям предлагалось поделиться с другими детьми своими впечатлениями о прочитанных книгах, составив рекомендательный список до 10 книг. В 4 классе обязательным требованием было представление краткой аннотации к каждой книге.
В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые
«тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым». Большую роль
в этом возрасте продолжают играть книжные иллюстрации, наблюдается повышенный интерес к книгам, отражающим сюжеты фильма, мультфильма, компьютерной игры.
2- 3 класс (8-9 лет) Учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых. Книги о природе, животных, растениях, человеке привлекают ребенка тем, что помогают познать этот мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
4 класс (9-10 лет). В этом возрасте характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Среди книг различных типов и жанров у школьников младших классов лидируют приключенческая литература (ее любят читать 53% опрошенных); фантастические,
«волшебные» книги (50%); веселые, смешные книги (46%). Треть опрошенных любит читать страшные, таинственные книги. Чуть более четверти (28%) - занимательную, познавательную литературу. Около одной пятой - романтические книги, книги про Фей, Барби и волшебниц (среди девочек - 34%), а также книги о войне, сражениях, полководцах (33% среди мальчиков).
По данным результатов, темой предстоящего проекта, одинаково по всей параллели стала «Сказка». Сам проект получил название «Путешествие в страну сказок». Его реализация предполагает осуществление интегративного взаимодействия таких предметов как литературного чтения, русского языка, английского языка, бурятского языка, технологии, музыки и изобразительного искусства.
Проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
К внешним образовательным продуктам данного проекта относятся:
- выставка книг;
- рекламный проект, посвященный одной книге;
- герои сказок в лепке и рисунках;
- создание костюмов для сказочных персонажей;
- коллаж «Заселим улицу сказочными домиками» (коллективная работа);
- «Книга на сцене» (воплощение темы чтения в различных сценических жанрах);
- сочинительство собственной сказки, сочинительство сказки на английском языке (4класс);
- создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке);
- создание сборника сказок;
- маршрутная игра по станциям;
- музыка в сказке (для детей, занимающихся музыкой);
- брей ринг по сказкам;
Так же это могут быть альманахи, видеоролики и т.п.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Прежде чем приступить к реализации метапредметного проекта, для учащихся был разработан маршрутный лист, включающий в себя пункты плана проекта в занимательной форме.
Начало проекта ознаменовалось выставкой книг со сказками и книжек-малышек прочитанными детьми во время подготовительной работы.
Данная работа направлена на развитие умения самостоятельно работать с книгой. Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, главные герои, что понравилось, удивило, запомнилось и т.д. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года. В этом дневники были отражены все прочитанные произведения в рамках проекта «Путешествие по стране сказок».
Самостоятельный выбор книги послужил хорошей возможностью для создания каждым учеником своего рекламного проекта. Данный метод представляет собой творческую разработку, посвященную одной книге. Заданный формат рекламы включает в себя различные виды деятельности: художественное творчество, анализ, информационный поиск, критические размышления.
На данном этапе упор делался на развитие умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенция в дальнейшем обеспечивает навык деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Предметная область «технология» дает возможность для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создает условия для развития инициативности, изобретательности и гибкости мышления. Именно поэтому вторым этапом проекта стало отражение сказочной темы в творческих работах ребят: герои сказок в лепке, герои сказок в рисунке, коллаж
«заселим улицу сказочными домиками»- коллективная работа. Дети не ограничивались в выборе материала для работы, поэтому выставка получилась интересной и разноплановой.
Поскольку для младшего школьника существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений, участие в конкурсе школьных творческих коллективов в рамках проекта «Путешествие по стране сказок», готовых представить воплощение темы чтения в различных сценических жанрах (песня, танец, пантомима, музыкальные номера, инсценировки, литературные композиции, художественное чтение) как нельзя лучше способствует развитию социально-коммуникативной компетентности.
Поэтому следующий этап совместной работы с учащимися получил название «Книга на сцене». Каждый класс выступал со своим уровнем сложности:
- класс – постановка мини-спектакля
- класс - кукольное представление
- класс - теневой театр;
- класс - сказка на английском языке.
Вовлечение детей в подобную деятельность способствует развитию таких умений как:
- способность соотносить свои устремления с интересами других людей;
- продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; готовность получать в диалоге необходимую информацию;
- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
- способность конструктивно воспринимать критику.
Сочинительство сказки является прекрасным способом творческой самореализации для школьников и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению своих результатов. В рамках реализации проекта «Путешествие по стране сказок» это было: сочинительство собственной сказки, сочинительство сказки на английском языке (4класс); создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); создание сборника сказок на собственную тему.
Результаты были представлены в форме книжек- малышек, «гармошек», разворотов и т.д. Обязательной на данном этапе была презентация своего результата среди учащихся 2-4 классов, что способствовало развитию коммуникативно - презентационной компетентности:
- навыка монологической речи;
- умения уверенно держать себя во время выступления;
- артистических умений;
- умения использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умения отвечать на незапланированные вопросы.
Аккумулирующим в плане развития ключевых компетенция был предпоследний этап проекта. Причем здесь приобретенные в ходе проекта компетентности совершенствуются находясь во взаимосвязи с другими компетентностями. Игра была запланирована по маршруту, включающему в себя несколько пунктов, по прохождению каждого дети могли заработать по 5 золотых. Максимальное количество- 25 золотых. По итогам выбиралась команда, которая имела право принять участие в Брейн-ринге в заключительной 6 этапе.
Об успешной реализации метапредметного проекта можно судить по следующим показателям:
- количество участников в ходе реализации проекта не уменьшалось;
- активность участников имела стабильный характер;
- общий эмоциональный фон проектной деятельности - позитивный.
Анализ анкет, тестов, опросов, наблюдений, результатов и продуктов творческой деятельности школьников, а также опыта педагогов позволил оценить позитивное влияние метапредметного проекта на развитие творческой активности и формирование позитивного имиджа чтения. В качестве наиболее значимого результата участия в метапредметном проекте учащиеся отметили возможность личностного роста на основе самообразования и реализации творческих идей. По мнению педагогов, метапредметные проекты предоставляют неограниченные возможности для проявления творческой инициативы.
Заключение
Развитые читатели - это те, кто способен быстро и эффективно получать знания в ситуации расширения информационного пространства. Недостаточный уровень развития читательской компетентности в начальной школе влечет за собой формирование неквалифицированного читателя. Читателя, не имеющего опыта самостоятельного чтения. Понимание более сложных текстов у таких детей затрудняется в связи с низким уровнем развития читательских умений. Такое чтение не приносит радости, не стимулирует освоение приемов решения новых читательских задач. Затрудняется развитие действий рефлексии и оценивания текстовой информации.
В данной работе постарались отобрать и описать опыт использования наиболее эффективных технологических приемов развития читательской компетентности в начальной школе адекватных новым образовательным целям и условиям.
Об эффективности проделанной работы можно судить по следующим полученным результатам:
- совершенствование навыков чтения в процессе использования разработанной системы упражнений у учащихся 1 класса;
- приобретение первичных умений работы с художественным и научно-популярным текстом в ходе систематического тренинга:
- овладение приемами анализа и интерпретации художественных произведений;
- развитие действий рефлексии и оценивания текстовой информации: отзыв, аннотация, создание собственного произведения и т д.
- получение знаний и опыта использования способов понимания и оценки информации на основе технологии критического мышления;
- развитие умения работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием для самостоятельного выбора и чтения книг;
- развитие читательской компетентности через вовлечение детей в реализацию метапредметного проекта: «Путешествие по стране сказок»;
- расширение круга чтения учащихся и ведение читательского дневника;
- высокий уровень творческой активности учащихся;
- разработка системы упражнений, направленных на совершенствование навыков чтения;
- подборка материала по работе с художественными и научно-познавательными произведениями;
- разработка уровневой модели работы с текстами в начальных классах;
- творческие результаты детей: реклама книги, инсценирование сказки, создание собственных произведений, создание сказочных коллажей, герои сказок в лепке и рисунке, создание костюмов для героев и т.д.
В дальнейшем развитие читательской компетентности осуществляется параллельно по нескольким направлениям:
- дальнейшее освоение и автоматизация читательских умений, направленных на работу с информацией, интерпретацией текста, рефлексией и оцениванием;
- знакомство с более сложными жанрами литературы;
- увеличение степени читательской самостоятельности.
Приложение 1 Методические рекомендации по теме: «Развитие основ читательской
самостоятельности в младшем школьном возрасте» 1 группа – зрительное восприятие
Эта группа упражнений направлена на воспитание у учащихся зоркости к буквенной стороне слова, на воспитание внимания к зрительному образу слова.
Какая буква, слог, слово лишние?
- а, у,р, о,ы
- ма, ра, ла, ны, са
- река, речка, ручей, ручка, ручеек
Что общего в словах, чем они отличаются?
лом - том - дом - дым мел - мель
- Собери слово из букв: белх — хлеб; никича —чайник
- Слова - анаграммы: пони — пион, адрес — среда, клоун — кулон, колун- уклон, коршун
— шнурок
- Слова — наоборот: рак - кар зима - амиз, сор - рос, лето - отел, люк - кюл, кран - нарк В этой игре используется мяч, т.е. для активизации мышления, задействуется моторика.
Зрительный диктант.
Здесь используются карточки размером 50 х 10 см. Общее количество — 20-25. На карточках написаны слова, состоящие:
вначале из 5 букв — книга, забор, наука и др.;
затем из 6 букв — пальто, неделя, термос, фантом и др.; далее из 7 букв — колодец, церковь, формула и др.
Можно заметить, что кроме знакомых и часто встречающихся для ребят слов, есть редковстречающиеся и незнакомые. Упражнение выполняется следующим образом:
- для ребят звучит команда «внимание», все поднимают голову, смотрят на учителя;
- учитель показывает карточку не более 1 сек. и говорит: «Запишите то, что увидели»;
- ребята записывают;
- снова звучит команда «внимание» и т. д.
Игра «Прятки»
Всем детям раздаются одинаковые книги. Учитель дает задание: например, стр.8, найти слово «камыш» за 10 сек.
Ребята включаются в игру: открывают- нужную страницу, отыскивают слово, указывают на него пальцем. Задача учителя — включить всех детей в игру (в поиск пока такой простой информации). Затем можно искать выражение, состоящее из 2,3 слов, у 8. Это не упражнение, это еще одна команда, которая помогает эффективней организовать работу с детьми. Перед чтением звучит команда «Поза». Ребята подвигаются ближе к столу, глубже садясь на стульях,
выпрямляют спины, что позволяет увеличить расстояние между книгой и глазами и расширить угол зрения. Эта команда позволяет освободиться от привычки «читать носом".
2 группа - Упражнения, направленные на развитие произношения
С целью совершенствования произношения используются:
- Артикуляционная гимнастика:
- спортсмен бежит по стадиону (рот закрыт, 30 сек. язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, следующие 30 сек. - против часовой стрелки);
- уколы (рот закрыт, язычок колет внутренние стороны щек);
- гусенок (рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе, вправо, влево);
- часы (12 часов - язычок высунут, поднят кверху; 6 часов -язычок высунут, опущен вниз и т.д.).
- Упражнение по постановке дыхания:
- рядоговорение с выделением голосом разных частей ряда. Например: а у ы э или да ду ды дэ
- чтение карточек, управляя своим дыханием. Например: вдох и на выдохе чтение; речка - печка
- вдох и на выдохе чтение: ром - том - сом - дом
- вдох и на выдохе чтение: рак - мак - бак - лак - так
- вдох, и на выдохе чтение: каша - Маша - Саша - Паша - Даша - наша.
Задача упражнения — удерживать дыхание до тех пор, пока не кончится строка.
- Проговаривание скороговорок.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов снова помогает моторика рук. На каждое слово можно:
- сжимать пальцы в кулачки;
- загибать поочередно пальцы;
- стучать ладонью по столу и др.
Для того, чтобы создать мотивацию для быстрого проговаривания скороговорок, можно устроить соревнование. Играем «Я» и группа. Кто-нибудь, по желанию, говорит скороговорку на время.
Например, скороговорка «Течет речка, печет печка, течет речка, печет печка» 2 раза 14 была произнесена за 2 сек. Если в группе 15 человек, то на всю группу дается времени 15 х 2 = 30 сек. Задание - если группа успевает сказать скороговорку за 30 сек. (дети проговаривают друт за другом), то группа выиграла, если не успевают, то выиграла «Я» (ведущий). Детям дается возможность сделать несколько попыток.
3 группа – Упражнения, направленные на развитие понимание текста
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы помочь детям овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. За короткое
время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д.
Назови одним словом:
чиж, грач, сова, ласточка, стриж -... шарф, варежки, фуфайка, пальто-...
Раздели слова на группы;
а) б)
гор апель
ёжи яблок
мед груст
кап любо
вол абрик огурец
- К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница. Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Пятый лишний.
- Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.
- Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.
К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:
Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос). Для расширения словарного запаса:
- Игра «Ванька — встанька». Правила игры:
- ведущий кидает детям по очереди мяч и называет при этом слово, к которому играющий, возвращая мяч, должен подобрать или синоним или антоним (по требованию ведущего). Слово нужно подобрать за определенное время, например, 15 или 20 сек.
Тот, кто не сумеет подобрать слово за отведенное время, встает и становится «Ванькой- встанькой».«Ванькой -встанькой» становится и тот, кто подсказал. В следующий раз, когда подойдет очередь к «Ваньке -встаньке», и он правильно подбирает слово, правила игры разрешают садиться.
- Игра «Словесный волейбол». Ведущий, кидая игрокам мяч, называет существительное. Игрок, возвращая мяч, добавляет подходящий по смыслу глагол или прилагательное (по требованию ведущего). Поощрительно отмечаются интересные варианты, например, бегемот - зевает; сестра - любимая.
Задание - заполнить «окошечки» в готовом тексте, вставляя в них пропущенные слова.
В словах для вставок даны очень близкие по значению, но отличающихся особой эмоциональной окраской, слова. Например: «На улице... буря, и ветер неистово рвал железо с крыш. Временами казалось — в трубе кто-то живой... горько и безутешно. Потом в трубе
затихало и звуки слышались совсем с другой стороны дома, будто волки... под самым окном. Васе было тоскливо и хотелось...» Слова для вставок — плакать, рыдать, выть, реветь.
4 группа - Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления
1. Игра «Крестики — картинка».
- часть игры: у ведущего список из 5 различных существительных. У играющих в обеих руках по ручке. Ведущий называет первое слово из списка, каждый играющий представляет свою картинку, связанную с этим словом и одновременно двумя руками пишет два крестика, т.е. одновременно выполняет три действия.
Далее ведущий называет второе слово — новая картинка в голове играющих и новые два крестика (крестики пишутся в столбик). И так все пять слов. Потом детям даётся время на то, чтобы вспомнить и записать запомнившиеся слова (слова пишутся через черточку от крестиков),
Дети отмечают в тетрадях, сколько слов они вспомнили в первый раз. Это будет продолжаться на каждом занятии, чтобы ребята видели динамику увеличения запомнившихся слов.
На следующем занятии у ведущего в списке 7 слов, затем — 9 слов.
часть игры:
На четвертом занятии детям предлагаются уже не 11 слов, а 11 пар слов, связанных между собой по смыслу, например: почта — письмо, сани — снег, река — дно.
Ведущий называет пару слов, играющие представляют картинку, помогающую запомнить связь, существующую между словами и одновременно рисуют двумя руками два крестика. Когда кончатся все пары, ведущий называет первое слово в паре, дети должны записать второе слово.
IIIчасть игры: Ведущий готовит пары слов, не связанные вообще по смыслу или связанные более сложной связью: город — страна.
Игра «Составь слова».
Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний.
Играть можно по группам из 3-4 человек. Например, на доске записываются или выставляются нарисованные на карточках слоги:
си, ко, ар, лок, бан, ка, тик, ни, лав, так, са, стре, ла.
Из этих слогов нужно составить различные слова.
В каждой группе дети записывают найденные ими слова. Побеждает та группа, которая за 3 мин. собрала большее число слов.
Игра «Цветной заборчик», которая формирует у детей произвольность, устойчивость и распределение внимания. Каждому играющему дается по цветному карандашу и по листку бумаги. Дети должны рисовать на листке небольшие палочки, а над каждой пятой палочкой ставить цифру 5. В это время ведущий постукивает карандашом по столу (1-3 постукивания, пауза, опять постукивания и т.д. до 15-20 постукиваний за 1-2 мин.).
Дети должны, не отрываясь от рисования цветного заборчика, сосчитать все постукивания. Выигрывает тот, кто успел больше нарисовать палочек (отсчитывая их по пятеркам) и правильнее сосчитать количество постукиваний.
Далее игру можно усложнять, увеличивая длительность игры и количество постукиваний или рисуя заборчик карандашами двух цветов и отсчитывая по пятеркам палочки каждого цвета.
Игра «Муха», позволяет долго держать внимание сосредоточенным. Если напрячь свое воображение, то можно представить себе листок бумаги, разлинованный на 9 клеточек, т. е. квадрат три на три клеточки. Муха живет в самой средней клетке. Ведущий начинает
«передавать муху», т.е. он говорит «вверх» или «вниз», «вправо» или «влево». Это означает, что он мысленно передвигает муху в одну из соседних клеток, потом в другую и т.д. по всему полю. Играющие, держа перед собой ладошки мысленно следят за передвижением мухи. В какой-то момент ведущий выводит муху за поле. Как только муха вышла за поле, игроки хлопают в ладоши, т. е. снова возвращают ее в домик (среднюю клетку).
Для более младших детей вначале поле можно сделать таким:
Для усложнения игры усложняется поле.
5 группа - Упражнения, непосредственно связанные с чтением текста
В основе этих упражнений лежит уже известное жужжащее чтение. Дети в группе читают разные книги. Обязательное условие — высота букв в книгах должна быть не менее 3- 4 мм.
Для детей, читающих 20-30 слов/мин, используется упражнение под названием «Чтение с помощью двух волшебных пальчиков».
Правило выполнения: каждое слово в тексте ребенок выделяет своими указательными пальцами с двух сторон. Смотрит на все слово. Если узнал его сразу — называет. Если слово не узнал, то разрешается прочитать по слогам.
Цель упражнения — научить детей смотреть на целое слово. Выполняется упражнение в течение 4-5 мин.
При чтении в диапазоне от 35 до 60 слов/мин, используется упражнение под названием
«Чтение с помощью одного волшебного пальчика».
Правила выполнения: каждое слово в тексте ребенок выделяет одним пальцем, ставя его под середину слова. Далее правила повторяются, как в 1-м упражнении. Здесь не разрешается медленно вводить пальцем под словом. Палец переходит отрывисто от середины одного слова к середине другого.
Замечено-если ребенок медленно водит пальцем под строками, то также медленно и размеренно он читает. Движение пальца от середины одного слова к другому убыстряет
мыслительный процесс, дает возможность сосредотачивать внимание на целом слове. Упражнение выполняется в течение 8-10 мин.
Многократное чтение текста — «Марафон». Первые 2 мин. дети читают каждый свой текст про себя. Задача — понять смысл текста. Вторые 2 мин. этот же текст читается вслух.
Задача - так как многие дети про себя читают быстрее, то нужно чтением вслух догнать точку окончания чтения про себя. Третьи 2 мин-чтение с помощью трафарета.
Ширина и длина его соответствуют ширине и высоте страницы книги. Ширина открытых полос -1 см, а трафаретных полос -0,5 см.
При наложении трафарета на страницу полоски располагаются вертикально. При таком положении трафарет закрывает в тексте начало, середину или окончание слов. Но текст для детей уже знакомый. Задача- постараться при чтении восстановить смысл отдельных слов и текста в целом.
Чтение, «спотыкаясь о камушки». Задача - при чтении обращать внимание на знаки препинания («камушки»). Ввод в игру: «Представьте себе - течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек?.. Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос - это ручеек. Что же будет тогда
камушками? Камушки -это все знаки препинания, которые встречаются в тексте, включая скобки».
Работа с информацией Приложение Таблица 1 | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1. | Прогноз по названию как смысловое развертывание содержания текста (о чём может быть рассказ с таким названием?) | |||
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. | ||||
2. | Ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами в тексте. | |||
3. | Формулирование вопросов к тексту предваряющих чтение. | |||
«Мозговой штурм» | ||||
4. | Задайте несколько вопросов автору, герою. | |||
5. | Прогнозирование развития сюжета по заглавию, иллюстрации, отрывку | |||
6. | Определение жанра текста и моделирование обложки | |||
7. | Составление устного рассказа по иллюстрации | Разрушенный текст. Соберите в единый текст «рассыпанные» предложения текста | ||
8. | Восстановление текста (вставь пропущенные слова) | |||
9. | Чтение и составление вопросов к прочитанному абзацу, тексту | |||
10. | Выборочное чтение по заданию (по вопросу, иллюстрации и т.д) | |||
Деление текста на смысловые части; озаглавливание; выделение опорных слов. | ||||
11. | Составление рисуночного плана | Составление словесного плана | Символический или цитатный план; простой и сложный план | |
Различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора | ||||
Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; | ||||
Интерпретация текста Таблица 2
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
2 | Нахождение в сказке зачина, концовки, троекратного повтора и других сказочных примет | ||||
3 | Соотнесение основной мысли произведения и заглавия текста. | ||||
4 | Чтение и пометка непонятных слов | ||||
5 | Вопросы учителя о понимании смысла текста | ||||
Чтение и составление вопросов к прочитанному абзацу, тексту | |||||
Определение главной мысли произведения под руководством учителя | Определение главной мысли произведения самостоятельно | ||||
6 | Установление путем чтения причинно-следственных связей | ||||
7 | Поиск и анализ изобразительно-выразительных средств, способствующих созданию художественного образа | ||||
8 | Чтение и заполнение таблицы словами из текста. | ||||
9 | Деление текста на смысловые части | ||||
10 | Чтение произведения и соотнесение рисунков цепочке событий в произведении | Составление плана в виде рисунка | Составление словесного плана | Составление схематического плана | |
12 | Воссоздание текста: выборочный пересказ понравившегося отрывка, подробный пересказ. | Воссоздание теста: творческий пересказ (от лица героя). | Воссоздание текста (краткий, сжатый пересказ) | ||
13 | Чтение стихотворения и пересказ его прозой | ||||
14 15 16 | Чтение сказки и изменение хода событий | ||||
17 | Положительные, отрицательные, герои помощники, нейтральные персонажи | Составление описания героя произведения по плану. | Составление рассказа о герое с высказыванием своего отношения к нему. Составление устных и письменных описаний. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста | ||
18 | Описание места действия | ||
19 | Подбор пословиц, поговорок, афоризмов, отражающих смысл этого теста (отрывка) | ||
20 | Развитие ассоциаций (с музыкой, цветом, картиной и т.д) | ||
21 | Выяснение точки зрения автора | ||
22 | Поиск отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д. | ||
23 | Определение ролей в диалоге, чтение диалога. | ||
24 | Выразительное чтение, обращая внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки) | Выразительное чтение с выделением рифм и обращений, с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста | |
25 | Заучивание наизусть и чтение небольших отрывков прозы (3-10 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста 4 строки 5-6 строк 7-8 строк 9-10 строк | ||
Рефлексия и оценивание | Таблица 3 | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1 | Оценивание поступков героев как хорошие или плохие | Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Высказывание своего отношения к произведению | |
2 | Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями. | |||
3 | Составление «рекламы» о прочитанной книге. | Составление отзыва о прочитанном произведении. | ||
4 | Написание аннотации, статьи | |||
5 | Создание текста на основе заголовка, начала и концовки текста. | |||
6 | Написание сочинения миниатюры о героях (сказочных и т.п) | |||
7 | Творческие работы: сочинение рассказов, сказок, загадок, считалок. | |||
8 | Чтение и преобразование текста в драматургическую, поэтическую и изобразительную форму. | |||
9 | Чтение и создание своего художественного образа («счастья», «красоты») | |||
10 | Чтение и создание собственного текста по аналогии | Чтение и создание авторского текста | ||
Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора. | ||||
Напишите, что могло произойти, если бы... | ||||
Напишите короткий диалог, который мог состояться между ............................................................ | ||||
Напиши короткий рассказ о событиях от лица второстепенного героя или предмета. | ||||
Прошло 10 лет, что по вашему стало с героями (1 час, месяц,год) | ||||
Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, письме к другу, репортаже, телеграмме. | ||||
Опишите внутренний монолог героя по поводу... | ||||
Список литературы:
- Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - М.: Просвещение 1978.
- Герцен А.И. Литературные работы, связанные со служебной деятельностью в Вятке и Владимире. Собр. соч. т.1 - М.: Просвещение, 1954.
- Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу
«Литературное чтение» в начальной школе. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
- Горецкий В. Г., Оморокова М. И. Вопросы методики чтения в начальной школе. - М.:Просвещение, 1984.
- Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. - 1994. - №6.
- Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. - 2001. - №7.
- Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. - 2005.
- Основина В. А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
- Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2006.
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год
- Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2008. №4.
- Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005.
№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...

Исследовательская работа: "Развитие силы у детей младшего школьного возраста"
Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии фор...

«Система работы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр»
разработка системы работы по развитию физических качеств средствами подвижных игр....

Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте»
В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений....

Опыт работы"Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца
Опыт работы педагога хореографа...




