Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса
учебно-методический материал (11 класс)

Пашаев Шовлет Новрузбекович

Систематическая информация о состоянии знаний, обучающихся позволяет преподавателю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выяв­лять нравственно-ценностные ориентации личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_kachestva.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

  «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Доклад на ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин

Тема: Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

Преподаватель истории

Пашаев Ш. Н.

г. Покачи

Тема: «Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса»

       Систематическая информация о состоянии знаний, обучающихся позволяет преподавателю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выявлять нравственно-ценностные ориентации личности обучающегося.

Ключевой вопрос в рассмотрении процесса контроля знаний, обучающихся - определение самого понятия контроль знаний.

         Контроль — операция сопоставления, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

       Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов (проверки, учета и оценки) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний обучающихся, их качества, так и процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответов, ведущий к коррекции результатов обучения.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, обучающиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. 

 Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения: 

Родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей.

Качество для преподавателей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.

Для обучающихся качество образования, несомненно, связывается с внутриколледжном климатом.

Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой проверяется достижение поставленных целей.  Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

Диагностика – точное определение результатов дидактического процесса.

Диагностика включает:

  • педагогический контроль, проверку, оценивание;
  • накопление статистических данных, их анализ;
  • прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Педагогический контроль – функция руководства и управления учебной деятельностью обучающихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения.

Функции педагогического контроля

  1. Воспитывающая
  2. Корректирующая
  3. Развивающая
  4. Обучающая

Требования к педагогическому контролю

  •  Систематичность и регулярность
  • Всесторонность
  • Объективность
  • Разнообразие форм проведения
  • Дифференцированный подход
  • Индивидуальный характер контроля
  • Используй контроль в целях обучения и воспитания всех учеников
  • Быть педагогически тактичным

        Система контроля знаний, включающая проверку и оценку результатов, выполняет следующие основные функции:

1.Образовательная (задача не столько выявить уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении).

2. Стимулирующая (контроль должен вдохновлять студента, вселять уверенность в достижении более высокого уровня).

3.Аналитико-корректирующая (педагогическая рефлексия преподавателя, коррекция и самокоррекция студентом собственной учебно-познавательной деятельности).

4.Воспитывающая и развивающая (формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремлённости и других социальных ценностей).

5.Контрольная (формирование достижений, их соответствие нормам и стандартам).

В современных условиях обучающее назначение контроля доминирует над всеми перечисленными. Значительную роль играют и технологические функции контроля как процесса: управляющая, повторительная, закрепляющая, обобщающая.

В методике обучения утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

  • Предварительный контроль – проводится перед изучением дисциплины с целью определения уровня знаний, умений и навыков к началу обучения.
  • Текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность.

  • Тематический контроль – подводит итоги работы за определённый период времени. Осуществляется в конце четверти, полугодия.
  • Итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения. Охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
  • Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.
  • Заключительный контроль – аттестация студента по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на:
  •  индивидуальный (применяется для основательного знакомства преподавателя со знаниями, умениями и навыками отдельных обучающихся);
  •  групповой (используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения части обучающихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий)
  • фронтальный (форма контроля, при которой краткие ответы на вопросы преподавателя по сравнительно небольшому объему материала, дают многие обучающиеся группы, обычно с места. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса.)

    До настоящего времени не сложилось единого мнения о методах, методических приемах, формах контроля знаний обучающихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся и педагогической работы преподавателя. Разработанные классификации методов контроля знаний, обучающихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой - учебно-познавательную функцию в обучении учащихся.

В педагогической практике используются методы устного (опрос), письменного (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчёты), практического (опыты, практические задания), машинного (с использованием информационных технологий), тестового (тесты, задания на соответствия, установление правильной последовательности) и самоконтроля.

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся выражаются в её оценке.  Оценка - это определение степени усвоенности знаний умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков, обучаемых в цифрах или баллах.

Термины оценка и отметка не являются синонимами, так как отметка — это такое же средство оценки результатов как грамота, благодарность, похвала т.д.

Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности студента, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.
   
Оценка должна быть гласной и достаточно мотивированной. Как и контроль, оценка учебной деятельности обучающихся имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Образовательная роль оценки состоит в том, что обучающиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой студента, оценка преподавателя указывает на достижения студента в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.

Воспитательная роль оценки заключается в осознании студентами способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения.

Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности обучающихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

В России оценка знаний, формально, осуществляется по пятибалльной шкале, а в реальности по трёхбалльной.

Критерии оценки:

  • «2» - бессистемные, разрозненные знания, не знает понятий, не умеет применять на практике
  • «3» - неполное, непоследовательное изложение, неточные определения понятий, применяет знания только с помощью
  • «4» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, но в ответе отдельные неточности
  • «5» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, качественное внешнее оформление

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самой распространённой формой контроля знаний считается устная проверка. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ студента может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке одновременно устно проверяются знания одного - трех учеников. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы «с одним студентом». Студенты могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания студента. Преподавателем выявляется не только объем и уровень усвоения материала, но и умение ученика осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников.

  • Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Студенты, как правило, активизируются, так как преподаватель может «поднять» с места слабо- и среднеуспевающих.
  • Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые преподавателем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их «толкование». Одни обучающиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели и т. п., а другие - отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими студентами.
  • Письменная работа до настоящего времени остается самой объективной формой проверки знаний. Во-первых, ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения. Во-вторых, в течение 15-20 мин можно проверить знания большого количества обучающихся. Однако при составлении заданий для письменной работы следует помнить о том, что они не должны предполагать развернутых описаний и характеристик. Анализ анкетирования обучающихся показал, что студенты не любят выполнять письменные работы, так как нужно «красиво и четко оформлять свои мысли».
  • Практическая работа - это форма применения полученных знаний через сформированные умения и навыки учащихся проводить лабораторные наблюдения, ставить эксперименты.
  • Зачет как итоговая форма испытаний практикуется преимущественно в конце учебного года. Чаще всего они проводятся в форме индивидуальной устной беседы с обучающимися (класс делится на подгруппы), иногда в виде самостоятельной работы по карточкам, каждая из которых содержит по два вопроса и одному заданию. Хорошо успевающие студенты, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Для проведения зачетного занятия преподаватель готовит дидактический материал и распределяет его по карточкам, за 1-2 недели вывешивает на стенде вопросы к зачету, просматривает рабочие тетради.

 Форма оформления учета знаний при зачетной системе может быть различной: карточка учета успеваемости или зачетная книжка студентаа, которые заводятся в начале учебного года.

  Важным средством контроля знаний, обучающихся является учебная документация: тетради, дневники, классный журнал, электронный журнал, портфель достижений и личные дела обучающихся.

Тетрадь зеркало учебной работы студента и преподавателя. Она дает представление об уровне знаний и навыков обучающихся. Контроль за ведением тетрадей проводится по следующим параметрам:                                

• система проверки всех письменных работ;                              

•система работы над ошибками;                                                          

•соблюдение единого орфографического режима;

• внешний вид тетрадей; просмотр на каждом уроке трёх тетрадей; каллиграфия и работа над почерком.

     

В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований:                    

1) реализация личностно ориентированной направленности;                              

2)  возможность использования различных вариантов одной формы проверки знаний, обучающихся в целях обеспечения дифференциации обучения; контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;

3) получение учителем за возможно короткий срок большего количества обратной информации о степени усвоения знаний;

4) адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний, обучающихся;

5) организация быстрого, краткого и чёткого ответа обучающегося на конкретный вопрос преподавателя с компактной формулировкой контролирующих заданий и строгим алгоритмом действий;

6) возможность учителя быстро оценивать ответ студента как на конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;

7) достижение каждым студентом на конкретном этапе проверки реально возможного уровня обученности в соответствии с нормами оценивания.

Учитывая особенности перечисленных способов проведения контроля качества знаний обучающихся, можно выделить следующие закономерности:

 На этапе первичной проверки понимания обучающимися нового материала:

 - преимущественно объяснительно- иллюстративные и иллюстративно – репродуктивные методы (беседы, описание наблюдений, объяснение понятий, воспроизведение новых знаний). Постановка вопросов репродуктивного характера, а также единичных многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности обучающихся. Фронтальные формы контроля.

На этапе проверки и закрепления новых знаний:

- преимущественно иллюстративно-репродуктивные и методы проблемного изложения (распознавание, сравнение и анализ, обобщение новых знаний для воспроизведения знаний и их применение по образцу, в сходной ситуации. Фронтальные, реже индивидуальные формы контроля.

На этапе проверки и выявления уровня знаний:

Преимущественно иллюстративно-репродуктивные и частично-поисковые, исследовательские методы, сравнение, анализ строения объектов, обобщение приобретённых знаний, самостоятельное решение задачи. Сочетание фронтальных и индивидуальных форм контроля.

На этапе самоконтроля знаний:

    Преимущественно иллюстративно-репродуктивные методы. Сравнение собственных результатов с эталонами ответов. Развитие саморегуляции личности.

Организация контроля знаний позволяет выстроить перечень связанных между собой содержательно – временных этапов мониторинга. Мониторинговая технология контроля качества знаний, обучающихся сочетает содержательную наполненность контрольных заданий с математической точностью оценки результатов испытаний.

I. Подготовительный этап включает:

1) определение цели контроля знаний;

2) отбор основных знаний, подлежащих контролю;

3) выбор форм учебной деятельности, организационных форм проведения контроля;

4) составление заданий, эталонов ответов в соответствии с учебной программой.

П. Контрольно-исполнительский этап предполагает решение следующих основных задач:

1)  выдача заданий и разъяснение плана их выполнения, получение ответов, обучающихся;

2)  управление контролем, слежение за самостоятельность! выполнения заданий;

3)  организация самоконтроля, выполнение контрольного задания, сравнение собственного ответа с эталоном.

III. На заключительном этапе осуществляются:

1) сбор и обработка ответов, обучающихся;

2) выделение контрольного результата, выставление отметок;

3)  анализ отклонений реальных результатов обучения от планированных, выявление трудностей в усвоении знаний;

4) определение направлений коррекции знаний;

5) представление результатов проверки;

6) анализ ошибок и упущений в системе планирования и а держания работы учителя по усвоению знаний;

7) составление системы мероприятий по повышению качества и эффективности образовательного процесса;

8) накопление контрольных работ.

Важен не тот метод, который Вы используете на уроке для осуществления контроля за знаниями учащихся, а его результативность, показатель качества нашей работы!!!

Своё выступление хочу закончить словами М.Р. Скаткина: «Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны»

04.03.2025

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...

Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса

Одной из современных методик преподавания является методика интегрированного обучения. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире....

Межпредметные связи на занятиях объединения «Фантазия» как средство повышения эффективности образовательного процесса

Межпредметные связи на занятиях объединения «Фантазия» как средство повышения эффективности образовательного процесса.Современные условия жизни требуют от человека владения значи...

Контроль знаний – как одно из важнейших средств процесса повышения эффективности образовательного процесса

Контроль знаний – как одно из важнейших средств процесса повышения эффективности образовательного процесса...