Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кудренко Татьяна Станиславовна

В данном материале раскрывается понятие "креативное мышление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie_kak_vazhneyshiy_komponent.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Зачем нужно креативное мышление?

       Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом.

      Впервые понятие креативного мышления выдвинул Джой  Гилфорд.  Креативное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях».

      Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

       В 2022 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, поэтому в данный момент повышен интерес к этому направлению. Мотивируется такое решение тем, что способность к  творческому мышлению — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек.

     Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности. Включение этого направления, по  мнению разработчиков, позволит внести позитивные изменения в практику обучения и образовательную политику, что в перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития страны.

      В  исследовании PISA-2021, под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

      На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) — знание предмета, любознательность, уверенность в  своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи,— так и внешние условия (ситуативные) лимит времени; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах.

      Так по каким проявлениям можно судить о  наличии, либо отсутствии креативности? Широко распространено представление о том, что креативность проявляется как творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с  глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и  с  одаренностью, выдающимися способностями или талантом. Это явление называют «большой креативностью» (Big-C creativity).

      Но креативность может проявляться и в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Вот типичный пример, с которым наверняка встречались многие родители. В девять вечера ваш малыш  вспоминает, что завтра ему надо прийти в школу или детский сад в костюме редиски. Спросите себя: сможете ли вы соорудить из подручных материалов нечто подходящее — оригинальное, привлекательное, по возможности простенькое, но выразительное, или вы способны только сердиться — на ребенка, на идиотские требования учителей, на закрытые магазины, на дороговизну и т. д.? Способность к продуктивному творческому подходу в таком случае будем называть «малой креативностью» (little-c creativity).

       В исследовании PISA приоритет отдается последнему пониманию креативности («малой креативности»).  

       Т.Е., если дети на бытовом уровне привыкли находить способы решения проблем, то эта привычка скорее всего будет перенесена на другие виды деятельности, в том числе и на профессиональную.

        Другой важный вопрос, связанный с проявлением креативности может быть сформулирован следующим образом: талантливый человек – это всегда  только талантливый математик, художник, ученый или талантливый человек талантлив во всем? Исследования показывают, что по крайней мере в 3 областях: вербального самовыражения, художественного выражения, решения проблем (научных, естественнонаучных, социальных) у людей есть разные способности. Поэтому и предлагаются разные задания в разных областях.

        Все задания строятся на пересечении 3х моделей…Слайд. (контексты берутся такие, чтобы они затрагивали сферу их интересов)        

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

 – тематическую модель, в  которой выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;

 – компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.

Тематическая модель. Представляет собой две широкие содержательные области: (1) креативное самовыражение и (2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в  свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение социальных и межличностных проблем.

Письменное самовыражение. В заданиях используются следующие модели:

Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разных изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются следующие модели:

Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать, сопереживать потребностям отдельных социальных групп, а также выявлять и оценивать эти потребности; распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы, предлагать инновационные и одновременно функциональные решения.

В заданиях используются следующие модели:

Креативное мышление в области естественнонаучных и точных наук может проявлять себя разными способами: в виде замысла новой идеи, привносящей вклад в научное знание; в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы; в виде развития научной идеи; в виде изобретения, имеющего прикладную ценность; в виде планирования новых областей применения научной деятельности. Креативное мышление в данной области сфокусировано: (слайд)

      В заданиях используются различные модели. В ряде заданий учащимся представляют данные наблюдений

и просят поставить исследовательские вопросы или выдвинуть гипотезы. В других — просят, используя различное оборудование, изобрести что-либо в лабораторных условиях и усовершенствовать свое изобретение. В заданиях, где требуется знание математики, учащихся просят предложить различные методы, позволяющие продемонстрировать определенные свойства данных или геометрических фигур, или сделать как можно больше выводов, следующих из представленного набора данных.

Компетентностная модель. Модель предполагает, что процесс креативного мышления включает выдвижение и  совершенствование разнообразных и  креативных идей, их оценку и  отбор тех, которые могут быть впоследствии доработаны и уточнены.

                           

                                                Выдвижение разнообразных идей

       Способность выдвигать разнообразные идеи предполагается измерять с помощью заданий, в которых учащихся просят на основе мозгового штурма или анализа предложить несколько разных решений, значимо отличающихся друг от друга; при этом все решения должны соответствовать исследуемой проблеме/задаче. Могут использоваться различные форматы заданий: записать название или рассказ, составить художественную композицию, предложить научные методы или поставить вопросы и т. п.

          Для оценки способности выдвигать креативные идеи используются следующие три критерия: 1) правомерность, адекватность ответа заданию; 2) оригинальность; 3) значимость, полезность, ценность ответа.

                                                    Оценка и отбор идей

        Оценка способности оценивать сильные и слабые стороны идеи на практике осуществляется с помощью заданий, в которых предлагается уже сформулированная идея сильные и слабые стороны которых необходимо оценить.

                                           Отбор наиболее креативных идей

      Критерии отбора также определяются с учетом специфики тематических блоков. В заданиях на письменное самовыражение учащимся предлагается отделить оригинальные идеи, имеющие креативную ценность, от  неинтересных. В заданиях на визуальное самовыражение учащиеся должны оценить такие свойства дизайна,

как четкость и понятность, производимое впечатление и оригинальность. В заданиях на решение проблем, как научных, так и социальных, учащиеся должны уметь заметить и выделить решения, которые действительно эффективны. В используемых форматах заданий учащимся может быть предложен набор идей, из которого надо выбрать самые креативные.

                                        Уточнение и совершенствование идей

    Оценка способности к уточнению и совершенствованию идей фокусируется на способности учащихся уточнять свои и чужие идеи, позитивно реагировать на обратную связь, добиваться прогресса в работе.

Особенности использование подходов исследования PISA

в заданиях для учащихся 5-х и 7-х классов

      В заданиях для оценки креативного мышления учащихся 5-х и 7-х классов в рамках мониторинга формирования функциональной грамотности используются оба компонента модели оценки — как тематическая, так и компетентностная.

      Давайте посмотрим примеры заданий для оценки креативного мышления.

Презентация.

5 класс.  Область «Письменное самовыражение».

Задание 1. Предмет оценки: ВЫДВИЖЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИДЕЙ

Оцениваются только те идеи, которые, во-первых, содержат в себе отсылку к литературным произведениям или кинематографу, во-вторых, описывают хотя бы минимальное изменение в сюжете произведения, в-третьих, не содержат насилия и ненормативной лексики. (Посадил дед репку, а вырос большой-пребольшой арбуз)

Задание 2. Предмет оценки: ОТБОР КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ. Объект оценки: Умение оценить оригинальность чужих идей (На первое место поставлена одна из идей, 2 или 3.

50% - справились

Задание 3. Предмет оценки: УТОЧНЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИДЕЙ (Доработка чужой идеи)

 Ответ принимается, если в ответе достаточно подробно, стройно и логично описывается продолжение сказки. Персонажи из другого произведения добавлены

не случайно, они несут определенную функцию. Вся идея выглядит достаточно оригинально. (Из-за того, что фея-крестная опаздывает, она отправляет своего племянника Ивана Царевича на сером волке к Золушке, чтобы они доставили ее во дворец.)

7 класс. Область «Решение социальных проблем»

Задание 1. Критерии оценки

Предмет оценки: ВЫДВИЖЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИДЕЙ. Объект оценки: Погружение в проблему: указаны разные потребности пострадавших. (Например: 1) в отдыхе 2) в еде 3) в вещях 4) в жилье ИЛИ 1) сотовый телефон 2) предметы личной гигиены 3) одежда 4) жилищные условия)

100%

Задание 2. Критерии оценки

Предмет оценки: ВЫДВИЖЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИДЕЙ. : Альтернативные решения: указаны разные варианты помощи (Например: 1) Раздача еды и одежды 2) Организация бесплатных мероприятий с призами 3) Сбор денег для таких людей 4) Организация фондов помощи ИЛИ 1) Рассказать знаменитостям 2) Распространить новость в интернете 3) Рассказать об этом масштабным организациям 4) Организовать митинг 5) Привлечь правительство)

57% - справились

14% - не справились

29% - справились частично

Задание 3. Предмет оценки: ОТБОР КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ

ответ принимается полностью, если выбранная идея адекватна заданию и ситуации, оригинальна и имеет ценность; например, выбрана одна из идей 1, 3 или 8

14% - справились

86% - не справились

Задание 4. Критерии оценки

Предмет оценки: УТОЧНЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ИДЕЙ

2 балла (ответ принимается полностью)

Хотя бы одна из новых идей адекватна заданию, соотносится с новыми требованиями задания, оригинальна и имеет ценность.

( Например: Расклеить информационные листовки о благотворительной акции в местах сбора подростков ИЛИ Заинтересовать данным вопросом популярного человека, т.к. популярные люди чаще всего привлекают общественность к действиям, ведь для некоторых людей этот человек может являться неким идолом, на которого они стремятся походить и подражают многим манерам его поведения и его действиям)

43% - справились

43% - частично справились

14% - не справились

В 2019-2020г. Завершился первый этап мониторинга формирования функциональной грамотности. Проведена апробация инструментария для оценки креативного мышления. Она показала, что в целом предложенная система заданий посильна и доступна для учащихся и 5-го, и 7-го классов. Результаты выполнения заданий и заключения региональных экспертов говорят о том, что большинство заданий требуют некоторой доработки текстов заданий. Легенды и структура заданий в целом приемлемы. Многие задания, по мнению экспертов, интересны и полезны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Статья "Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности"

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования....

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

Функциональная грамотность в дополнительном образовании это и развитие креативного мышления. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам,...

Креативное мышление – важнейший компонент функциональной грамотности

Развитие креативного мышления явлется одним из основных направлений работы педагога-психолога в рамках формирования функциональной грамотности обучающихся. В данной разработке представлениы как теорет...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности

В данной презентации раскрывается понятие "креативное мышление"...