Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.
статья

Агапова Елена Леонидовна

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агапова Елена Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ № 10 Калининского района Санкт-Петербурга

Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.

С 1 сентября 2022 года в школах России начнет действовать обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. Особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Это значит, что формированию и развитию читательской грамотности обучающихся необходимо уделять серьезное внимание, так как читательская данный вид грамотности рассматривается современными исследователями как ведущая способность XXI века.

В международном исследовании PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS  - Progress in International Reading Literacy Study – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA; см. https://fioco.ru/pirls) читательская грамотность определяется как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

В международном исследовании PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA - Programme for International Student Assessment – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет; см. https://fioco.ru/pisa) под  читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Результаты исследования PISA-2018 показывают, что российские школьники не справились или справились плохо со следующими видами заданий:

  • задания на одновременную работу с несколькими текстами (например, представленным в виде форума или посредством информационных вкладок, имитирующих режим работы в интернете);
  • выявление буквального смысла (все задания, в которых обучающимся предлагается понять переносное значение слова (фразы), установить многозначность, определить смысл, рожденный в условиях конкретного контекста (конкретной речевой ситуации);
  • выявление и анализ противоречий (проблемным для многих учащихся является неодносторонний взгляд на явления, взгляд на них с разных точек зрения, взгляд сквозь призму разнообразных мнений.

  • оценка качества и надежности информации (задания на верификацию).

Иными словами, обучающимся необходимо приобрести умения видеть в текстах знаки, сигналы, посылы, позволяющие сделать вполне однозначные выводы о качестве и надежности анализируемого информационного источника (веб-страницы, форума, чата и т. д.).

Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся – задача учителей разных предметов. На уроках литературы задания, развивающие читательскую грамотность, не следует выносить как отдельный блок. Умения, характеризующие уровень читательской грамотности, являются главным условием для изучения всего курса литературы и потому становятся не только основными читательскими действиями, но и предметными.

На уроках литературы необходимо работать над следующими видами заданий:

1. Задания на извлечение фактологической информации на уроках литературы

Поиск и извлечение информации из текста является первым этапом работы с текстом и предопределяет следующие читательские умения:

1.1. Выявлять место, где содержится искомая информация.

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц явной информации, расположенных в одном фрагменте текста.

1.3. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

1.4. Определять наличие-отсутствие информации.

2. Задания на интеграцию и интерпретацию информации

Читательские умения

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Задания на осмысление, оценку содержания и формы текста

Читательские умения

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Систематическая целенаправленная работа учителя русского языка и литературы, направленная на формирование и развитие читательской грамотности обучающихся, позволит обучающимся овладеть следующими универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
  2. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000 / ред. Г. С. Ковалева. М.: Логос, 2004.
  3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы для обсуждения. М. 2010. http://centeroko.ru/public.html
  4. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284–300.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Доклад «Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»

laquo;Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного  развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

Выступление "Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности"

Выступление на заседании методического совета школы по теме "Работа по формированию функциональной грамотности"...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

Статья "Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности"

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования....