Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством в рамках духовно-нравственного воспитания
статья
В современном мире, перед образовательными учреждениями ставится задача формирования устойчивых духовно–нравственных качеств личности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Декоративно-прикладное искусство – одно из средств духовно-нравственного воспитания – учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, является одним из факторов гармоничного развития личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством в рамках духовно-нравственного воспитания
В современном мире, перед образовательными учреждениями ставится задача формирования устойчивых духовно–нравственных качеств личности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Декоративно-прикладное искусство – одно из средств духовно-нравственного воспитания – учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, является одним из факторов гармоничного развития личности. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к России, воспитывается гордость за свой народ, поддерживается интерес к его истории и культуре. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории своего народа и его традициях. Декоративно-прикладное искусство как вид учебно-творческой работы развивает трудовые умения и навыки; раскрывает красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров; формирует эстетический вкус и идеал.
В декоративно-прикладном искусстве используются основные направления:
1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В ДОУ работает кружок по декоративно-прикладному искусству. Цель работы данного кружка - формирование и развитие основ художественной культуры ребенка и духовно-нравственное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство (слайд 3).
Задачи следующие:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса;
- Развитие художественно-творческих способностей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Развивать мелкую моторику рук детей;
- Обогащать словарный запас.
Приобщая детей к различным видам декоративно-прикладного искусства в процессе занятий по художественному творчеству (декоративному рисованию) учу воспринимать прекрасное и доброе, знакомлю с народными традициями, закладываю основы духовно-нравственного воспитания.
Например, при ознакомлении детей с Дымковской игрушкой (или другим видом народного декоративного искусства), не только показываю элементы росписи, но, прежде всего, говорю о истории и месте возникновения, традициях, способах изготовления, о назначении предметов декоративно-прикладного искусства (слайд 4).
Немаловажным условием развития духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народного творчества является наличие не только иллюстраций народных игрушек и предметов быта, но и их материальное воплощение. Рассматривая красочные фигурки, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства (слайд 5).
Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладное искусства я сопровождаю народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми.
Так, первая встреча с народными промыслами начинается со второй младшей группы. Дети знакомятся с дымковской игрушкой, с элементами росписи и учатся составлять узор, используя нетрадиционные техники рисования. Со средней группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т.п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, кистью как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками. Расписные фигурки используются детьми в обыгрывании потешек, народных песенок. Так расписные лошадки весело скачут под потешки:
Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.
Конь бежит – вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка ничком лежит.
Краткие образные характеристики помогают детям ярче представлять, воображать тот или иной предмет или персонаж, формируют доброжелательное отношение к нему (слайд 6).
В детском творческом объединении «Художники-умельцы» участвуют воспитанники старших групп (слайд 7). С детьми продолжаем знакомство с изделиями народного промысла, закрепляем и углубляем знания о дымковской, филимоновской, каргопольской и других игрушках через просмотр видеофильмов. Дети лепят из глины несложные фигурки дымковских и филимоновский игрушек (уточек, курочек), расписывают их (слайд 8). Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности. Из наиболее удачных работ детей в нашем детском саду организуются сюжетные картины, например «Дымковская деревушка», «Чудо-ярмарка», а так же создаем индивидуальные и групповые экспозиции по результатам детского творчества (слайд 9).
Результатом моей работы стало:
• Дети имеют представление о народных промыслах и различают их;
• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки полученные на занятиях;
• У детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа;
• Развивается художественный вкус, они учатся видеть красивое вокруг себя, выражают свои впечатления;
• Приобретают трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Большое значение уделяется участию в городских выставках, которые проходили в «Забайкальском краеведческим музее» в рамках Года культурного наследия народов России. В городской выставке детского творчества дошкольников «Рукотворные чудеса» были представлены работы наших воспитанников (слайд 10).
Мною разработаны и реализуются проекты, направленные на более глубокое и подробное изучение народной игрушки. В ходе проекта «Народная игрушка» дети знакомились с разнообразием народной игрушки (дымковская, филимоновская, тряпичная кукла, матрешка); с историей возникновения их на Руси; изучали и применяли на практике технологии изготовления различных видов игрушек, элементы росписи.
Для разработки и реализации проекта «Новогодняя игрушка - 2025» стала Дымковская игрушка как основная тема новогоднего оформления Читы и районов Забайкальского края. Целью данного проекта стало изготовление новогодней игрушки, с использованием техники нетрадиционного рисования с элементами дымковской росписи (слайд 11).
Непосредственное участие детей в различных развлекательных мероприятиях, таких как «Ярмарка народных промыслов», знакомит обучающихся с народными традициями, воспитывает нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, обогащает духовно (слайд 13).
В учреждении организованы постоянно действующие семинары с педагогами по декоративно-прикладному искусству с практическими занятиями (лепка и роспись изделий из глины). На этих семинарах я делилась своим личным опытом работы с глиной. По окончанию педагоги смогли повысить свой уровень мастерства по работе с глиной. Итогом наших семинаров стала выставка работ педагогов (слайд 14).
Непосредственными участниками по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством стали наши родители. Они являются активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку, взрослый сам духовно обогащается (слайд 15).
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия декоративно-прикладным искусством являются стартовой площадкой для формирования творчества обучающихся, помогают детям реализовать свои задуманные проекты и представить их на выставках; развивают у них доброжелательность, любовь к своей родине, мышление, память, воображение, художественно-эстетический вкус и творческие способности. Постепенно из маленького человека вырастает творческая, духовно-нравственно развитая личность, способная созидать. И моя работа с детьми предполагает развитие творческой, духовно-нравственной личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".
«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....

Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.
Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме....

Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»
Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...

Представление программы дополнительного образования детей по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»
Защита образовательной программы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
творческая индивидуальность...

Патриотическое воспитание детей через декоративно - прикладное искусство
«Патриотическое воспитание детей через декоративно – прикладное творчество».Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого и...
