Методический семинар ШМО учителей математики по теме "Формирование функциональной грамотности обучающихся: теория и практика исследований»
статья

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар ШМО учителей математики, физики и информатики МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им.А.Ш.Джанибекова» на тему:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся: теория и практика исследований»

2023 г.

Цель: повышение мотивации и формирование интереса у учителей к процессу формирования у учащихся практических навыков развития функциональной грамотности.

Задачи:

  1. Познакомить с международными сравнительными оценочными исследованиями функциональной грамотности учащихся.
  2. Раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся», «профессиональная компетентность учителя».
  3. Рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования.
  4. Познакомить с приёмами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности у учащихся.

План семинара:

1. Математическая грамотность  школьника как компонент функциональной  грамотности.      

К.И.Маликова,  учитель математики.

2. Приёмы формирования функциональной грамотности  на уроках математики.

К.А. Оразбаева, учитель математики.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. (Презентация)

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

- Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

- Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

- Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

В своей работе я стараюсь чаще использовать нестандартные задачи.

Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики:

  •  Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка математического. Для решения нужно применять знания, не только математические, но и знания соответствующей предметной  области; также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими учащимися.
  •  Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
  • Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом учащегося, но они помогают  увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания,  полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

Общие выводы и рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы

(по результатам апробации учебных материалов 2022 года)

Общие выводы

В ходе анализа результатов апробации учебных материалов для формирования функциональной грамотности обучающихся 6, 8 и 9 классов общеобразовательных организаций были сделаны предварительные выводы о состоянии сформированности функциональной грамотности обучающихся и сформулированы рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы.

1.  В целом результаты обучающихся, полученные в ходе апробации учебных материалов, соответствуют результатам, полученным российскими обучающимися в исследовании PISA-2018, хотя разработанные задания в основном были более сложные, чем задания PISA.

         Уровень освоения основных компетенций, определяющих сформированность функциональной грамотности, ниже 50%. От 75% до 85% обучающихся продемонстрировали пороговый уровень функциональной грамотности или превысили его по отдельным направлениям функциональной грамотности. 16- 18% обучающихся демонстрируют самые высокие уровни (повышенный и высокий уровни) функциональной грамотности.

2. Положительным моментом, выявленным в ходе мониторинга, является готовность учащихся браться за решение предложенных им задач, даже самых сложных и непривычных, что свидетельствует о потенциале повышения их функциональной грамотности.

При этом значительная часть учащихся на фоне интереса к описанной ситуации демонстрирует неумение прочитать предложенный текст, выбрать информацию, применить предложенные в качестве дополнительных сведений факты или формулы, вычленить из реальной ситуации предметные аспекты. Многие учащиеся испытывают серьезные затруднения при вычленении необходимой информации из текста, таблиц, диаграмм и схем.

Ответы учащихся демонстрируют неумение переводить информацию из одного формата в другой.

Большинство учащиеся испытывают затруднения с переносом даже элементарных знаний в новые ситуации.

3. В условиях проведения работы в дистанционном режиме обучающиеся имели возможность пользоваться любой учебной и справочной литературой, а также поисковыми системами. Подавляющее большинство обучающихся продемонстрировали неспособность оценить, насколько найденная информация подходит к заданию, уместна ли она при ответе на поставленный вопрос.

4. Результаты обучающихся 9 классов по всем направлениям функциональной грамотности, кроме креативного мышления, практически не отличаются от результатов учащихся 8-х классов.

Рекомендации

1. Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

2. В учебном процессе необходимо создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность учащихся, мотивирующие их на эту деятельность и проясняющие смыслы этой деятельности.

Необходимо наряду с тренировочными учебными заданиями, строящимися по принципу «от способа к задаче» предлагать учебные задания и иного типа («от задачи к выбору способа»), а также иные учебные задания, в которых

-проблема ставится ВНЕ предметной области, но решается с привлечением предметных и метапредметных знаний, умений и навыков, при этом требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета;

- ситуация требует осознанного принятия решения: выбора способа действий, модели поведения и т.п.;

- не содержится явного или неявного указания на способ действий;

- не только допустима, но и необходима возможность использования альтернативных подходов и решений.

 «Хорошими» заданиями с точки зрения «пошагового» формирования всех составляющих функциональной грамотности являются:

- учебные исследования, проекты и задания проектного типа,

- кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий,

- задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.),

- задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.

3. Для формирования функциональной грамотности большое значение имеют метапредметные умения и навыки, в частности, смысловое чтение, умение контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности, критическое, аналитическое и креативное мышление. Объединение усилий преподавателей образовательной организации в рамках общей программы достижения метапредметных результатов образовательного процесса может внести вклад в эффективность их формирования.

4. Необходимо обратить внимание на совершенствование методик преподавания отдельных предметов, направленное на решение задач формирования функциональной грамотности. Например, в области формирования естественнонаучной грамотности необходимо усиление экспериментальной составляющей в изучении естественнонаучных предметов с приданием лабораторным работам исследовательского характера.

5. Для организации работ, обобщения и распространения опыта и эффективных практик целесообразно использовать ресурсы различных объединений учителей: методических объединений всех уровней, ассоциаций, сетевых сообществ.

6. В области повышения квалификации учителей надо сделать акценты на

- различение оценки и формирования функциональной грамотности обучающихся,

- предусмотреть обучение групп/команд учителей разных предметов, работающих в одной школе, современным подходам к формированию функциональной грамотности обучающихся на основе разработанных и опубликованных учебных и диагностических материалов.

7. Для выявления динамики формирования функциональной грамотности целесообразно регулярно проводить мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся.

Итоги семинара.

Таким образом современных школьников необходимо учить самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А учителю необходимо развивать в своих учениках, умение анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить, а также создавать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

Все методы, приёмы, технологии и формы организации используемые учителем, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Рефлексия. Приём «Мозговой штурм»

1. Когда появился термин «функциональная грамотность»?

2. В каких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированности функцинальной грамотности?

3. Как определяют термин «функциональная грамотность»?

4. Какие виды функциональной грамотности существуют?

5. Каковы отличительные черты функциональной грамотности?

6. Условия, необходимые для формирования и развития функциональной грамотности школьника?

8. Какими компетенциями должен обладать учитель?

9. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»

laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...

Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».

Методический семинар-практикум«Проектирование урока, формирующего функциональную грамотностьобучающихся»....

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:...