ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по математике (5, 6, 7, 8 класс)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-8 КЛАССАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._statya_dlya_attestatstsii2.docx101.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самыкина Н. М..

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Грин Хабборт (1856-1915), американский писатель, художник и философ.

Современное общество стремится обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей, через комплексное решение возникающих социальных или экономических проблем. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Под функциональной громкостью в процессе обучения в общеобразовательной школе принято понимать умение школьниками решать жизненные задачи в самых различных сферах деятельности человека в реальной жизни, способность школьника на практике использовать полученные математические знания для правильного решения часто возникающих в быту и повседневной жизни задач, а также с уверенностью применять имеющиеся математические знания и навыки в различных жизненных ситуациях. При этом важно заложить данные знания, умения и навыки функциональной грамотности постепенно с освоением математики.

В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности учеников основной школы занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Тут учитывается шесть составляющих функциональной грамотности: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Нередко учитель сталкивается с вопросом от учеников: «А как это пригодится нам в реальной жизни?». Практико-ориентированные задачи – это ответ на этот вопрос. В данных задачах в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче взяты из реальной действительности. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в жизни. Используются иллюстрации: рисунки, таблицы. В таких задачах требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Общий прием решения подобных задач включает:

  1. знание этапов решения;
  2. обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи;
  3. владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

К этапам решения можно отнести:

  • анализ текста задачи;
  • перевод текста на язык математики;
  • установление отношений между данными и вопросом;
  • составление плана решения задачи;
  • проверка и оценка решения задачи.

Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программах нет отдельной темы по решению прикладных задач. Но учить этому нужно. Для начала в 5 и 6 классах важно научить школьников гибкому и адаптивному чтению на уроках математики, при этом подбирая разные задачи по сложности, где ключевым аспектом будет их жизненная направленность, то есть задачи должны быть связаны с простыми примерами из жизни обучающихся.

Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: это определять главное и второстепенное в тексте задачи; сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики; уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста); составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные; вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту; развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли.

Пример (5 класс).

1.

Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Здесь ученик должен прочитать текст внимательно, понять , что ему дано и что надо найти, ответить на поставленный вопрос. Так, напр., с 10 утра до 10 вечера – это 12 часов.

2.

Вдоль дороги (по прямой) через каждые 2 метра высажено дерево, всего посадили 120 деревьев, найдите длину зеленого ограждения.

Решение.

Построим простую геометрическую модель. Обратим внимание: точек – три, а отрезков – два. Построим аналогичные геометрические модели из трех, четырех точек. Замечаем, что количество точек на одну больше, чем отрезков, соединяющих соседние точки. По условию деревьев – 120 шт, отрезков между соседними деревьями - 119. Длина зеленой изгороди 2*119=238 м. Ответ: 238 м длина зеленой изгороди.

Во время пандемии возросла популярность подписок в сети Интернет, по которым пользователь получает доступ к различным ресурсам хорошего качества: музыка, фильмы, книги. 03 сентября 2020 года Пётр решил оформить подписку «Премиум музыка» – десятки миллионов треков от российских и мировых исполнителей. Есть много плейлистов по настроению, жанрам и годам. Бесплатный пробный период: 15 дней. Оплата в последующие дни по тарифу – 12 рублей в день. 28 сентября 2020 года Пётр обнаружил, что сумма на его карте уменьшилась, причём никаких покупок по карте за последние 15 дней он не совершал. Как оказалось, деньги были сняты в счёт оплаты подписки. Определите какая сумма была списана с карты Петра в счёт оплаты подписки.

Решение Бесплатный период с 03 сентября по 17 сентября. (3 сентября первый день подписки) Платный период с 18 сентября по 28 сентября – 11 дней. Сумма оплаты подписки: 11 × 12 = 132 руб.

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЕЛИЧИНЫ

ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

А) площадь почтовой марки

Б) площадь письменного стола

В) площадь города Санкт-Петербург

Г) площадь волейбольной площадки

1) 362 кв. м

2) 1,2 кв. м

3) 1399 кв. км

4) 5,2 кв. см

При этом математическая грамотность в этих классах по степени сложности может соответствовать 1-2 уровням функциональной грамотности.

В 6- 7 классах задачи начинают усложняться, при этом особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.

Пример (6-7 класс).

У вашей соседки одинокой пенсионерки Марии Ивановны пришли в негодность два предмета мелкой кухонной техники: блендер и мясорубка. Она планирует приобрести в ближайший месяц два новых прибора и уже определилась с выбором моделей. В магазине «Техник-сити» блендер стоит 2000 руб., а мясорубка – 4000 руб. Но при покупке двух и более предметов мелкой бытовой техники магазин предлагает своим клиентам скидку в 10% на всю покупку. А магазин «Техномаркет» предлагает начислить бонусы в размере 20% от стоимости покупки на карту клиента магазина, использовать которые покупатель может полностью в течение месяца при следующей покупке бытовой техники. В этом магазине блендер продаётся за 1500 руб., а мясорубка – за 4800 руб. Предложите Марии Ивановне самый выгодный по цене вариант покупок и посчитайте, сколько денег она при этом потратит, если она пришла именно к вам, как к самому «крутому» математику в подъезде.

Решение: Марии Ивановне стоит рассмотреть следующие варианты покупки: 1. Приобрести всю технику в магазине «Техник-сити».

Тогда она потратит (2000+4000)*0,9=5400 рублей.

2. Приобрести в каждом из магазинов один из видов техники, выбирая самый дешевый её вариант. Тогда ей следовало бы купить мясорубку в «Техник-сити» и блендер в «Техномаркете». В этом случае она потратит 4000+1500=5500 рублей. Заметим, что первый вариант более выгодный.

3. Приобрести в «Техномаркете» сначала мясорубку, поскольку она дороже, а, значит, на неё можно получить наибольшие бонусы, а затем уже приобрести, используя накопленные бонусы, блендер. Тогда она потратит 4800+1500-4800* рублей.

Это и есть самый выгодный вариант.

В городе два магазина. В первом висит объявление о снижении цен на 80%, во втором — о снижении цен в 5 раз. В какой магазин вы пойдёте, если цены в обоих магазинах до снижения были одинаковыми?

Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в ) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).

В 8 классе продолжается усложнение математических задач и уровень функциональной грамотности может достигать 3-5 уровней.

Семья Ивановых решила купить телевизор и повесить его на кухне в нише шкафа. Размер ниши: ширина – 80 см, высота – 60 см. Сможет ли семья Ивановых разместить в нише широкоформатный телевизор с диагональю экрана 37 дюймов, если его высота равна 18 дюймам?

  1. дюйм приблизительно 2, 54 см)

Знак «Крутой подъем», предусмотренный правилами дорожного движения, информирует водителя о приближении к подъему и о крутизне подъема, выраженной в процентах (число показывает, на сколько метров поднимается дорога в среднем на каждые 100м пути). Подъем обозначен знаком (см. рисунок). Пользуясь таблицей, определите примерно угол этого подъема в градусах. Это нужно, так как ваша семья решила поехать на Байкал, где таких знаков много.

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности. Здесь уже нужно разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, уметь работать с кейсами в группах; уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам; уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

Вам нужно обновить футбольный мяч. Сколько кожи пойдёт на покрытие футбольного мяча радиуса 10 см (на швы добавить 8% от площади поверхности мяча)?

Для оценки стоимости земельного участка (дом, земля, деревья и кустарники) необходимо знать площадь участка. Для определения площади участка вы заказываете услуги геодезиста. В результате по вашему заказу сформирован отчет в виде следующего рисунка.

Сплошной линией показаны границы всего участка, возможного расположения дома и земли. Работа геодезиста считается выполненной полностью и достойной оплаты, если в отчете указаны все характеристики участка: границы, расположение объектов и координаты участка. Масштаб: 1:500 см. Можно ли принять работу геодезиста и оплатить его услуги? Объясни свой ответ

Решение. Так как отчет должен обладать координатами участка, а одна из них отсутствует, то принять работу и оплатить услуги нельзя.

Известно, что в Южной Америке леса занимают 8,6 млн км2, а в Африке — 6,7 млн км2. Площадь лесов в этих регионах постоянно сокращается, по оценкам специалистов, примерно на 40 000 км2 в год. Запишите формулу изменения площади лесов на территории Южной Америки и Африки и с её помощью определите, через сколько лет площадь лесов в Южной Америке и Африке сократится на 20 %, если не будут предприняты усилия по их восстановлению.

Решение.

Пусть площадь лесов за S км2, количество лет, за которые сокращается площадь лесов n. Формула изменения площади лесов на территории Южной Америки и Африки:

Выразим количество лет через площадь:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функциональная грамотность – это не новые знания. Это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт. Это способность к синтезу, обобщениям, интеграции и переносу знаний. Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности? В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы, материалах ВПР, олимпиадах по финансовой грамотности. Задача непростая, но в итоге, ребёнок будет обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.

СТАТЬЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ( МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСК...

Решение прикладных задач на уроках математики, как средство формирования мотивации при изучении предмета.

Статья по теме формирования мотивации на уроках математики посредством решения прикладных задач...

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...

Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"

Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...