Мастер-класс "Шесть шляп мышления"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляю мастер-класс «Шесть шляп мышления». Свое выступление хочу начать со слов Альберта Эйнштейна
«Если вы хотите изменить что-то малое в своей жизни – измените отношение, но, если вам нужны большие перемены – меняйте мышление».
Автором этого метода является английский писатель, специалист в области творческого мышления Эдвард де Боно.
Посмотрите, вот перед вами сундучок. Что же там находится? (вытаскиваешь шляпу) Да, это шляпа! Кому она нравится? Как вы думаете, что она несет? Какие мысли? (таким образом раздаете шляпы)
Спасибо за ваши предположения, а сейчас прошу, послушайте притчу.
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца за наследством, но обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами. Братья сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Они разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным. Третий, в черной шляпе начал замечать недостатки во всём, критически относиться к окружающему.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, позитивное, видел всё в светлых тонах.
Всё, к чему прикасался пятый брат в зеленой шляпе, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Предлагаю вам представить себя на месте братьев. Вы уже выбрали шляпы, пора за работу. На данном слайде вы видите мнемотаблицу под названием «Вечный огонь». Ваша задача описать эти изображения целиком 1-2 предложениями или словосочетаниями с позиции своей шляпы. Синяя шляпа сделает общий вывод.
А теперь послушайте окончание притчи.
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!
А теперь вопросом обсуждения будет рассказ Владимира Богомолова «Вечный огонь».
Четко печатая шаг, идет смена почетного караула пионеров города-героя. В руках у них настоящие автоматы, с которыми их отцы и деды сражались за город на Волге.
«Раз-два-три!» — шагают мальчишки в красных галстуках по лестнице к гранитному обелиску, что возвышается над братской могилой защитников Сталинграда.
«Раз-два-три!» — расходится почетный караул пионеров.
«Раз-два!» — сменяют они на посту своих товарищей.
Вьются вверх языки пламени Вечного огня.
Звучит торжественно музыка.
Все, стоящие у братской могилы в сквере на площади Павших борцов, снимают шапки...
Ваня и дедушка тоже снимают.
Молча стоят люди.
Они чтут память тех, кто отдал свои жизни за победу над врагом, за победу над гитлеровским фашизмом.
Ваня поднимает голову и смотрит на дедушку, на его китель, на ордена и медали.
— «За оборону Сталинграда!» — шепчут губы мальчика. — Вот она, какая, медаль, которой так дорожит дедушка!..
Ваня смотрит на дедушку, на медаль, на пионеров, стоящих в почетном карауле у Вечного огня, и думает, что вырастет он скоро и станет пионером, и сделает много хороших дел, чтобы получить право шагать в строю почетного караула и заступить на почетную вахту у памятника героям.
Коллеги, прошу с позиции своей новой шляпы выполнить ту же работу, что и с таблицей, но с текстом. И выполняя эту же работу, вы будете рассматривать данный рассказ на эту же тему с другой точки зрения.
Выступление коллег.
Синяя шляпа делает вывод.
Меняем шляпы, коллеги!
А сейчас предлагаю применить данный метод на этапе РЕФЛЕКСИИ:
Белая: На мой взгляд, больше всего удалось…. (факты, информация).
Красная: Меня удивило…. (эмоции, интуиция).
Чёрная: Я думаю, что ……. (критика, оценка).
Жёлтая: Для меня было открытием то, что… (логический позитив, оптимизм).
Зелёная: На будущее я учту (креатив, новая идея).
Синяя: Я могу похвалить за (обобщение).
ВЫВОД:
Этот метод направлен на формирование критического мышления детей и легко может быть использован на любом уроке, что позволит сделать урок красочным и увлекательным. Это простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...
шесть шляп мышления
презентация...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...


