Открытое занятие по лепке в технике пластилинографии "По следам Масленицы"
план-конспект

Орлова Ольга Викторовна

конспект открытого занятия по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_sledam_maslenitsy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «По следам Масленицы»

Образовательные задачи :дать детям знания о русском народном празднике Масленица.

Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы (как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины). Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи. Развивать воображение, сенсомоторную координацию.  Совершенствовать умения при лепке, использовать разные приемы лепки.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям. Воспитывать умение планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла, дружеские отношения, взаимовыручку.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что каждому времени года приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. А чтобы зима не гневалась и ушла по - хорошему и в свой положенный срок , русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.

Вот послушайте загадку:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Педагог: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. И встретились мы с вами, чтобы зиму проводить, да весну встретить. Вот только беда у нас масленица наша пропала, не хочет зима уходить, да весну хозяйничать впустить.

Украла зима Масленицу и заперла ее в ледяной терем, а солнце превратила в льдинку  и разбила на мелкие кусочки. Один мне удалось сохранить, а остальные зима раскидала по свету. И прислала письмо.

Ха-ха-ха не видать вам весны и Масленицы я буду хозяйкой, замету пути дороги, нашлю холода, пусть все дома сидят да в окно глядят. А масленицу выручить смогут только дружные ребята и смелые, и умные, если соберетесь по следам Масленицы идти, то придется вам испытания пройти.

Но и это не беда, есть у меня кусочек карты, как Масленицу отыскать. Ну что отправляемся по следам масленицы, За каждое правильно выполненное задание вам дадут кусочек солнца и мы его соберем, солнце это символ масленицы.(Музыка фоном масленица).

 1.Идем по зеленым следам_конверт 1-ый ребята нам нужно узнать о днях масленицы, и тогда получим кусочек солнышка: зима перепутала все дни недели, а вы знаете с какого дня начинаетя неделя? Давайте назовем дни недели .

Педагог: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Понедельник - встреча Масленицы. Пекут маленький блин и дают его детям. Блинок грели на солнце и приговаривали: «Уходи, зима сопливая, приходи лето красное, с сохою, с бороною, с голосочками».                

 Вторник - "Заиграй!". Строили горки, крепости, вешали качели делали чучело Масленицы.                                           

Среда – «лакомка», один раз в день вся семья обязательно ела блины: в ужин, в обед или в завтрак.  

 Четверг – «Широкая Масленица». Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины: из гречневой   муки, с морковкой - оранжевые, со свеклой - красные, с сушеной крапивой – зеленые и т.д.                                     

Пятница – «Тещины вечерки». Семья шла к бабушке на блины.                                                                                                                                                             Суббота – «Золовкины посиделки» - в гости к тетям, дядям. (Воспитатель объясняет детям слова «теща»,«золовка»)                                                                                                                                                      Воскресенье – «Прощеное воскресение». Люди в этот день просят друг у друга прощения за причиненные обиды («вольные и невольные», т.е. надо просить прощения у человека даже тогда, когда ты не хотел его обидеть – это вышло случайно). В старину отвечали: «Бог простит».  Мы с вами будем Масленицу праздновать; хороводы водить, крепость брать, чучело сжигать и блинами угощаться. А прощеное воскресение придет - будем просить прощения у своих близких за обиды, причиненные им. Таковы наши русские традиции. Ураа еще один кусочек солнышка.

.2. идем дальше по синим следам- конверт- загадка про блин:

Вот еще вам загадка:

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Доскажи словечко.

На тарелке он один -называем просто (блин)

Много испекли их мы –назовем тогда блины

испекли для дочек-назовем блиночек

Будет кушать их сынок- назовем тогда блинок

Огромный как домище-назовем тогда блинище

Атеперь нам нужно блин испеч, кто знает рецепт теста? Что туда нужно положить, давайте тесто делать.

Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)

Разливайся блинок (расходятся)

Разливайся большой.

Оставайся такой

Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)

Ой, подгорел! (2 раза)

Молодцы! Еще кусочек солнышка. У нас все кусочки собраны, но чего то не хватает –лучиков.

Вот и собрали мы все кусочки, теперь давайте встанем в круг и произнесем закличку, чтоб сонышко пригревать стало.

- Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку.

Солнышко покажись,

Красное нарядись

Поскорей не робей нас ребят обогрей.

Не получается не идет масленица, не хватает солнышку лучиков, давайте слепим маленькие лучики солнышки.

Ребята теперь нужно украсить наши солнышки лучиками, чтоб Масленицу вернуть. Дети садятся за столы лепка.

Прежде чем приступить к работе, выполним пальчиковую гимнастику «Масленица»:

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку  - кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.(первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

Вот и кончилась игра,

Приступать к работе нам пора.

Разогрели ручки, а теперь предлагаю вам приступить к работе.

С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно - прикладного искусства обращает внимание детей на солнечные знаки. Показывает детям их декоративные варианты (круг, круг с точками ,круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треугольниками).

После как слепили встаем в круг, говорим  закличку.

Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Солнышко покажись,

Красное нарядись

Поскорей не робей нас ребят обогрей.

Ой Масленица покажись, мы тебя заждались.(Выходит героиня в русском народном костюме, желтом сарафане, кокошник-солнышко, с корзинкой, а там угощения для детей, говорит спасибо, что выручили, и раздает угощения (леденцы на палочке)).

Рефлексия.

Ну что пора прощаться, сажите, вам понравилось наше путешествие. Что больше всего понравилось, как настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого занятия по внеурочной дечтельности, техника "Оригами" во 2 классе "Веселые лягушата"

Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС. В нем вы увидите использование метапредметных связей, эксперимент по теме занятия, а также пошаговое руководство изготовления лягушки в т...

Открытое занятие по теме: «Современные техники плетения косы из пяти прядей»

Сегодня коса, как и много лет назад – это настоящее украшение – милое, очаровательное, завораживающее и сексуальное. На первый взгляд может показаться, что коса из 5 прядей плетется очень и очень слож...

Открытое занятие по теме: «Современные техники плетения косы из пяти прядей»

Сегодня коса, как и много лет назад – это настоящее украшение – милое, очаровательное, завораживающее и сексуальное. На первый взгляд может показаться, что коса из 5 прядей плетется очень и очень слож...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Роль техники в современном мире"

Материал представляет собой проект открытого занятия по теме "Роль техники в современном мире" в 11 классе, подробный конспект открытого урока с приложениями ,а так же презентация , сопроваждающая уро...

Конспект открытого занятия по лепке из соленого теста: "Мамы в нашей жизни!

Конспаект проводился в греппе первого года обучения ! (10 - 12 лет)  Цель занятия: Создать проект "Мамы в нашей жизни!...

Открытое занятие: «Декорирование тарелочки в технике декупаж»

Изучить новую технику декорирования бытовых предметов на примете обратного декупажа тарелки, освоить основные приёмы работы, воспитать художественный вкус....