«Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно- пространственной среды музыкального зала ДОУ»
статья
планирование пространства музыкального зала для музыкальных занятий дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Вишенка»
РМО музыкальных руководителей
Семикаракорского района № 2
Семинар «Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала ДОУ»
Сообщение на тему:
«Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно-
пространственной среды музыкального зала ДОУ»
РМО музыкальных руководителей
28.03.20204г
Содокладчик:
Музыкальный руководитель
МБДОУ Д/с «Вишенка»,
педагог высшей категории
Сластен Е.В.
г. Семикаракорск. 28.03.2024г
Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно-
пространственной среды музыкального зала ДОУ
Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана и утверждена приказом Министерства просвещения 25.11.2022 № 1028
С 1 сентября 2023 года музыкальные руководители должны привести в порядок музыкальный зал и центры музыки в группах. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) включает организованное пространство: музыкальный зал, детские музыкальные инструменты, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения, предметы для самостоятельной творческой деятельности детей.
Специалисты РАО (Российская Академия Образования) предлагают разделить комплектующие РППС на две части:
- инвариантную, которая обеспечивает решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
- вариативную, которая учитывает социокультурные и региональные особенности детского сада.
Инвариантная часть РППС включает:
– научно-методическое сопровождение образовательного процесса, которое позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;
– оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ООП ДО;
– дополнительные комплектующие, позволяющие обеспечить преемственность между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и др.
Вариативная часть включает:
– локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;
– программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП (Адаптированная основная общеобразовательная программа) для детей с ОВЗ, – парциальные программы, программы дополнительного образования и др.;
– оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.
Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 7 лет, по всем образовательным областям.
Что нового в РППС
В новой Федеральной образовательной программе (ФОП) нет жёстких требований к организации РППС, поэтому музыкальные руководители вправе самостоятельно её проектировать. РППС должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, СанПиН, образовательной программе ДОО и возрастным особенностям детей.
Пункты ФОП ДО о предметно-пространственной среде.
Пункт 31.4. Единое пространство. Создайте единое музыкальное пространство, согласуйте между собой компоненты в зале и группах. Идеальный вариант, когда вы согласуете предметы для музыкальной деятельности по содержанию, масштабу и художественному решению.
Пункт 31.5. Региональный компонент. При проектировании РППС учитывайте местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОО. Используйте возможности и потребности детей и их семей, педагогов, участников сетевого взаимодействия.
Пункт 31.11. Оборудование для информатизации. Установите оборудование для информационно-коммуникационных технологий. Учитывайте регламент безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.
Пункт 31.12. Цифровая образовательная среда. Проверьте наличие элементов цифровой образовательной среды. Создайте интерактивные площадки для сотрудничества и творческой самореализации ребёнка и взрослого. Это кванториумы, мульт-студии, роботизированные и технические игрушки и др.
Пункт 32.6. Дополнительные помещения. Если позволяют возможности ДОО, оборудуйте в дополнительном помещении видеотеку, театральную или мульт-студию, кванториум для музыкальных опытов. Они расширят образовательное пространство. Кванториум – простыми словами это детский технопарк. Оборудуйте музыкальную мини-лабораторию, где дошкольники будут проводить эксперименты со звуками.
Условия для музыкальной деятельности
Как презентовать свой опыт, какое оборудование и инвентарь необходимы, чтобы выполнить задачи художественно-эстетического воспитания в области «Музыка».
Музыкальный зал. Просторный, светлый, уютный, без излишеств, стены окрашены в приятные пастельные тона. Фортепиано поставьте так, чтобы музыкальный руководитель, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.
Напольное покрытие. Пол в зале лучше застелить ковром, чтобы во время движений дети не поскользнулись.
Специальная мебель. Подготовьте место для хранения инструментов, атрибутов для музыкально-творческой деятельности дошкольников.
Центры музыки в группах. Для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе выделите отдельное место для занятий. Устройте музыкальный уголок и оборудуйте его мебелью, дидактическими играми и пособиями.
Музыкальные инструменты. Разместите в уголке разнообразные детские музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. Они пригодятся для свободного музицирования.
Самодельные атрибуты, элементы костюмов. Расположите их так, чтобы дети с воспитателем использовали их на занятиях, в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Их можно заменять в зависимости от сезона.
Конечно, очень важно следить за качеством звука и изображения. Помнить, что дошкольникам следует проводить у экрана телевизора не более 20 минут в день.
Аудиовизуальные средства. Наличие мультимедийных средств, записи детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, демонстрационного экрана. Так дети с воспитателем при желании послушают музыку, поиграют в сюжетно-ролевую игру «концерт», посмотрят видео к разделу «Слушание музыки».
Музыкально-дидактические пособия. Разместите музыкально-дидактические игры, изготовленные педагогами совместно с родителями. Добавьте к ним наглядные пособия, иллюстрации природы, животных, картинки по содержанию песен, фланелеграф. Также определите место для портретов русских и зарубежных композиторов, детские иллюстрации к песням, картотеки музыкально-ритмических игр, схем, сигнальных карточек и мнемотаблиц. Предложите воспитателям оформить тематическую мини-выставку по произведениям или по сезонам.
Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, методическую литературу храните в музыкальном зале, в секционных шкафах или в кабинете музыкального руководителя. Всё оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном воспитании дошкольников.
Описание развивающей среды музыкального зала, оформления музыкального зала к различным праздникам....

Предметно-пространственная среда музыкального зала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №404» г. о Самара
Предметно-пространственная среда музыкального заламуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №404» г. о Самара...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

«Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала. Роль РППС в оздоровлении детей»
Обобщение опыта работы на тему "Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала. Роль РППС в оздоровлении детей"...

Организация развивающей предметно-пространственной среды
Создание музыкальных центров в группе реализует принцип воспитания всесторонне развитой творческой личности. Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей сре...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для использования игровой технологии в работе учителя-логопеда МАДОУ №75 Мартыненко Л.А.
Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды и использования в ней игровой технологии для повышения мотивационной готовности детей с ТНР в процессе логопедически...

Изменения развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала 2022г.
Изменения развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала МАДОУ №136 представлена в виде презентации....
