«Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно- пространственной среды музыкального зала ДОУ»
статья

Cластен Елена Владимировна

планирование пространства музыкального зала для музыкальных занятий дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_muz_moy.docx25.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Вишенка»

РМО музыкальных руководителей

Семикаракорского района № 2

Семинар «Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала ДОУ»

Сообщение на тему: 

«Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно-

пространственной среды музыкального зала ДОУ»

РМО музыкальных руководителей

28.03.20204г

Содокладчик:

Музыкальный руководитель

МБДОУ Д/с «Вишенка»,

педагог высшей категории

Сластен Е.В.

г. Семикаракорск. 28.03.2024г

Особенности положений ФОП при организации развивающей предметно-

пространственной среды музыкального зала ДОУ

Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана и утверждена приказом Министерства просвещения 25.11.2022 № 1028

С 1 сентября 2023 года музыкальные руководители должны привести в порядок музыкальный зал и центры музыки в группах. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) включает организованное пространство: музыкальный зал, детские музыкальные инструменты, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения, предметы для самостоятельной творческой деятельности детей.

Специалисты РАО (Российская Академия Образования) предлагают разделить комплектующие РППС на две части:

  • инвариантную, которая обеспечивает решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
  • вариативную, которая учитывает социокультурные и региональные особенности детского сада.

Инвариантная часть РППС включает:

– научно-методическое сопровождение образовательного процесса, которое позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;
– оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ООП ДО;
– дополнительные комплектующие, позволяющие обеспечить преемственность между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и др.

Вариативная часть включает:
– локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;
– программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП
 (Адаптированная основная общеобразовательная программа) для детей с ОВЗ, – парциальные программы, программы дополнительного образования и др.;
– оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.

Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 7 лет, по всем образовательным областям.

Что нового в РППС

В новой Федеральной образовательной программе (ФОП) нет жёстких требований к организации РППС, поэтому музыкальные руководители вправе самостоятельно её проектировать. РППС должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, СанПиН, образовательной программе ДОО и возрастным особенностям детей.

Пункты ФОП ДО о предметно-пространственной среде.

Пункт 31.4. Единое пространство.  Создайте единое музыкальное пространство, согласуйте между собой компоненты в зале и группах. Идеальный вариант, когда вы согласуете предметы для музыкальной деятельности по содержанию, масштабу и художественному решению.

Пункт 31.5. Региональный компонент.  При проектировании РППС учитывайте местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОО. Используйте возможности и потребности детей и их семей, педагогов, участников сетевого взаимодействия.

Пункт 31.11. Оборудование для информатизации.  Установите оборудование для информационно-коммуникационных технологий. Учитывайте регламент безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

Пункт 31.12. Цифровая образовательная среда.  Проверьте наличие элементов цифровой образовательной среды. Создайте интерактивные площадки для сотрудничества и творческой самореализации ребёнка и взрослого. Это кванториумы, мульт-студии, роботизированные и технические игрушки и др. 

Пункт 32.6. Дополнительные помещения.  Если позволяют возможности ДОО, оборудуйте в дополнительном помещении видеотеку, театральную или мульт-студию, кванториум для музыкальных опытов. Они расширят образовательное пространство. Кванториум – простыми словами это детский технопарк. Оборудуйте музыкальную мини-лабораторию, где дошкольники будут проводить эксперименты со звуками.

Условия для музыкальной деятельности

Как презентовать свой опыт, какое оборудование и инвентарь необходимы, чтобы выполнить задачи художественно-эстетического воспитания в области «Музыка».

Музыкальный зал. Просторный, светлый, уютный, без излишеств, стены окрашены в приятные пастельные тона. Фортепиано поставьте так, чтобы музыкальный руководитель, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.

Напольное покрытие. Пол в зале лучше застелить ковром, чтобы во время движений дети не поскользнулись.

Специальная мебель. Подготовьте место для хранения инструментов, атрибутов для музыкально-творческой деятельности дошкольников.

Центры музыки в группах. Для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе выделите отдельное место для занятий. Устройте музыкальный уголок и оборудуйте его мебелью, дидактическими играми и пособиями.

Музыкальные инструменты. Разместите в уголке разнообразные детские музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. Они пригодятся для свободного музицирования.

Самодельные атрибуты, элементы костюмов. Расположите их так, чтобы дети с воспитателем использовали их на занятиях, в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Их можно заменять в зависимости от сезона.

Конечно, очень важно следить за качеством звука и изображения. Помнить, что дошкольникам следует проводить у экрана телевизора не более 20 минут в день.

Аудиовизуальные средства. Наличие мультимедийных средств, записи детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, демонстрационного экрана. Так дети с воспитателем при желании послушают музыку, поиграют в сюжетно-ролевую игру «концерт», посмотрят видео к разделу «Слушание музыки».

Музыкально-дидактические пособия. Разместите музыкально-дидактические игры, изготовленные педагогами совместно с родителями. Добавьте к ним наглядные пособия, иллюстрации природы, животных, картинки по содержанию песен, фланелеграф. Также определите место для портретов русских и зарубежных композиторов, детские иллюстрации к песням, картотеки музыкально-ритмических игр, схем, сигнальных карточек и мнемотаблиц. Предложите воспитателям оформить тематическую мини-выставку по произведениям или по сезонам.

Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, методическую литературу храните в музыкальном зале, в секционных шкафах или в кабинете музыкального руководителя. Всё оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном воспитании дошкольников.

Описание развивающей среды музыкального зала, оформления музыкального зала к различным праздникам....

Предметно-пространственная среда музыкального зала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №404» г. о Самара

Предметно-пространственная среда музыкального  заламуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комбинированного вида №404» г. о Самара...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

«Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала. Роль РППС в оздоровлении детей»

Обобщение опыта работы на тему "Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала. Роль РППС в оздоровлении детей"...

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Создание музыкальных центров в группе реализует принцип воспитания всесторонне развитой творческой личности. Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей сре...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для использования игровой технологии в работе учителя-логопеда МАДОУ №75 Мартыненко Л.А.

Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды и использования в ней игровой технологии для повышения мотивационной готовности детей с ТНР в процессе логопедически...

Изменения развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала 2022г.

Изменения развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала МАДОУ №136 представлена в виде презентации....