личностно-ориентированное обучение школьников с нарушением интеллекта
учебно-методический материал

Галина Дмитриевна Безносова

Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом  ученик как личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannye_tehnologii.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

         

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа  п. Усть-Уда»

Личностно-ориентированное обучение школьников  с нарушение интеллекта

2024 г.

 Главное в личностно-ориентированном обучении  детей с ОВЗ – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь в психологическом и социальном  развитии, радости познания обучающихся, и, в первую очередь, формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие его индивидуальности

          Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Технология личностно ориентированного обучения обусловлена следующими задачами:

- заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

- развить творческий потенциал учащихся;

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться

В  школе,  ученик – это  главная фигура образовательного процесса.

   Модель личностно-ориентированного обучения составляет:

разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

       дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, уровню психического развития;

      индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

     субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо  строить образовательный  процесс таким образом, чтобы педагог являлся не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

А. В. Луначарский писал: «…преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам».

Сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика:

- любое новое знание должно опираться на опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности;

- при организации личностно-ориентированного урока учитель должен уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, нужно продумывать не только какой материал будет сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;

- подбор дидактического материала к уроку требует от учителя не только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;-------

- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы общения, все формы сотрудничества.

Педагог  коррекционной школы  для осуществления личностно-ориентированного обучения   должен уметь:

- строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний;

- при подготовке к уроку учитывать рекомендации узких специалистов индивидуально для каждого учащегося;

- гибко и вариативно предлагать материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;

- разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала;

- давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости;

- организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.

Кроме того необходимо обратить внимание на выполнение основных принципов личностно-ориентированного урока:

- стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;  

  - поощрение стремления учеников предлагать свои способы выполнения задания;

 - применение заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать  тип, вид и форму работы;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.

Учебные занятия предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, сопровождение некоторых уроков тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе урока, различную расстановку парт .

Главная цель— создание условий для познавательной активности учеников. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.

 Необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка:

 - создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

 -  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят;

 - опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

 - использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать;

- возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

- возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;

-  учёт жизненного опыта каждого ребёнка ( знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

Некоторые приёмы и технологии применяемые мною на уроках:

Работа с индивидуальными карточками. Все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя уровневые задания, таким образом, у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Ученики  получает индивидуальную  карточку, содержащую с различные задания, выполняют задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его индивидуальными  способностями. Например вот карточки для урока математики (тема решение примеров) или карточки на осознанное чтение разного уровня сложности( в первом случае собирают пазл картинку, что облегчает понять, какое слово читает, а во втором случае по прочитанному слову надо подобрать картинку)  После выполнения задания провожу  беседу-проверку: В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейших заданий. (Технология индивидуального обучения)

Применение на уроках  разных  технологий. Например, при изучении темы «Овощи»  можно организовать «поход» в магазин. Дети учатся дифференцировать в данной игре овощи и фрукты, развивают связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки.. Во время  игры применимы технологии саморазвивающего обучения: саморазвитие личности в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка детей через игру к адаптации в социуме)

.Так же для детей с нарушениями речи и интеллекта приемлемо использовать  в своей работе технологии мнемотехники, что  позволяет интегрировать несколько образовательных  областей: социально-коммуникативное развитие;  познавательное развитие; речевое развитие.   Так при изучении темы Домашние птицы, Куры  изучение данной темы строилось опираясь на опыт школьников. Учащиеся получают знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности.

Использование дидактического материала различного уровня сложности например на уроке математики.                  

Или работа на уроках ППД  часто применяю технологию поддержки ребенка. (составление композиции из геометрического материала разного уровня сложности позволяет детям выполнять задания в зависимости от своих возможностей, Неуверенный в своих силах ребенок,  получает  возможность получить положительную оценку.

На таких уроках утомление минимальное.  

Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов. В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности.

Заключение

Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом  ученик как личность. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному  опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Особенности личностно-ориентированного обучения в коррекционной начальной школе связаны с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, тоном общения, субъект - субъектными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).

Литература.

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.
  2. Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь Советская педагогика. - 1992. - №12.
  3. Васина Л.Г. Реабилитация через образование Дефектология. - 1998. - №5.
  4. И.В. Возняк, Л.В. Годовникова. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. – Волгоград, 2011.
  5. Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
  7. Коррекционно-развивающее обучение. Под ред. В.В.Пустоваловой – Волгоград, 2008.
  8. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М., 1996.
  9. Мониторинг качества учебного процесса. Под ред. Г.П.Попова – Волгоград, 2011.
  10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.
  11. Поташник М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его // Народное образование. – №4, 2006.
  12. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Под ред. Л.С. Сековец. – Нижний Новгород, 2007.
  13. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
  14. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? М, 2005.
  15. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  на примере  урока СБО ...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Обучение младших школьников с нарушением интеллекта игре

Игра - естественный способ развития ребенка. Такими создала нас природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. А   умственно отсталым младшим школ...

Роль наглядности в обучении школьников с нарушением интеллекта.

Применение наглядности в коррекционной школе является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изу...

Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...

Системно-деятельностный подход в обучении школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точк зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме "Сло...