Обучение младших школьников с нарушением интеллекта игре
материал по теме

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Игра - естественный способ развития ребенка. Такими создала нас природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. А   умственно отсталым младшим школьникам свойственный ограниченность объема, неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, слабая его концентрация, отвлекаемоть, пониженная способность к переключению и распределению внимания - всему этому может помочь игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра и лаборатория педагогики и психологии

постдипломного образования

Итоговая аттестационная работа

Обучение младших школьников с нарушением интеллекта игре

       Выполнила:

слушатель КПК по программе

«Профессиональная компетентность

воспитателя  С(К)ОУ»

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Силантьева С.Н.

Чебоксары

2014

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников с нарушениями интеллекта игре……………………………………………….6

Глава II. Обучение младших школьников с нарушением интеллекта

 игре……………………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………24

Список литературы …………………………………………………………..26

Введение

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими создала нас сама природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре.

Игра имеет большое значение  в воспитании детей. Она является средством всестороннего развития детей. Особенно велика роль игры в воспитании взаимоотношений между детьми. В игре детям приходится договариваться о совместных действиях, о распределении ролей, подборе игрушек, при этом формируются навыки поведения детей в обществе сверстников.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В различных системах обучения детей с нарушениями игре отводится особое место. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Таким образом,  тема данного исследования – актуальна.

Историография

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В.Штерн, Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игре не разъединяет, а, напротив, объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

 Методологической основой исследования являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями такими как, 3.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста», Л.А. Венгер «Дидактические игры. Книга для воспитателей детского сада», О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». Психологические игры, упражнения, сказки», В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»,  Е.В. Белинская «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников»,  С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития дошкольного и младшего школьного возраста». Так же данной тематике посвящены следующие работы: М.А. Панфилова  «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры»,  О.В. Захарова «Роль игры  в обучении младших школьников», О.С. Муйфуровой «Дидактическая игра как коррекционное средство обучения математике детей с нарушением интеллекта», О. Смоликова, М. Кулешова «Развивающие игры для детей от двух до пяти лет». Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Предмет данной аттестационной работы: обучение младших школьников с нарушением интеллекта игре.

Объектом исследования является игра  и обучение ею младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель работы:  построение системы  развивающих игр, используемых во внеурочное время, и направленных на формирование внимания, которое идет в одних случаях при  разных видах восприятия (зрительном, слуховом, осязательном), в других – на уровне мыслительных операций, представлений, процессов памяти и т.д.

Задачи работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу и раскрыть:

 - психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта;

 - особенности обучения  игре детей с нарушением интеллекта;

2. Построить систему развивающих игр с детьми с нарушениями интеллекта.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической  и методической  литературы, наблюдение.

Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников с нарушениями интеллекта игре

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразному  по составу массе детей (более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического  повреждения головного мозга, имеющего диффузный,  то есть широко распространенный, как бы разлитой характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывает многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Но, несмотря на это, дети - олигофрены способны к развитию. Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения  от нормального развития.

Признание единства основных закономерностей развития, имеющих место в норме и патологии, направляет внимание исследователей не  только на выявление недостатков, свойственных познавательной деятельности и личности ребенка – олигофрена, но и на определение имеющихся у него потенциальных возможностей, которые, собственно, и обеспечивают его продвижение в общем развитии.

При умственной отсталости биологический и социальный факторы воздействуют на ребенка. Биологический определяет время наступления вредности, наличие сопутствующих нарушений и глубину дефекта, а также его структуру, что непосредственно сказывается на темпе и характере развития ребенка, обнаруживаясь в индивидуальных проявлениях. Возникший у ребенка первичный дефект в дальнейшем приводит к возникновению вторичных и третичных отклонений. Однако биологические факторы не следует считать только отрицательными. Они обуславливают и определенные положительные изменения, происходящие в организме ребенка по мере его роста.

Биологическая неполноценность ребенка является фактором, препятствующим усвоению им общечеловеческой культуры. Но роль социальных факторов очень велика. Они могут в известной мере способствовать сглаживанию присущих ребенку отклонений, содействовать его продвижению в плане становления познавательной деятельности и формирования личности, или, напротив, усугубить его дефекты. То зависит от характера социальных факторов, их направленности и силы воздействия.

Возможности коррекции недостатков психической деятельности олигофренов несомненны. Однако положительное воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей обоих факторов может давать хоть и значительные, но ограниченные результаты. Умственная отсталость по существу своему является необратимым состоянием.

Обучение для умственно отсталого ребенка более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую  из окружающей среды информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности.

Хотя умственно отсталые дети способны к развитию, даже при наличии специально организованных, адекватных для их состояния условий, темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. Они с большим трудом овладевают тем, что нормальный ребенок усваивает самостоятельно, естественным путем. Быстро забывают, казалось бы, хорошо усвоенное, в связи с чем требуется многократное возвращение к пройденному. Объем получаемых им знаний невелик. Умения и навыки требуют упорной работы по их закреплению, в противном случае быстро распадаются.

Для развития умственно отсталого ребенка весьма значима материальная база, те условия жизни, в которых он находится, обстановка, достаток в семье. Однако самую большую роль играют окружающие ребенка люди, их личностные качества, наличие стремления оказать ему действенную помощь. Эта помощь будет тем более эффективной, чем более глубокими и разносторонним знаниями о возможности развития умственно отсталых детей, об их особенностях, о путях воспитания и обучения  располагают эти люди.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира:  в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо (например, при рассмотрении картин, чтении книг, прослушивании радиопередачи, списывания текста, шитья); в ходе мыслительных операций (сравниваем, выделяем, а затем обобщаем признаки определенных объектов, явлений и т.д.); при речевом общении ( следим за своей речью и речью собеседника и т.д.); при запоминании, воспроизведении и т.д. Сформированность внимания – важный показатель личности.

Умственно отсталым младшим школьникам свойственны ограниченность объема, неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, слабая концентрация внимания, отвлекаемость, пониженная способность к переключению и распределению внимания.

Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания учащихся с умственной отсталостью, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Воспитание и коррекция внимания умственно отсталых младших школьников должна происходить в двух направлениях: возбуждение и поддержание внимания на занятиях, выработка и закрепление навыков произвольного внимания во всех видах деятельности; развитие отдельных свойств внимания, таких как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем.

Оптимальным средством развития внимания умственно отсталых младших школьников являются упражнения, проводимые в интересных для умственно отсталых школьников игровых и занимательных формах.

Воспитание внимания начинается с развития наблюдательности, и поэтому воспитатель старается сформировать у воспитанников, прежде всего способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание. Умственно отсталые ученики часто не имеют представлений об обычных предметах, не умеют называть их части, основные свойства. Еще больше трудностей вызывает наблюдение незнакомых предметов. В этом случае умственно отсталому ребенку оказывается стимулирующая помощь: педагог задает наводящие вопросы или обращает внимание ребенка на пропущенные им моменты.

Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т.д. их деятельность становится боле направленной.  А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так, лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка и т.д. не только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти руки, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.

Глава II. Обучение младших школьников с нарушением интеллекта игре

Большой популярностью среди педагогов пользуется материал  известный в психологии «корректурных проб», предназначенный для исследования различных свойств внимания.

Например, при проведении экскурсии в осенний лес детям предлагается самостоятельно найти лист осины, рябины, березы и других деревьев и обязательно объяснить, по каким признакам они узнали листья. Вопросы: «Как ты узнал, что это береза, а не рябина?» и задания «Докажи, что это береза, а не дуб» - стимулируют необходимость быть особенно внимательным при наблюдениях.

Выработке  распределению внимания в процессе зрительного и речевого восприятия способствуют занятия, на которых воспитаннику нужно рассказывать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочередно знаки: +-+-+-.

Другой вариант: вычеркивать букву и считать удары (ведущий через определенный интервал ударяет карандашом по столу).

Игра «Найди различия» хорошо тренирует зрительную память. Играть можно везде и всюду – на игровой площадке, на улице, на прогулке. Главное, заметить то, чего вчера не было. Или было, но отличалось от вчерашнего. К примеру: «Вчера на этом дереве было три птицы, а сегодня ни одной», «Вчера здесь стояла красная машина, а сегодня – две белых и грузовик». «Вчера еще лежал снег, а сегодня уже растаял».

Развивают наблюдательность, активизируют внимание умственно отсталых младших школьников такие домашние задания: подготовить рассказы на темы «Что встретилось на пути?», «Наш двор». Для тренировки наблюдательности эффективен подсчет встретившихся детям на прогулке машин разных марок, деревьев одной породы и т. п. Часто наблюдение бывает неполным из-за отсутствия необходимых слов в словаре ребенка.

Во время прогулок воспитатель проводит коррекционные игры - как индивидуально, так и фронтально. При выборе игры воспитатель должен учитывать степень ее трудности, индивидуальные особенности воспитанников своей группы, заранее подумать какую пользу принесет каждому из них игра. Например, игры направленные на развитие памяти и внимания «Что изменилось в костюме?» или «Кто больше увидит?».

Игра, направленная на развитие внимания, и в то же время, на развитие силы воли это «Наоборот». Воспитаннику на вопросы нужно отвечать словом и кивком головы. При этом, если согласен, то говорить «да», одновременно покачиванием головы выражать несогласие, и наоборот. Эта игра очень трудная, поэтому ребенок может не сразу понять условие и не сможет параллельно давать два противоречивых ответа.

В задании «Не ошибись» ребенку предлагается назвать поочередно пары слов одушевленных и неодушевленных. В другом варианте игры нужно определить «съедобное – несъедобное». Ведущий называет предметы и бросает мяч. Если названный предмет съедобный, воспитанник должен поймать мяч, если несъедобный, ловить не надо.

Следует отметить, что перечисленными выше играми-заданиями не ограничивается работа по развитию внимания. Да и не следует думать, что сегодня воспитателем развивается внимание, завтра – восприятие и мышление и т.д. Эффективными занятия становятся только тогда, когда в их основе лежит идея всестороннего развития ребенка. Все предлагаемые игры не только требуют от воспитанника максимальной концентрации внимания, но и приучают его к самоконтролю, развивают произвольность деятельности, корригируют пространственное восприятие, координированность движений.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке, на труде, во время домашних работ нужно обращать внимание воспитанников на те или иные предметы, явления, на их свойства. Следует учить детей вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа.

Дети учатся вычленять в предмете части, определять величину, форму, цвет, благодаря чему у него формируется целостное представление о предмете. Занимаясь с воспитанниками нужно акцентировать их внимание на правой - левой стороне, учить восприятию перспективы, направления и местоположения объекта и т.п. Можно здесь привести пример игры «Дрессированная муха». Берется лист бумаги, расчерченный на 16 клеток, пуговица, которая символизировала бы эту муху. Помещаем нашу «муху» на любую клетку поля. Теперь ведущий приказывает, на сколько клеточек и в каком направлении (вправо, влево, вверх или вниз) нужно перемещаться. В этой игре, кроме навыков счета, закрепляются и навыки определения места тела в пространстве. Дети, обучающие в  первом классе школы-интерната,  еще очень часто путают  такие понятия, как «вправо» и «влево». Пройдет время, и, играя, дети смогут уже мысленно представить себе эти передвижения «мухи», показывая  конечное верное  её  местонахождение. Стараясь совместно устанавливать размеры предметов, расстояния до них, между ними можно провести игру «Где стереть?», рисуя на классной доске.  Ребята сначала делают зарисовку  человечка, а потом, закрывая свои глаза, стирают свой рисунок по частям, но, только строго выполняя указания ведущего, который говорит, что и в какой последовательности стирать, например: рот, нос, руки, ноги, все туловище. Интересна игра «Ухо - нос», формирующая пространственную ориентацию детей. Воспитанник слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха, «Нос» - дотрагивается до носа.  Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. Постепенно и другие части лица тела вводятся в игру. В том же смысловом ключе игра «Повторяй наоборот». Здесь ведущий выполняет различные движения: поднимает руку, берет ручку, встает со стула и т.д. Игроки должны в точности повторить его движения но, наоборот. Ведущий отпускает руку – игроки поднимают, ведущий садится – игроки встают. Игрок, который сделал ошибку, выходит из игры. Работа по формированию координации движения «Запомни и пройди». На асфальте мелом чертится зигзаг длиною два-четыре метра. Участникам дается время на подробное изучение тропинки, после чего они по очереди должны пройти точно по линии сначала смотря вперед, потом, закрыв глаза, а кто сможет – спиной вперед.

Восприятие времени особенно сложно умственно отсталым детям. Длительность, скорость, последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. Они не представляют, что можно сделать за 5 мин, за 2 ч, за 1 день и т.д. и как все эти временные параметры соотносятся между собой.  Поэтому нам, воспитателям, надо чаще предлагать ребенку узнать, который сейчас час, уточнять с ним, что можно успеть сделать в то или иное время, учить его «чувствовать» время в играх, на прогулке, при выполнении работ в группе. При совместных прогулках нужно обращать внимание на признаки данного времени года. В играх и занимательных занятиях закрепляется представление о сутках (утро, день, вечер, ночь), днях недели, месяцах. Нужно использовать в своей речи временные слова – понятия: раньше, позже, сначала, потом, до, после, затем. Например, игра «Сначала и потом». Можно привести пару примеров из жизни:

- сначала мы умываемся, потом ложимся спать;

- сначала моем руки, а потом идем кушать.

Когда ребенок поймет значение слов, правила игры, можно предложить продолжить фразы:

- сначала едят суп,  а потом…

- сначала идет дождь, а потом …

- сначала надо овощи помыть, а потом…

- сначала пирожное покупают, а потом…

- сначала картошку сажают, а потом …

Чем увлеченнее ребенок, тем сложнее фразы можно ему предложить. Также взрослый может «ошибаться» в последовательности действий или в смысле фраз, например:

- сначала обувают ботинки, потом носки;

- сначала открывают дверь, а потом звонят в нее;

 - сначала моют посуда, потом едят;

- сначала курочка сносит яичко, а потом из него вылупляется маленький слоненок.

Исправлять ошибки взрослого – тоже особенный момент для ребенка. Вот какой он сообразительный, он понял, он-то знает правильный ответ и сможет с легкость вам его дать.

Восприятие и использование цвета умственно отсталыми детьми имеет ряд особенностей. Психологи отмечают у них пониженную цветовую чувствительность. С трудом освоив основные насыщенные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), дети еще долго путают оттенки (светло-синий называют синим и т.п.). Такие дети нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают кошку в синий цвет, огурец – в красный и т.п.). Они не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета. Остановимся на некоторых играх, что способствуют формированию восприятия и правильного использования цвета: «Кто назовет больше предметов?». Нужно  попросить воспитанника перечислить: - Что бывает красным?

- Что бывает зеленым?

-Что бывает желтым?

Выигрывает тот ребенок, что назвал больше слов по данному заданию.

Или другой вариант игры с цветовыми представлениями «Кто назовет больше предметов», например, все, что в комнате красного цвета. Можно обыгрывать и другие  основные цвета, а исчерпав их, можно прейти на промежуточные. В  игре «Узнай по цвету» ребенку даются полоски разного цвета. Затем показываются контуры предметов (листья, огурец, арбуз, василек, лимон и т.д.). После этого воспитанник должен показать полоску соответствующего цвета.

Как мы уже отмечали, все психические процессы тесно связаны между собой, поэтому выполнение предлагаемых выше заданий, направленных на формирование восприятия, развивают и умственные способности ребенка. Тем не мене, учитывая наибольшую сложность для умственно отсталых детей овладения мыслительными операциями, последним стоит уделять особое внимание.

Занимаясь с детьми, нужно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта.

Умственно отсталым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Поэтому не нужно давать им готовых ответов в поисках способов действия. Нужно учить воспитанников планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, головоломки и, конечно же, развивающие игры.

При проведении игровых упражнений воспитателю следует соблюдать определенный темп, предоставлять детям относительную самостоятельность, не перегружать их вопросами, следить, чтобы дети были внимательны к ответам товарищей

Умственно отсталые школьники часто не имеют четких представлений об обычных предметах, не умеют называть их части, основные свойства. Еще больше трудностей вызывает наблюдение незнакомых предметов. В этом случае воспитатель помогает ребенку, задавая ему наводящие вопросы или обращая его внимание на пропущенные им моменты.

Умственно отсталых детей надо учить умению выделять признаки предметов и явлений. Часто наблюдение бывает неполным из-за отсутствия необходимых слов в словаре ребенка. Пополнение их словаря различными определениями также помогает развитию наблюдательности. На внеклассных мероприятиях необходимо вводить в активный словарь умственно отсталых учащихся определения предметов и явлений, разъясняя их оттенки и значения. Упражнения можно проводить в игровой форме, в форме игры-соревнования «Кто больше?». Учащиеся делятся на две команды, которым предлагается подобрать как можно больше определений к существительным (осень, воздух, цветы, береза, ель, кошка и т. п.).

Важнейшим приёмом развития внимания и наблюдательности является сравнение, открывающее особенности предметов и явлений.

Для младших школьников с умственной отсталостью это должно быть сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд. Умственно отсталые младшие школьники способны перечислить детали предметов без их сопоставления; сопоставлению сравниваемых предметов их надо учить.

Развитию умения сравнивать хорошо помогает привлечение третьего предмета, отличающегося от обоих сравниваемых, или сравнение предметов различной степени сходства. Так, сравнение кошки и собаки станет более полным, если противопоставить им ежа, так как для ребенка станет более очевидным их сходство в образе жизни (домашние), пище (хищники), внешнем виде (мех) и т.д. По мере овладения мыслительной операцией сравнения дети начинают регулировать свое внимание, направлять свою исследовательскую активность от непосредственного восприятия к выделению в предметах существенных и необходимых сторон. При этом особенное значение приобретает правильная постановка вопросов перед ребенком в отношении исследуемого им предмета.

Детям интересна  игра «Словесный портрет». Играют по парам. Двое смотрят друг на друга. Потом разворачиваются друг к другу спинами. Ведущий сообщает, что сейчас обоим игрокам предстоит вспомнить, как выглядит напарник. Далее следует ряд вопросов, на которые игроки отвечают. Вопросы могут быть такими:

- Как зовут человека, который стоит за твоей спиной?

- Какого цвета его глаза?

 - Какая у него прическа и цвет волос?

- Во, что одет и обут человек, стоящий за твоей спиной?

Интересно, что дети до проведения этой игры не обращали особого внимания на то, как выглядит его товарищ, какого цвета его глаза, волосы. Приходилось ребятам заново знакомиться друг с другом, разглядывать, рассматривать, учиться разливать цвета и оттенки.

Одной из самых любимых игр ребят стала «Игра в художников». Каждому игроку выдается начерченное  на листе  поле на 9 квадратов. Ведущий зачитывает список слов, а игроки стараются все слова зарисовать, потом воспроизвести, глядя на картинки. Для начала брались простые слова: окно, елка, кошка, заяц, капуста…  Постепенно эти слова усложнялись – вместо слов использовались фразы, например: я ем, папа смотрит телевизор, мама спит, я мою руки, девочка играет в футбол, ежик в тумане, радость, печаль и др. Как уже отмечалось выше, эти фразы нужно зарисовать и потом воспроизвести. Игры художников – это живая игра, с каждым разом новая, интересная, требующая развития внимания, памяти.  А что нарисовали бы вы, взрослые?

Формируется мышление, речь младших школьников и в таких играх как: «Назови одним словом», «Кто что любит?», «Вставь в слова пропущенные буквы»,  «Что можно делать с … С чем можно сделать…». Воспитатель начинает фразу, чтобы ребенок его продолжил:

- Цветы можно нюхать, собирать …, а еще…

- Фрукты можно есть, чистить …, а еще…

Или наоборот:

 - Есть можно кашу, огурец, а что еще?

Дети с легкостью включаются в эту игру, даже попутно занимаясь другими делами, например, строительством игрушечного домика из маленьких деталей. По  такому же принципу можно играть в игру – кто, что делает:

- Самолет летит, а поезд едет;

 - Собака лает, а кошка …

Или:

- Вода течет, льется, а еще…

Одной из самых популярных среди детей игр является игра «Назови три слова». Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа игры. Что можно купить? (Платье, хлеб, диван). Что можно варить? (Борщ, картофель, макароны). И так далее. Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.  Но больше всего ребятам нравится играть по одному, когда конкуренты не мешают думать, ни игроку, ни ведущему. Тогда игра проходит в высоком темпе, создавая массу положительных эмоций игроку. А, что нужно воспитателю? Воспитатель же получает тройной эффект: ребенок говорит, думает, радуется.

Игра «Закончи предложение и нарисуй к нему картинку»:

- Мальчик ловит…

- Собака грызет…

- Курица снесла…

- Мама стирает…

- Девочка читает…

Игра «Закончи предложение»:

- Летом тепло, а зимой…

- Птицы летают, а змеи…

- Осенью листья желтые, а летом…

Воспитатель описывает какое-нибудь животное. Сначала называются общие признаки, потом уже более конкретные, точно указывающие на определенное животное. Например:

- Серый, злой, зубастый, голодный. (Волк)

- Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (Заяц)

 - Длинная, безногая, ядовитая. (Змея)

Начать игру «Что бывает…Какое бывает…» можно словами: «Мягким моет быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождать пока воспитанник придумает свой вариант. Или так:

- Что бывает круглое?

- Что бывает острое?

- Что бывает жидкое?

Или  наоборот: «Что может быть круглым и ароматным?». Играть в подобные словесные игры можно на прогулке или при выполнении хозяйственных дел в группе, а можно пока ваш воспитанник лепит из пластилина или рисует.

Формированию грамматического строя языка могут быть посвящены игры «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Один – много…», «Волшебное слово». В последнем случае сначала нужно договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «м» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных» слов ребенок должен просигналить: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

Все дети любят бегать, прыгать, кувыркаться, взбираться на горки и выделывать  разнообразные кульбиты. Для взрослых – это привычные виды движений, а ребенок только начинает их осваивать. Активная физическая деятельность напрямую связана с интеллектуальным развитием.  Очень поэтому  важно помочь воспитаннику освоить основные  виды движений – ходьбу, бег, метание, лазанье, прыжки, способность поддерживать равновесие тела. Освоить же основные виды движений легко можно через игру. Сколько замечательных игр известно человечеству! И все они проходят необыкновенно весело и интересно! Например, «Гуси-гуси!», «Бешеная собака», «Белки, орехи, шишки»: Все ребята встают, взявшись  за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто – орехом, кто – шишкой. Водящий один – гнезда у него нет. Есть в этой игре еще один ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тому, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орешки, и тогда меняются местами все сразу.

Маленькие дети обычно начинают свое знакомство с мячом, бросая его о землю или катая его. Такие движения очень нравятся ребенку своей доступностью.  Но простейшие, на наш взгляд, действия очень полезны – ребенок в это время производит множество физических движений. Игра в мяч развивает ловкость, наблюдательность, концентрацию внимания, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Не говоря уже об общем физическом развитии и профилактике заболеваний. Постепенно, по мере овладения техникой игры в мяч, усложняются и игры. Появляется соревновательный момент. Детям становится интересно участвовать в командных играх в мяч, которые не только способствуют развитию быстрой реакции, скорости, иногда даже силы, но и учат логически мыслить, внимательно относиться друг к другу, быть осторожными. Рассмотрим одну из таких всеми известных игр «Передай мяч»: Игроки разбиваются на две команды. Команды становятся в шеренгу одна параллельно другой. Игрок во главе шеренги по команде ведущего поднимает мяч над головой и передает его игроку, стоящему сзади, тот делает то же самое. Запрещается при этом поворачиваться. Последний игрок передает мяч таким же образом вперед. Когда мяч опять окажется у первого игрока, он кричит: «Стоп!». Эта команда выиграла. Игра «Попади по мячу»: мяч кладется на землю, игрок должен отойти от мяча на несколько шагов, посмотреть на мяч внимательно и запомнить его местоположение. Затем игроку завязывают глаза, несколько раз крутят вокруг оси. Задача игрока – не снимая повязки, найти мяч и ударить по нему. Если ему это  удалось – играет дальше, если нет – выбывает из игры.

Есть множество игр, которые развивают моторику, память, внимание, творческие способности, формируют социальные навыки. Главное же, что игра дает детям радость общения, успех, яркие эмоции. Игра – это всегда развитие, шаг вперед.

Заключение

 В данной аттестационной работе, при анализе психологопедагогической и методической литературы, были рассмотрены психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта, которые заключаются в следующем. У детей с нарушением интеллекта  наблюдается наличие органического  повреждения головного мозга, имеющего диффузный,  то есть широко распространенный, как бы разлитой характер. Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывает многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Но, несмотря на это, дети - олигофрены способны к развитию. В связи с этим  обучение для умственно отсталого ребенка более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую  из окружающей среды информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Умственно отсталым младшим школьникам свойственны ограниченность объема, неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, слабая концентрация внимания, отвлекаемость, пониженная способность к переключению и распределению внимания.

Оптимальным средством развития внимания умственно отсталых младших школьников являются упражнения, проводимые в интересных для умственно отсталых школьников игровых и занимательных формах.

Занимаясь с детьми, нужно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта.

При проведении игровых упражнений воспитателю следует соблюдать определенный темп, предоставлять детям относительную самостоятельность, не перегружать их вопросами, следить, чтобы дети были внимательны к ответам товарищей

 В данной итоговой аттестационной работе была сделана попытка построить систему развивающих игр с детьми с нарушениями интеллекта, основываясь как на личном педагогическом опыте, так и педагогов-новаторов. Все предлагаемые игры не только требуют от воспитанника максимальной концентрации внимания, но и приучают его к самоконтролю, развивают произвольность деятельности, корригируют пространственное восприятие, координированность движений. Следует отметить то, что  перечисленными выше играми-заданиями не ограничивается работа по развитию внимания. Да и не следует думать, что сегодня воспитателем развивается внимание, завтра – восприятие и мышление и т.д. Эффективными занятия становятся только тогда, когда в их основе лежит идея всестороннего развития ребенка.

Список литературы

                             

  1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -160с.
  2. Муймарова О. С. «Дидактическая игра как коррекционное средство  обучения математике детей с нарушениями интеллекта». Методическая разработка. Гаврилов – Ям,   2010.
  3. Смоликова О., Кулешова М.  Развивающие игры для детей от двух до пяти лет. М. , 2010. – 256 с.
  4. Игры, занятия, прогулки на летней детской площадке. 4-е изд., испр. и доп. М., 1968.      
  5. Черенкова Е.Ф. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. М., 2009.
  6. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. Пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. М.: Просвещение, 2010. – 96с.
  7. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – 2-е изд., М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 – 48 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности развития «образа Я» у младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности развития «образа Я» у младших школьников с нарушениеминтеллекта...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»

Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...