Выступление на педсовете: "Воспитательный компонент на уроках русского языка и литературы"
материал

Зайцева Ирина Николаевна

для педсовета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный компонент на уроках русского языка и литературы.

Самая распространенная форма работы в школе – урок. (слайд 2) На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Многие часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала. (слайд 3) К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Еще античные мыслители ставили вопрос:  «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель»? И сами же отвечали: «Потому что ВСЕ учителя должны являться наставниками морали». Сегодня по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда.  Это настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. (слайд 4 ) Поговорим о воспитательных возможностях таких предметов как русский язык и литература.

Задача уроков РЯ не просто научить ребёнка правильно писать слова и верно ставить знаки препинания, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство, а значит, можно формировать средствами языка различные стороны личности ребёнка: эстетические качества, нравственные, патриотические.

Главный предмет воздействия здесь – слово, художественный текст.

Например, идет урок русского языка, записываем предложение о хлебобулочных изделиях. По ходу урока выясняется, что дети не знают, что такое коврижки и крендели. После разъяснения разговор логически перетекает в беседу о том, как тяжело производится хлеб, как долг его путь от зернышка пшеницы до мягкой булочки на нашем столе, о бережном отношении к хлебу, а значит и к труду очень многих людей, Научиться грамотно писать – это, безусловно, важно, но и душе после каждого урока что-то должно остаться, некое духовное приращение, какое-то, пусть крохотное, нравственное зернышко.

Стараюсь найти возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал. (слайд 5) Предлагаю группу слов: мальчик, девочка, гулять, Липецк, родной, город. На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены:
- разные части речи,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.

Предлагаю ребятам исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений:

- исключить следует слово «мальчик» (как единственное, содержащее показатель мягкости)
- «родной» (как единственное прилагательное) и т. д.

А добравшись до слова «Липецк» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше о том, как мы понимаем слова «мой город», что значит «любить свою город, страну», как и от кого мы ее защищаем и бережем.

(слайд 6 ) Антонимы

Лики лжи.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной,

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой,

Скромненькой бывает и нарядной,

Выдающейся и заурядной,

Откровенной нелицеприятной,

Предлагаю ребятам объяснить значение употребленных здесь прилагательных. Дети приходят к выводу, что правда каждого из нас делает лучше, чище.

(слайд 7 ) На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку.

«Тире между подлежащим и сказуемым» - Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; Родина – мать, сумей за не постоять;

«Прилагательные полные и краткие» - Своя земля и в горсти мила; Глупа та птица, которой гнездо свое не мило;

«Степени сравнения имен прилагательных» - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти;

«Не с глаголами» - Правда в огне не горит и в воде не тонет; Согласного стада и волк не берет; После дела за советом не ходят;

«Глаголы на –тся, -ться» - Конь познается при горе, а друг – при беде; Грамоте учиться – всегда пригодится; Пуганая ворона и куста боится;

«Однородные члены предложения» - За совесть, за честь хоть голову снесть; Спишь, спишь, и отдохнуть некогда; Не пером пишут, а умом и т.д.

Особое внимание нужно  уделять работе над сочинениями. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя)  ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой. (слайд 8)  Например, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце. Согласны ли вы с этим высказыванием. Напишите сочинение-рассуждение.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Но уроки русского языка невозможно рассматривать без уроков литературы. Ведь литература играет огромную роль в идейно-нравственном формировании личности, в ее гармоничном развитии. Патриотизм, любовь к народу, уважение его культуры всегда отличали выдающихся представителей отечественной словесности. Литература – это учебник жизни и побудитель к духовной работе.

Рассмотрим некоторые виды деятельности, формирующие воспитательную функцию уроков литературы.

Приёмы, используемые на уроках: (слайд 9)

- проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию). Например, при изучении рассказа Астафьева «Васюткино озеро» выясняем не только нравственный аспект рассказа (затеси- народная мудрость предков, выработанная в условиях существования с природой, ответственность перед лицом опасности), но и даётся задание школьникам поставить себя на место главного героя, оценить свои возможности и попробовать честно поразмышлять над вопросом: «Как бы я повёл себя в подобной ситуации?» Надо отметить, что дети достаточно реально представляют свои возможности и редко кто их завышает. И тут нужно направить размышления учеников к верному выводу ,что нужно формировать в себе, чтобы не спасовать перед лицом опасности.

- проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?

(слайд 10 ) Пример. «Тарас Бульба» Гоголь. Обсуждаем поступки героев Остапа и Андрия. Мнения разделились, несколько человек на стороне Андрия, несколько - на стороне Остапа. Пытаемся спроецировать на наше время. Выясняем , что и в наше время существует люди, которые способны пожертвовать своей жизнью ради родной страны, а предатели осуждаются обществом.

Текст художественного произведения уже несёт определённую эмоциональную нагрузку, заставляет думать, сопереживать, соглашаться или опровергать мнения героев произведения.

На примере любого произведения, изучаемого в курсе литературы, можно воспитывать различные нравственные качества или демонстрировать примеры положительного и отрицательного жизненного опыта, учитывая собственный опыт учащихся или его отсутствие.

Это милосердие и сопереживание в рассказе «Чудесный доктор» Куприна. (Мерцалов).
Ряд нравственных вопросов нам открывает повесть Пушкина «Капитанская дочка» своим эпиграфом «Береги честь смолоду». Тема жестокости по отношению к людям не таким как все. А хотел бы ты быть Юшкой? Большой отклик, обычно женской части класса вижу на письмо Татьяны, когда говорим о том, можно ли признаться в своих чувствах мужчине первой. «Мертвые души» Гоголя сразу ставят вопрос своим названием. А может ли душа быть мёртвой?

Формировать культуротворческое и эстетическое воспитание нам помогают дополнительные инструменты – это и посещение театров, кинотеатров, музеев.

Городские воспитательные акции , проводимые ежегодно.

Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:  
- учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; 
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; 
- использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 
- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; 

- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по здоровьесбережению обучающихся...

Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Сопроводительный презентационный материал к выступлению по  теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в сельской национальной школе...

"Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Доклад представлен на заседании школьного методического объединения, представляет собой обобщение опыта по проблеме....

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....