Внеурочная деятельность учащихся по математике как фактор повышения эффективности образовательного процесса.
статья

Бутакова Галина Николаевна

Увлекательная форма заданий избавляет человека от усилий, которые нужны, чтобы сосредоточиться – всё происходит естественно.

«Сосредоточенность - вот в чём секрет силы».

 (Р.У. Эмерсон)

 

Внеурочная работа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУЛЫКСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671920 Республика Бурятия Джидинский район с. Булык ул. Чапаева, 51

e-mail: Bulikbest@mail.ruтел: 8(30134)98-5-86

Внеурочная деятельность учащихся по математике как фактор повышения эффективности образовательного процесса.

Увлекательная форма заданий избавляет человека от усилий, которые нужны, чтобы сосредоточиться – всё происходит естественно.

«Сосредоточенность - вот в чём секрет силы».

 (Р.У. Эмерсон)

Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Внеурочная работа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.

В преподавании всех учебных дисциплин урок считают основной формой работы. Для этого есть все основания. Однако сам по себе урок не может решать все задачи, которые стоят перед учителем в процессе обучения математике. Среди дополнений к уроку особое место имеет внеурочная работа. Под внеурочной работой понимают организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые под руководством преподавателя с учащимися во внеурочное время при соблюдении принципа полной добровольности участия в них.

Внеурочная работа по математике преследует такие цели:

  • повышение интереса учащихся к математике;
  • пропаганду успехов математики;
  •  выявление наиболее способных к математике учащихся и оказанию им помощи.

Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его.

Формы внеурочной работы могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом, в школе может осуществляться целенаправленная, опережающая работа по развитию у ученика самой способности принятия решения, освоению им поля возможностей и ответственности.

Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике. Таким образом, в практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету «математика», повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Во внеурочной деятельности, в том 29 числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная научная информация, в учебнике, а знания, «пропущенные» через личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним неравнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам.

Принципы построения внеклассных и внеурочных занятий по математике.

1. Принцип научности. Известно, что принцип научности состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют устоявшимся в современной науке положениям.

 2. Принцип последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, материал дополнительных мероприятий должен раскрываться перед учащимися в определённой системе. И что особенно важно – должна быть соблюдена определённая преемственность, с точки зрения содержания материала, между изучаемым в классе и на дополнительных занятиях.

3.Принцип преемственности и перспективности. Вполне возможно строить работу так, чтобы дополнительный материал несколько опережал классный.

 4.Принцип связи теории с практикой. Эта связь, формирует у школьников навыки и умения, которые позволят им умело применить полученные знания в учебной и практической деятельности.

5.Принцип доступности. Учителю следует помнить, что материал дополнительных занятий может несколько выходить за рамки программных требований, но, ни в коем случае не должен превышать возрастные, интеллектуальные и познавательные возможности детей.

 6.Принцип добровольного участия школьников. Он предполагает наличие у детей определённого круга интересов, который позволит им выбрать определённый вид деятельности и самое важное желания заниматься этой деятельностью.

 7.Принцип занимательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса

На сегодняшний день основным механизмом развития системы  основного  образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы  качественным изменениям в деятельности...

Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.

Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация  которой рассматривается сегодня к...

Профессиональный и творческий рост учителя математики как условие повышения эффективности образовательного процесса

Профессиональный и творческий рост учителя математики как условие повышения эффективности образовательного процесса...

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...